Заикание : симптомы, причины, лечение у детей и взрослых

Рубрика: Медицина

Заикание у детей 2-лет – причины, тактика любящих родителей

Заикание у детей развивается в возрасте от двух до шести лет. Как распознать заикание у ребенка 2 или 3 лет? Как понять, что это проблемы с речью, а не просто этап формирования речевых навыков?

Причины заикания у детей 2-3 лет

Причины нарушения речи в возрасте 2-3 лет разнообразны, но чаще связаны с нарушением работы центральной нервной системы, с поражением головного мозга, нарушениями строения речевого аппарата. Поэтому для решения проблемы рекомендованы не только занятия с логопедом, но и консультация невролога, психотерапевта.

Причинами заикания у детей в два-три года являются:

Патология беременности – внутриутробная гипоксия, инфекции.

  • Гипоксия в родах, преждевременные роды.
  • Наследственность – заикание есть либо было в детстве или у одного из родителей.
  • Особенности личности ребенка – дети-холерики заикаются чаще, чем дети-сангвиники или меланхолики, что объясняется их повышенной нервной возбудимостью.
  • Психологическая травма – острая или хроническая. При острой психологический травме малыш в 2 или 3 года мог испугаться, однократно пережить сильное нервное потрясение. Хроническая психотравма характерна для детей, живущих в конфликтных семьях, когда ребенок постоянно слышит ссоры и скандалы, видит ругающихся взрослых, агрессию.
  • Длительное времяпрепровождение за планшетом, смартфоном, компьютером. Дошкольнику в 2 или в 3 года не нужны компьютерные игры, погружение в виртуальную реальность. У него формируется мировосприятие, навыки общения. Старайтесь ограждать детей в таком возрасте от гаджетов, чтобы уменьшить проявления заикания.
  • Инфекции, перенесенные в детском возрасте, – менингит, энцефалит, или травмы головного мозга – ушиб, черепно-мозговая травма.
  • Ложное заикание – копирование взрослых, если в семье есть кто-то заикающийся.
  • Переучивание левши. Неправильная тактика, которую выбирают некоторые родители, если сами пишут правой рукой.
  • Активное введение второго иностранного языка в возрасте 1,5 – 2,5 лет, связанное с переездом в другую страну или чрезмерно настойчивым ранним развитием ребенка. В этом возрасте малыш не до конца освоил общение на родном языке, и введение иностранного языка вызывает сильное нервное перенапряжение, что и провоцирует заикание.

Признаки заикания у ребенка 2-3 лет

Во время диалога малыш делает частые паузы, при этом заметно, как напрягаются мышцы лица, шеи.

Ребенок размахивает руками, сжимает кулаки или переступает с ноги на ногу, если у него не получается произнести звук или слово. Дополнительными движениями при заикании он помогает выразить, что не удалось донести с помощью речи.

При произношении сложных слов у детей с заиканием дрожат губы.

Обратите внимание, что малыш может просто подражать старшим. Маленькие дети во всем копируют взрослых. И если в ближайшем окружении есть человек с заиканием (логоневрозом), малыш будет ему подражать, копировать неправильное произношение слов.

Что делать, если ребенок заикается в 2 года или в 3 года?

Записаться на прием к неврологу и логопеду, психотерапевту. Чтобы избавиться от заикания в 2 года, следует четко выполнять все рекомендации врача, в некоторых случаях – добавлять медикаментозное лечение.

Для успешного лечения заикания в возрасте 2-3 лет соблюдайте общение правила общения с ребенком, который начал заикаться.

Снимите речевые нагрузки у детей, не начинайте разговоры с ребенком, не настаивайте, чтобы он отвечал на все ваши вопросы.

До минимума снижайте эмоциональность в разговоре, говорите медленно, спокойно, отчетливо. Если ребенок торопится, напоминайте, чтобы он не спешил.

Организуйте четкий режим дня, строго придерживайтесь его.

Мультики и просмотр телевизора до 15-30 минут в день, не более. Старайтесь, чтобы ребенок не смотрел рекламу.

Ограничивайте новые поездки, общение с незнакомыми людьми. Не настаивайте, чтобы малыш с ними разговаривал.

Читайте ребенку сами, но немного, до момента, когда видите первые признаки его утомления.

Предпочитайте игры, которые не вызывают сильного эмоционального возбуждения, – песочница, переливание воды, игры с крупами.

Отличный вариант – записать малыша на плавание, если он любит воду и с удовольствием воспримет бассейн. Для детей, которые бояться воды, не следует создавать лишний стресс.

Не отдавайте ребенка, который начал заикаться, в детский сад раньше трех лет. Адаптация к детскому саду резко ухудшит его произношение и формирование речи.

Формы заикания и характерные признаки

Дефект речи классифицируют по двум признакам: течению патологии и характеристике судорог мышц. По первому признаку выделяют:

  1. Постоянное невротическое заикание – нарушение непрерывно присутствует в любых ситуациях.
  2. Волнообразное – дефект периодически исчезает, затем появляется снова в пределах 1–3 суток. Это связано с колебаниями эмоционального фона человека.
  3. Рецидивирующее (возвратное) – дефект исчезает на длительный период (до нескольких лет), после чего появляется вновь.
Читайте также:  Виды темпераментов, влияние на формирование характера

Формы заикания и характерные признаки

По характеристике судорог различают:

  1. Клонические – множественные спазмы мускулатуры речевого аппарата идут один за другим, вызывают непроизвольный повтор согласных звуков, запинки при произнесении слогов или слов при разговоре.
  2. Тонические – следствие длительного сильного сокращение мышц рта или горла, что приводит к задержке речи, длинным паузам между словами, повторению гласных звуков.
  3. Смешанные – проявляется симптоматика клонического и тонического логоневроза.

Статья в тему: Лактофильтрум – аналоги по действующему веществу с описанием и ценами

Признаки заикания у детей лет

Речь малыша становится быстрой, невнятной. Он проглатывает окончания, речь прерывается длительными паузами. Во время говорения можно заметить напряжение мышц шеи и лица. Иногда ребенок начинает непроизвольно сжимать руки в кулачки. Некоторые во время речи машут руками, непроизвольно двигают ногами. Если у малыша появились такие признаки, то, возможно, у него заикание. Это заболевание имеет и другое – научное название – логоневроз.

Причины заикания:

  • Эмоциональные сбои в работе нервной системы, связанные с травмой во время родов или генетической предрасположенностью.
  • Нарушения в области подкорки головного мозга органического характера.
  • Сбой в работе нервной системы ребенка после перенесенных тяжелых заболеваний в раннем детстве (коклюш, рахит, корь).
  • Внезапное потрясение психоэмоциональной сферы. Оно может быть связано с детскими фобиями. Чаще всего боятся малыши темноты, одиночества. Маленьких детей может сильно напугать домашнее животное, например, собака.
  • Перегрузка речи ребенка. Его пичкают речевым материалом, который не соответствует возрасту или начинают с ним изучение иностранных языков. Психика даже вполне здорового малыша не выдерживает нагрузок.
  • Инфекционные заболевания, аденоидные разрастания, даже неправильное питание может спровоцировать логоневроз.

Заикание у детей постарше

Параллельно с судорожными приступами у заикающихся детей по мере взросления могут наблюдаться волнение, страх разговора и даже уверенность в невозможности говорить. Ребенок сосредотачивается на сложных для него звуках, некоторые дети начинают смущаться дефектов речи, отвечают кратко, очень тихо или сквозь зубы, выражена вегетативная реакция – краснеют, потеют или бледнеют. Не удивительно, что у малыша портится характер – порой они становятся болезненно обидчивыми. Такое поведение только закрепляет заикание и усиливает его проявления, ребенок попадает в замкнутый круг. Важно знать, проявляется ли заикание только в присутствии взрослых (и других детей). Иногда наедине с собой, например, при общении с игрушками, ребенок говорит спокойно. Порой в беседах со знакомыми детьми или взрослыми малыш говорит спокойно, а в волнительной обстановке заикается. Заикающиеся дети, кстати, часто поют без заиканий, и пение — способ борьбы с проблемой.

Проблемы в речи могут возникать внезапно, зачастую после периода мутизма (немоты) от пары часов до нескольких дней, или плавно, постепенно усиливаясь. Постепенное усиление характерно для неврологических заболеваний. Если условия жизни и общения ребенка благоприятные, заикание может быстро сойти на нет, однако, если в окружении ребенка и при его присутствии взрослые или дети будут акцентироваться на его дефекте – проблема усилится, и малыш на ней зациклится. Ребенок боится оакзаться в центре внимания, его нервная система перегружается и проблема усиливается.

Симптомы

Внешние проявления дефекта могут отличаться в зависимости от его причины, степени тяжести и активности лечения. Но почти во всех случаях есть общие признаки. Помимо запинок в речи существует множество сопутствующих проблем, мешающих развиваться, общаться и реализовывать себя.

Речевые судороги

  • клонические
  • тонические
  • смешанные

Клонические судороги обычно возникают в начале формирования болезни. На этом этапе малыш повторяет первые буквы или слоги в словах: к-к-котенок, ма- ма- машина. В большинстве случаев такие запинки проходят самостоятельно, если родители правильно себя ведут.

Другой вариант — формирование стойкого вида заикания с тоническими проявлениями.  Для них характерны паузы и провалы в речи: п…ривет, к…ошка. При длительном детском заикании судорожные эпизоды носят смешанный характер.

Нарушение дыхания

Симптомы

Дыхательные движения у заикающихся детей всегда поверхностные, они не работают диафрагмой. Сначала это связано с попыткой замаскировать дефект, а затем диафрагма настолько слабеет, что не может выполнять свои функции.

Неправильная интонация

В связи с речевыми проблемами и сопутствующим неврозом у детей возникает нарушение интонации. Их речь часто монотонная, невыразительная, неэмоциональная. Очень часто интонация не соответствует содержанию. Порой собеседнику заикающийся кажется раздраженным и грубым.

Психосоматические реакции

Логоневроз и смешанная форма характеризуются изменениями в психической сфере. На врожденный невротический тип личности накладываются комплексы, больной все больше замыкается в себе, а эмоциональные проблемы находят выход в виде реакций организма:

  • потливость, краснота щек
  • учащение сердцебиения
  • фобии (боязнь говорить, страх оказаться на публике)
  • нервные тики, энурез
  • синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • расстройства приема пищи (плохой аппетит, невозможность сосредоточиться на еде)
  • резкие смены настроения

Советы родителям

  1. В разговоре с ребёнком необходимо соблюдать спокойствие и размеренность. Каждое слово он должен слышать разборчиво. Если малыш переспрашивает, лучше повторить предложение несколько раз для усиления восприятия.
  2. В доме должен быть нормальный морально-психологический климат. Шумы и крики усугубляют дефект речи. Рекомендуется приучить ребёнка к медленному, но не монотонному разговору.
  3. Введение здорового режима дня будет способствовать нормализации отдыха. Здоровый сон должен продолжаться не менее 8 часов в сутки.
  4. Максимально уделять внимание ребёнку, хорошо реагировать на его добрые поступки и постоянно хвалить. Делать для него маленькие праздники, но не злоупотреблять этим.
  5. Следует исключить слишком строгие наказания и запугивания. Варианты с выключенным светом и запиранием в комнате губительны в профилактике заикания.
  6. Необходимо ограничить ребёнка в общении с родственниками и сверстниками, которые заикаются.
  7. Книжки для чтения должны быть по возрасту, чтобы ребёнок смог психологически воспринимать их. Страшные сказки следует исключить.
  8. Постоянный контроль, лечение и наблюдение у специалистов позволит сократить срок лечения заики.
  9. Ребёнка не следует загружать сложными заданиями, нельзя подолгу смотреть телевизор.
Читайте также:  Идея № 332: что необходимо для открытия собственной частной школы?

Игнорирование заикания приводит к усилению дефекта на всю жизнь. При малейших нарушениях речи требуется незамедлительно обращаться к специалистам и делать нужную терапию.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Светлана Бук

Как лечить заикание у детей дома

Одно из распространенных нарушений речи — логоневроз — сложно победить без квалифицированной диагностики. Лечение заикания у детей в домашних условиях начинают после посещения психоневролога, логопеда и психолога. Врачи должны определить причину возникновения патологии и подобрать эффективную методику, которую можно использовать без специалистов.

Общие рекомендации

Если своевременно не начать лечение заикания, оно может остаться на всю жизнь, принося малышу дискомфорт. Поэтому необходимо помогать ребенку справиться с дефектом. Основные рекомендации для родителей:

  1. Замедлить речь – не стоит разговаривать дома быстро. Ребенок будет повторять действия родителей и перестанет торопиться в высказываниях. Делают это постоянно, даже в тех случаях, когда родители думают, что сын или дочь их не слышит.
  2. Снизить речевую нагрузку для ребенка – не стоит заставлять малыша выговаривать сложные слова и фразы.
  3. Обратить внимание на детские страхи – заикание часто вызывают разные фобии, усугубление которых способствует переходу болезни в хроническую стадию.
  4. Не ставить слишком высокие требования к своему ребенку. Он должен чувствовать постоянную поддержку и понимание. За успехи нужно обязательно хвалить.
  5. Давать малышу седативные препараты, рекомендованные врачом. Они помогут избавиться от эмоциональной неуравновешенности.
  6. Ограничить время игры на компьютере, а также просмотр телевизора (особенно — перед сном).

Народные средства

При лечении логоневроза часто используют разные травы. Народные средства имеют хорошее воздействие на речевой аппарат, поэтому для борьбы с дефектом применяют:

  1. Душистую руту – 5 г сушеной травы заливают 0,5 л кипятка. Доводят до кипения, настаивают 5 минут и процеживают. Детям нужно жидкость держать во рту. В день делают 6 процедур по 20 минут.
  2. Сбор, состоящий из крапивы, ромашки, валерианы и мяты. Пить 3 раза в день на протяжении 30 дней.

Кроме того, рекомендуют смешивать 1 ч. л. меда с таблеткой мумие. Ребенок должен держать это средство во рту, сколько сможет, а потом выплюнуть. Прием — 2 раза в день. Курс – 2 месяца.

При использовании разных сборов стоит учитывать индивидуальную переносимость малыша того или иного компонента. Многие травы составляют опасность для малышей, поэтому народные средства от логоневроза применяют грамотно.

Логоритмика

Методика разработана для дошкольников, детей младшего школьного возраста и подростков. Суть ее заключается в сочетании слов и фраз с движениями и музыкой. В терапию включают:

  • пение;
  • чтение стихов;
  • прослушивание классической музыки;
  • игру на музыкальных инструментах.

Пение – это результативный метод наладить речь в домашних условиях, т. к. во время него заикание физически невозможно. Петь нужно часто, в этом процессе ребенок раскрепощается и забывает о своем дефекте.

Как лечить заикание у детей дома

Массаж

Один из самых эффективных способов лечения заикания — массаж. С его помощью добиваются таких результатов:

  • укрепляют организм;
  • нормализуют работу речевого аппарата;
  • расслабляют мышцы.

После уроков у специалиста самостоятельно выполняют точечный массаж. Подушками пальцев воздействуют на определенные точки лица и спины. За один курс ребенок проходит 15 процедур. Сначала выполняют массаж 4 дня подряд, дальше – через день. На протяжении года надо пройти 4 курса.

Другие способы терапии

Избавиться от заикания в домашних условиях можно с помощью релаксирующих видов деятельности. Полезными будут занятия йогой, расслабляющие ванны, ароматерапия, лепка из теста или пластилина. Стоит заняться общим укреплением детского здоровья, которое заключается в следующем:

  • регулирование режима активности и сна;
  • правильное питание (без сладостей, жирной, жареной и копченой еды);
  • прогулки;
  • закаливание;
  • физическая активность.

Попробовать вылечить логоневроз можно с помощью специальных компьютерных программ. Игра с тренажером положительно влияет на речь детей. Методика отличается эффективностью, когда патология только начинает развиваться.

Специалисты рекомендуют к использованию такие программы: Демосфен, Speak gentle и Dr. Fluency, Бриз Мейкер. Занятия с детьми должны быть совместные. Положительную динамику наблюдают через несколько месяцев.

Кроме того, следует регулярно делать упражнения для языка. Им нужно двигать между верхними зубами. Такие занятия очень нравятся детям. Разминать мышцы языка можно еще с помощью облизывания тарелки. В результате этого улучшается произношение многих слов.

Читайте также:  7 вещей, которые нужно понять, чтобы пережить измену

Заключение

Во время лечения логоневроза стоит учитывать возраст и особенности малыша. Главное правило – отсутствие стрессовых ситуаций. Важно донести до ребенка, что заниматься нужно усердно и постоянно.

Если через год после терапии в домашних условиях не видно существенных результатов, стоит снова обратиться к врачам. Не лишней будет консультация ортопеда, т. к. неправильная осанка также влияет на речевой центр.

Механизм возникновения логоневроза

Рассматриваемая проблема является следствием возникновения спазмов мышц органов артикуляционного аппарата. Существует несколько форм логоневроза:

  • клоническое заикание, появляющееся при кратковременных спазмах мышц, которые являются причиной повторения отдельного звука или слога;
  • заикание тонического типа отличают длительные оп времени судороги, которые провоцируют задержку речи;
  • смешанная форма сочетает в себе как клоническое, так и тоническое заикание.

ПОДРОБНЕЕ: Полинейропатия: что это, причины и симптомы, методы лечения и реабилитация после полинейропатии

Помимо возникновения судорог у органов артикуляции могут возникнуть судороги лицевых мышц и шеи.

Причины заикания кроятся в функционировании отделов головного мозга. В нем находятся отделы, которые отвечают за развитие речи. Нервные клетки головного мозга сформировали три важнейших центра, ответственные за речевое развитие.

  1. Первый центр – это центр Брока. Он обеспечивает работу мышц и связок, ответственных за речь.
  2. Второй центр – центр Вернике является слуховым центром, который отвечает за распознавание речи.
  3. И последний центр называется ассоциативным. Ассоциативным центром проводится анализ сказанного и происходит принятие решения.

Слаженное функционирование всех этих центров имеет циклическую форму. С помощью центра Брока мы способны произнести фразу, и он запускает в работу центр Вернике, который в свою очередь, воспринимая команду, сигналит ассоциативному центру. Ассоциативный центр запускает работу голосового центра.

Логоневроз возникает из-за прерывания этого цикла, возникающего в результате неравномерной скорости работы центров речи. Именно поэтому логоневроз чаще всего возникает у детей, поскольку речевые центры в раннем возрасте еще только формируются и начинают синхронно работать.

Формируясь и развиваясь, нервная система приводит к перевозбуждению центра Брока. Если он усиливает скорость своей работы, это вызывает размыкание речевого круга и нервные импульсы переносятся на участок коры, отвечающий за движения.

Это провоцирует возникновение мышечных судорог, и образование патологии, а центр Брока приходит в норму и снова замыкает речевой цикл. Нарушение в большинстве случаев возникает на согласном звуке, поскольку они по частоте схожи с нервными сигналами при возбуждении нервной системы.

В.А. Гиляровский,

М.Е. Хватцев,

С.С. Ляпидевский

Р.Е. Левина

И.В. Данилов,

И.М. Черепанов

М.И. Лохов,

Ю.А. Фесенко

Результат нарушения нормального взаимодействия

между корой и подкорковыми образованиями,

снижение регулирующей роли коры над подкоркой

Нарушение коммуникативной функции речи в

результате речевого недоразвития, приводящего к

трудностям построения фраз

Нечетко выраженная доминантность полушарий (левое

доминантное полушарие неустойчиво выполняет свою

ведущую роль по отношению к правому)

Рассогласование в деятельности различных мозговых

структур, как и при других пограничных психических

расстройств

Как помогут дыхательные упражнения

На данный момент в медицине широко используется методика дыхательной гимнастики, которая была разработана Стрельниковой А. Н. Методика лечения по курсу Стрельниковой при наличии заикания направлена на развитие правильного дыхания в процессе нарушенной речевой функции. Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой подойдет, как детям в 3 года, так и в возрасте от 5 лет.

Как помогут дыхательные упражнения

Дыхательная гимнастика на рисунке

Стрельникова считает, что лечение заикания без предварительно налаженного нормального дыхания не может быть эффективным, поскольку от этого зависит работа голосовых связок, частота вдохов и выдохов. Обычно у детей с нарушенной речью разговор идет при ключичном дыхании. В это время перед репликой они делают глубокий вдох так, что при этом поднимаются плечи, а шейные и лицевые мышцы сильно напряжены. Речь же происходит на выдохе короткими фразами или словами.

Как лечить заикание у ребенка: специалисты и методы

Ребенок стал заикаться в 3-4 года, заикается в 6-7 лет. Что делать? Можно ли вылечить заикание и как? Кто лечит заикание у детей? Давайте по порядку.

Что делать, если ребенок заикается? При комплексном подходе заикание успешно поддается коррекции! Для этого необходимо пройти обследование, чтобы определить причину и своевременно начать лечение.

  • Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, научит правильному произношению звуков, откорректирует плавность и правильность речи.
  • Психолог выявит причину заболевания, поможет в преодолении страха, беспокойства, волнения, научит правильному отношению к стрессовым ситуациям.
  • Невролог назначит соответствующую терапию для нормализации работы нервной системы.

Стабилизация эмоционального состояния и приведение в равновесие нервной системы — главные моменты при невротическом заикании. Таблетки и лекарства в виде успокоительных травяных сборов, гипноз, массаж, а также дыхательная гимнастика и упражнения от заикания, согласованные с логопедом, которые вам предстоит регулярно выполнять в домашних условиях, — все это реальная помощь вашему ребенку.

В случае неврозоподобного заикания назначается терапия нарушений головного мозга, которая направлена на восстановление психических процессов. Применение транквилизаторов и спазмолитиков, работа с психотерапевтом и логопедом — таков комплекс лечения.