Задания для детей дошкольного возраста на развитие мышления

Как найти фрукт, затерявшийся среди овощей, как понять, чем похожи и чем отличаются домики на картинке, что будет после зимы, как из треугольников сделать лес? Эти и другие задачки многие из нас помнят с дошкольного возраста. Все они направлены на развитие логического мышления у детей, а еще это увлекательные игры, благодаря которым дети знакомятся со свойствами окружающего мира. Какова роль игр на развитие логического мышления и как их проводят?

Что такое логическое мышление

Логическое мышление – это наш ориентир в окружающем мире. Умение думать и рассуждать последовательно и не противоречиво необходимо для решения повседневных и творческих задач, получения знаний.

Развитие логического мышления у детей проходит три последовательных этапа:

  • Наглядно-действенный. Все начинается с умения мыслить с помощью манипулирования предметом, к примеру, положить квадратную фигурку в паз соответствующей формы. Этот тип мышления преобладает в раннем возрасте
  • Наглядно-образный. Это момент, когда подключается воображение, и уже не обязательно видеть перед собой предмет, чтобы описать его свойства. С помощью этого типа мышления можно, к примеру, считать в уме. Это умение преобладает в дошкольном возрасте.
  • Словесно-логический. Все конструкции выстраиваются в уме с помощью понятий, рассуждений и слов. Это умение ребенок осваивает в старшем дошкольном возрасте.

Переход от первого типа мышления к третьему занимает годы. В дошкольном возрасте будут проявлены главным образом первые два типа. И о том, что ваш малыш развивается, будет свидетельствовать появление у него умения выделять главные признаки среди второстепенных, рассуждать, анализировать, сравнивать и объединять предметы по разным признакам. Кроме того, он научится выносить суждения и аргументировать их, устанавливать причинно-следственные связи и, конечно, проявлять нестандартный подход в решении рядовых задач.

Как развить логическое мышление у ребёнка?

Для этой цели с успехом можно использовать упражнения, в которых нужно восстановить пропущенную часть рассказа. Отсутствовать могут как начало, так и конец или даже середина повествования. Додумывая, предполагая, фантазируя, ребёнок развивает не только логику, но и речь, воображение, пополняет словарный запас, то есть развивает мышление комплексно.

Для того, чтобы выяснить, в какой степени у ребёнка-дошкольника (младшего школьника) развито абстрактно-логическое мышление, можно провести несложный тест, в последующем превращая его в игру.

  1. Возьмите брусок пластилина, разделите его пополам и скатайте два одинаковых шарика. Пусть ребёнок убедится, что шарики одинаковы. Попросите ребёнка представить, что это – тесто, из которого вы с ним сейчас будете выпекать булочки. Спросите малыша: «Если сейчас каждый съест свою булочку, то каждый съест поровну или кто-то — больше? Я или ты?»
  2. Возьмите один из шариков-«булочек» и распластайте, придав ему плоскую форму «печенья» (овальную, круглую или прямоугольную). Спросите ребёнка, одинаковое ли количество «теста» у «булочки» и у получившегося «печенья»? Или в «булочке» «теста» больше? Или в «печенье»? Скажите примерно так: «„Печенье“ такое тонкое. Не кажется ли тебе, что кто съест булочку, тот съест больше теста?» Спросите у ребёнка: «А если опять сделать «булочку» из «печенья», то есть шарик из плоского «печенья», то «теста» будет так же много, как и в шарике?» После этого скатайте шарик – станет видно, что количество «теста» одинаково.
  3. Один из шариков пластилина разделите на мелкие кусочки. Пусть это будут «крошки». Их должно получиться около восьми штук, и пусть ребёнок сравнит их с шариком.
Читайте также:  Безответная любовь к парню – как пережить неразделенные чувства?

Ну, а теперь – выводы:

  1. Если ребёнок рассуждал, что «булочка» – шарик пластилина – больше и толще, чем плоское «печенье» или что «печенье» больше, потому что оно длиннее и шире – значит, у него пока плохо развито абстрактно-логическое мышление. Это говорит о том, что он пока ещё не умеет отойти от измерения, на котором сосредоточился, и перейти к другому, связав их между собой.
  2. Если ребёнок колеблется в своих рассуждениях, поддаётся на Ваши «запутывания» – это означает, что абстрактно-логическое мышление у него развито пока ещё недостаточно хорошо.
  3. Если ребёнок, рассуждая, говорит о том, что оба кусочка одинаковы, ведь если сделать шарики, они будут одинаковы (или о том, что ведь ничего не убирали и не добавляли, значит, кусочки одинаковые, как и были) – значит, абстрактно-логическое мышление у него очень хорошо развито.

Игры с палочками (спичками), в которых нужно, используя определённое количество палочек, выложить определённую фигуру и (или), выбрав одну-две палочки, получить другую фигуру, развивают не только наглядно-действенное, но и логическое, и пространственное мышление. Например, из пяти палочек попросите сложить два одинаковых треугольника, из семи – три одинаковых треугольника или два квадрата.

Креативное мышление можно потренировать, предлагая малышу подумать, каким необычным способом можно применить тот или иной предмет, выбранный ведущим. Приветствуйте фантазию и оригинальность мышления ребёнка.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Раздели на группы»

Цель игры: развития навыка классификации предметов, выделение общих признаков.

Ход игры: перед ребенком раскладываются разноцветные детали конструктора, кубики, шарики и т.д. Задача ребенка – разделить предложенные ему вещи:

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников
  • по цвету;
  • по размеру;
  • по форме.

Логические игры в продаже Для детей более старшего возраста можно несколько усложнить задачу, предложив ему игрушки и выделить группы соответственно:

  • животных (диких и домашних);
  • растений;
  • предметов мебели;
  • посуды;
  • инструментов.

«Мама и малыш»

Цель игры: расширить представления детей о живой природе.

Читайте также:  12 правил успешного общения и ответов на каверзные вопросы

Ход игры: ребенку предлагаются карточки, на которых изображены различные знакомые ему животные и их детеныши. Задача ребенка – разложить их парами так, чтобы в каждой оказалось взрослое животное и детеныш.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Волшебный мешочек»

Цель игры: развитие аналитико-синтетических свойств мышления, расширение представлений о цвете и оттенках.

Ход игры: для этого задания на стол кладутся предметы разных цветов (это может быть красное яблоко, зеленый лист, желтый цветок и т.д.). В непрозрачный мешочек также складываются всевозможные игрушки. Ведущий достает один за другим предметы из него, задача ребенка – найти среди них «друзей» для игрушек на столе, подходящих ему по цвету.

Игра “Волшебный мешочек” с различными предметами

Со временем игру можно немного усложнить, дополнив чистые цвета более сложными. Либо подбирая к базовому цвету различные его оттенки.

«Лишний предмет»

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

Цель игры: научение ребенка выделению значимых признаков предмета.

Ход игры: ребенку предлагается ряд картинок или игрушек, все предметы которого кроме одного будут объединены каким-либо признаком. Задача ребенка – найти лишний предмет, который не подходит другим и объяснить свой выбор.

Игра “Лишний предмет” для малышей

«Дикие и домашние животные

Цель игры: усвоение ребенком различий между дикими и домашними животными.

Ход игры: Ведущий последовательно достает из мешка фигурки диких и домашних животных, а ребенок пробует определить их к той или иной категории. Со временем игру можно усложнить – ребенок, например, может доставать фигурки с закрытыми глазами и на ощупь определять, кто перед ним.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Профессии»

Цель игры: расширение представлений ребенка о мире профессий, правах и обязанностях человека.

Игра “Профессии” с карточками

Ход игры: перед ребенком раскладываются карточки с изображением представителей различных профессий. Задача – обозначить род деятельности каждого человека и объяснить, чем он занимается.

«Разложи по порядку»

Цель игры: развитие представлений ребенка о причинно-следственных связях, развитие элементарных операций мышления у детей дошкольного возраста.

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

Ход игры: ребенку предлагаются картинки, по которым нужно составить рассказ, предварительно разложив их по порядку.

Игра “Найти такой же предмет” – для детей 5-6 лет

«Дорисуй картинку»

Цель игры: развитие творческого мышления, нестандартного взгляда на вещи. Подобные задания также работают на развитие логики.

Ход игры: на листе бумаги изображается ряд одинаковых геометрических фигур (например, кругов, квадратов, треугольников и т.д.). Задача каждого участника игры – по очереди дополнить фигуру какими-либо деталями так, чтобы получился законченный рисунок (например, круг можно «превратить» в солнце, циферблат часов, яблоко и т.д.)

Игра на логику “Продолжи ряд”

Примеры занятий на развитие мышление у дошкольников

«Нестандартное применение»

Цель игры: развитие креативности и оригинального мышления.

Ход игры: ребенок последовательно предлагает нестандартные способы использования предметов, которые выбирает ведущий. Чем проще и привычнее предмет, и чем оригинальное будут способы его применения, предложенные игроком, тем сильнее будет эффект от упражнения.

Развивающие игрушки и игры для развития логики у детей

Психологи и фтизиатры рекомендуют начинать развивать логическое мышление детей с двухлетнего возраста. Так как именно на этом этапе ребенок способен сопоставлять причины, явления и действия окружающих его предметов.

Читайте также:  Нервная анорексия + 4 ценных совета, симптомы и современный лечения

Начиная с двух лет и до первого шага в школу, малыш проходит большой путь развития — как физиологического, так и умственного. Поэтому для этого возраста разработано огромное количество всевозможных методик, циклов, игр, направленных на развитие логики.

  • Первые игрушки знакомят малышей с формой предметов — круглый, квадратный и так далее. Взаимодействие предметов вызывает огромный интерес. Всевозможные шарики, кубики, прочие геометрические фигуры, которые можно ставить друг на друга, вкладывать в пазы, формировать из них более сложные конструкции. На этом этапе для малыша важна как созидательная, так и разрушительная сила окружающих его вещей.
  • Всевозможные погремушки, резиновые шары, мягкие игрушки знакомят малыша с различными состояниями окружающих предметов — мягкий, твердый, упругий и т. д. Это понимание и возможности разных игрушек развивают у малышей восприятие разнообразного применения предметов — мячик прыгает, твердые кубики можно ставить друг на друга, с их помощью можно разрушать уже созданное. Мягкие игрушки становятся первыми друзьями, дают понимание нежности, ласки, тепла.
  • Для развития детей дошкольного возраста очень важны коллективные игры, так как они позволяют малышам развивать не только логику, внимание, но и взаимодействие с другими детьми, облегчают их адаптацию в обществе. Очень важную роль в этих играх, упражнениях отводится взрослым — это именно они ведут занятия, награждают победителей и помогают робким, стеснительным детям освоиться в новых для них условиях.

Упражнение «таинственный мешок»

Ведущий складывает в непрозрачный мешок различные предметы, известные детям: кубики, шишки, машинки, игрушки, которые каждый день на виду у детей. И просит ребят достать, не глядя, тот предмет, который он называет, награждая правильные действия небольшими призами.

«Карточки»

Это упражнение на скорость. Ведущий раздает детям картинки с цифрами либо с изображениями нескольких предметов. Называет число, ребята должны быстро найти картинку, на которой изображено названное количество предметов. Эта игра для детей, понимающих счет.

«Летает — не летает»

Для этого упражнения необходимо расставить детей полукругом так, чтобы они видели друг друга. Ведущий рассказывает о предметах, которые могут летать и просит поднимать руки, если предмет действительно летает. В случае, если называется не летающий предмет, дети опускают руки, повторяя движения ведущего. Взрослый может сознательно сбивать детей с толку, называя не летающий предмет, поднимать руки.

Важно указывать малышам на неправильные действия и поощрять тех, кто выполняет упражнение, а не просто повторяет действия ведущего.

Начиная с пяти лет, многие дети уже активно играют в шашки, домино, шахматы, лото. Пытаются разгадывать несложные кроссворды, собирают пазлы.