У меня гиперактивный ребенок, что делать?

Попробуем разобраться, если в семье родился гиперактивный ребенок, что в таком случае делать родителям, советы специалиста психолога? Казалось бы, активный ребенок, нужно только радоваться, однако это реальная проблема и родителям нужно запастись терпением и пониманием.

Понятие гиперактивности

В 60-х годах ХХ века врачи называли гиперактивность патологическим состоянием и объясняли ее минимальными расстройствами функций мозга. В 80-х годах чрезмерную двигательную активность стали относить к самостоятельным заболеваниям, назвав «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Когда ребенок гиперактивный, признаки этого проявляются в проблемах с концентрацией внимания, памятью и обучением. Мозг такого ребенка с трудом обрабатывает информацию, внешние и внутренние стимулы. Гиперактивные дети не в состоянии быть сосредоточенными продолжительное время, контролировать свои действия и отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью.

Рекомендации психолога

Такие дети, как правило, неспособны контролировать свою излишнюю активность, что в результате очень перегружает их нервную систему, а это совсем не хорошо для развивающегося , гиперактивный ребенок, что делать родителям ?

Советы от психолога

  • Четко организованный режим всего дня: т.е. прием пищи в строго определенное время, сон и т.д.
  • Организованный постоянный и не изменяющийся домашний мир для ребенка
  • Повторяющиеся распорядки изо дня в день

Гиперактивный ребенок страдает низкой способностью к концентрации внимания, так как он постоянно, куда-то спешит и хочет за небольшое количество времени сделать множество «важных» дел. С такими детьми нужно как можно чаще гулять, играть в разные игры, чтобы их энергия уходила в правильное русло.

Детский сад

Поговорим о детском саде, на что нужно обратить внимание родителям для воспитателей при сдаче своего чада в детское учреждение? Адаптация ребенка в детском саду  может сперва проходить не слишком , что нужно решить – дать возможность гиперактивному ребенку сидеть на занятиях в удобном ему месте. В процессе знакомства с коллективом он постепенно привыкнет и позже будет с удовольствием принимать участие в тех действиях, в которых он максимально уверен. Что делать, если такой гиперактивный ребенок постоянно всем мешает, крутиться вертится и т.д? Опытный педагог всегда найдет такому ребенку занятие, например помочь что-то принести или отнести, помочь разложить картинки для игры и т.д. Ситуация усложняется, если такого ребенка отдают в платную школу обучения или школу раннего развития. Никто не будет довольным, если заплатит за урок, а его ребенок просидит все время в том же месте, где его первоначально усадили.

Школа

А вот, что делать с гиперактивным ребенком в школе? Заранее начните подготовку, больше говорите с ним, акцентируйте внимание за соблюдением общих правил поведения в обществе. Он должен понимать, что излишняя активность мешает другим. И последнее, научите ребенка расслабляться. Так сказать сделал дело, гуляй смело. Что делать родителям гиперактивного ребенка? Такого ребенка лучше отдать в детское учреждение, где основной акцент идет на развлекательные игры, а не туда, где дети сидят спокойно за партами, слушают, пишут или рисуют. Если  все же Вы отдали ребенка на детские развивающие курсы, не стоит давить на него с выполнением заданий, а больше помогать ему.

Читайте также:  Как пережить расставание с первой любовью

В семье гиперактивный ребенок, что делать родителям?

Сотрудничество родителей с гиперактивным ребенком легче всего наладить с помощью самой близкой и понятной деятельности – игры. Сдерживание физической активности такого ребенка не только невозможно, но и вредно для его психики. Бурный поток энергии можно направить в нужное русло – организовать подвижную игру с правилами, дать посильное поручение по хозяйству.

Родители непоседы могут попробовать изменить свое поведение по отношению к нему и посмотреть, что последует за этим. Следуя данным рекомендациям, сами родители почувствуют себя лучше, даже в случае отсутствия позитивного отклика со стороны ребенка.

Причины гиперактивности детей

По разным данным, от 3 до 7% детского населения планеты имеет диагноз СДВГ. Среди больных вдвое-вчетверо преобладают мальчики.

Следующие факторы предрасполагают ребенка к развитию расстройства СДВГ чаще всего:

  • дефицит важных гормонов в организме;
  • различные патологии, сопряженные с повышением температуры тела;
  • заболевания, связанные с нарушением функционирования мозга;
  • патологии, протекающие со сбоями в нервной системе;
  • инфекционные заболевания;
  • травмы;
  • хронические болезни мамы при вынашивании ребенка.

Гиперактивный ребенок: СДВГ у детей не лечится, но эффективно поддается коррекции, особенно, если меры начать принимать в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок года – года: что делать

Зачастую именно в этот период родители начинают активно обращаться к специалистам за помощью. Связано это с тем, что трехлетний ребенок в первый раз отправляется в детский сад или группу развития, где и начинают ярко проявляться признаки гипервозбудимости, а также обостряться проблемы с адаптацией в коллективе.

Возникновение гиперактивности объясняется также неспособностью нервной системы крохи быстро справиться с увеличением умственной нагрузки, новыми и непонятными требованиями.

Признаки гиперактивности в период от 3 до 4 лет

К признакам гипервозбудимости ребенка 3-4 лет относятся:

  • неуправляемость, отсутствие реакции на просьбы и приказы;
  • хаотичные движения, бег без цели;
  • задержка речевой функции;
  • невнимательность, забывчивость;
  • малыш елозит на стуле, вскакивает, вертится;
  • повышенная тревожность, вспыльчивость и истеричность;
  • плохой, беспокойный сон.

Рекомендации для родителей

Лечение и коррекция гипервозбудимости малышей 3-4 лет.

  • Обязательные занятия с детским психологом и логопедом. Работа специалистов позволит снизить чувство беспокойства и тревожности, развить речь, образное мышление, зрительную и слуховую память.
  • В этом возрасте не рекомендуются соревновательные игры. Лучше посетите бассейн или купите малышу велосипед.
  • Постарайтесь обеспечить ребенку спокойную и доброжелательную атмосферу в доме. Гиперактивный малыш должен чувствовать себя защищенным и любимым.

Правила поведения для родителей

О детях с гиперактивностью написано немало научных статей и педагогических книг, однако основная работа по воспитанию усидчивости и спокойствия у детей с СДВГ происходит дома. Специалисты рекомендуют родителям следовать ряду действий, которые направлены на постепенное снижение излишней деятельности и направление энергии в полезное русло:

  • Создавать дома спокойную и тихую обстановку, без шума, громких звуков, и, в особенности, ругани и скандалов;
  • Установить чёткий режим сна, позволяющий ребёнку высыпаться;
  • Следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся и не терял самоконтроль из-за усталости;
  • Развивать в ребёнке осознанное торможение, говорить с ним о его действиях и последствиях прежде, чем он соберётся что-то сделать;
  • Относиться ко всем поступкам ребёнка с пониманием и спокойствием;
  • Приучить ребёнка к ежедневному режиму, желательно в соответствии с режимом дня в детском саду, где у детей четко расписано время на пробуждение, прогулки, питание, послеобеденный сон и т.д.;
  • Чаще выходить с ребёнком на пешие прогулки, игры, занятия в кружках;
  • Играть с ребёнком в спокойные дидактические игры (лото, мозаика, конструкторы) для того, чтобы научить ребёнка сосредотачивать внимание, и в спортивные и активные игры, чтобы переключить энергию на пользу;
  • Использовать физическую активность для контроля над расходом энергии, но контролировать утомляемость ребёнка;
  • Использовать метод большого формата. Заниматься с ребёнком рисованием, постепенно уменьшая размер листа бумаги — это позволит ему приучиться концентрироваться;
  • Поощрять ребёнка за все поступки, в которых ему необходимо было удерживать внимание;
  • Не скупиться на похвалу, которая жизненно необходима для нервных, легковозбудимых малышей;
  • Читать с ними любые истории и сказки перед сном;
  • Избегать больших и шумных сборищ, встреч, как взрослых, так и детей;
  • Не предлагать во время игр много игрушек сразу, пусть он единовременно концентрируется только на одной;
  • Исключить агрессию и повышение тона из общения с ребёнком;
  • Не замыкаться в себе, разговаривать об особенностях ребёнка со специалистами, воспитателями, компетентными людьми, которые могут помочь вам наладить педагогический процесс;
  • Поручать ребёнку мелкие домашние дела ежедневного характера, которые он может выполнить, причём регулярно;
  • Вести вместе с ребёнком дневник или настенную таблицу для того, чтобы отмечать в ней успехи ребёнка в детском саду и дома;
  • Определять рамки дозволенного поведения твёрдо, но не жестоко, избегая бескомпромиссных приказов, но указывая ребёнку на субординацию — доброжелательно и настойчиво;
  • Стараться не говорить слова «нельзя», а если оно сказано — не отменять его;
  • Находить интересные занятия, которые легко даются ребёнку, и с помощью их поощрения повышать уверенность ребёнка в себе;
  • Уделять ребёнку как можно больше времени, внимания и позитивного общения, так как его гиперактивность зачастую только способ привлечь ваше внимание.
Правила поведения для родителей

Следуя этим нехитрым правилам уже на первых порах можно значительно скорректировать поведение гиперактивного малыша в лучшую сторону.

Читайте также:  Невроз – что это такое: симптомы и лечение

Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Помимо медикаментозной терапии, врач назначит коррекцию поведения родителей малыша. Это:

  • избегание слишком завышенных требований к ребенку;
  • соблюдение режима дня;
  • частые похвалы малыша;
  • обучение ребенка правильным взаимоотношениям со сверстниками;
  • знакомство малыша с социальными нормами в игровой форме.
Как вести себя с ребенком с СДВГ?

Родители должны стараться создавать для ребенка те ситуации, в которых он сможет показать самые сильные стороны. Для этого лучше использовать различные игры, в которых двигательная активность сочетается с моментами спокойного состояния.

Скорректировать поведение гиперактивного ребенка помогает плавание, лепка, танцы. Но без медикаментозного лечения также не обойтись.

Как проводится диагностика

Сложно поставить точный диагноз при первом же обращении к профессионалу. Для того чтобы выяснить вердикт наверняка, необходимо наблюдение, которое может длиться до 6 месяцев. Обследование проводят три специалиста: психолог, психиатр, невролог.

Многих родителей зачастую пугает визит к психиатру. Однако в этом нет ничего страшного, ведь хороший врач сможет точно оценить состояние ребёнка и выбрать правильную схему лечения. Обследование обязательно должно состоять из:

  • Беседы с ребёнком;
  • Наблюдений за действиями маленького пациента;
  • Заполнения анкеты родителями;
  • Нейропсихологического тестирования.

На основании полученной информации специалисты делают точные выводы о состоянии ребёнка. Иногда дело может быть вовсе не в гиперактивности, а в других заболеваниях, поэтому в некоторых случаях может понадобиться исследование крови, прохождение ЭЭГ, ЭХО КГ, МРТ мозга.

Старшим детям предлагают пройти психологическое тестирование, которое определяет способности к логическому развитию. После проведения полного исследования специалист диагностирует отсутствие либо наличие патологии и, если необходимо, разрабатывает соответствующее лечение.

Чтобы вовремя выявить болезнь, потребуется проконсультироваться с офтальмологом, эндокринологом, логопедом, отоларингологом. Прежде чем начинать лечение гиперактивности у детей дошкольного возраста и ребят постарше, необходимо дождаться постановки точного индивидуального диагноза. Не нужно делать поспешных выводов.

Читайте также:  Ребенка обижают в школе — что делать родителям?

Школьные преподаватели часто жалуются на чрезмерно активных учеников. Им тяжело усидеть на месте, они склонны нарушать дисциплину в классе. При этом синдром может никак не влиять на память и моторику.

Лечение

Для того, чтобы помочь детям преодолеть трудности своего состояния, нужно правильно поставить диагноз. Лучше, если это сделают специалисты, потому что зачастую родители склонны к преувеличению. Обязательная консультация требуется :

  • детского невролога;
  • дошкольного психолога;
  • психиатра.

Возможно, потребуются дополнительные исследования, УЗИ или МРТ головного мозга.

Очень важна при воспитании согласованность действий родителей, родственников (если они принимают активное участие) и воспитателей. Возможно, потребуется терапевтическое лечение, которое включает:

  • прием препаратов, снижающих тревожность;
  • лекарственные отвары из трав, успокоительные чаи;
  • полноценное питание для растущего детского организма.

Такое лечение приведет к нужному результату только при регулярности терапии. Важен и комплексный подход, при котором совмещается несколько видов лечения. По психологическому воздействию можно выделить несколько правил:

Лечение
  • строго дозировать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки;
  • выделить не отрицательные черты в характере, а положительные качества;
  • свести к минимуму эмоциональные потрясения: строгий запрет на страшные и агрессивные мультфильмы и передачи, несущие тревогу;
  • включить в распорядок дня физические нагрузки;
  • окружить всех членов семьи доброжелательной обстановкой.

Отношения в семье — это главная составляющая успеха в терапии. Для того, чтобы лечение было успешным, необходимо:

  • единое поведение обоих родителей по всем существенным вопросам;
  • частый активный отдых на природе и культурный досуг;
  • запрет на потакание капризам, но большое внимание таким детям;
  • четкая иерархия в семье: муж — глава семьи, мать — помощник и душа семьи, дети — любимые, но не главные члены семьи;
  • запрет на частые наказания;
  • доброжелательная и комфортная обстановка в доме не только для детей, но и для всех членов семьи, чтобы ребенок не стал эгоистом.

Лечение детей с диагнозом СДВГ должно быть пронизано любовью и заботой. Не важно, сколько времени в день вы уделите терапии, гораздо важнее, чтобы ваши дети почувствовали себя нужными и любимыми.

Похожие записи:

  1. Воспитание ребенка дошкольного возраста — какие бывают методы
  2. Физическое развитие детей младшего школьного возраста
  3. Развитие внимания у детей младшего школьного возраста
  4. Развитие творческих способностей у детей младшего и среднего школьного возраста с помощью рукоделия