Психомоторное возбуждение: виды, симптомы и коррекция такого состояния

«Нарушение психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами»

Основные признаки психомоторного возбуждения

Состояние психомоторного возбуждения характеризуется острым началом, выраженным нарушением сознания и двигательным беспокойством (это может быть как суетливость, так и разрушительные импульсивные действия). Больной может испытывать эйфорию или, напротив, тревогу, страх.

Его движения приобретают хаотичный, неадекватный характер, их может сопровождать речевое возбуждение – многоречивость, иногда в виде сплошного потока слов с выкрикиванием отдельных звуков или фраз. Больного могут преследовать галлюцинации, у него наблюдается помрачение сознания, мышление становится ускоренным и разорванным (диссоциативным). Возникает агрессия, направленная как на окружающих, так и на самого себя (суицидальные попытки). Кстати, критика к своему состоянию у пациента отсутствует.

Как понятно из перечисленных симптомов, самочувствие больного представляет собой опасность и требует срочной медицинской помощи. Но что может привести к подобному положению вещей?

Ассимиляция психомоторных психических образований в качествах личности

К числу психомоторных качеств личности можно отнести различные устойчивые характеристики двигательной активности человека, формирующиеся в предметно-практической деятельности и проявляющиеся в ней.

Одно из таких качеств – координированность движений. Координация – это управление согласованностью и соразмерностью движений и удержание необходимой позы. Она может осуществляться на различных уровнях организации движений и, следовательно, быть непроизвольной и произвольной.

Принято выделять различные виды координации. Внутримышечная координация основана на управлении сокращениями отдельных мышечных волокон. Межмышечная координация предполагает согласование работы отдельных мышц, участвующих в целостном двигательном акте. Сенсорно-мышечная координация связана с согласованием движений во времени и пространстве с учетом особенностей ситуации, в которой они производятся, с опорой на сенсорные сигналы из внешнего и внутреннего миров.

Координированность – это психомоторное качество, отражающее отлаженность у человека различных координационных механизмов. Показателями координированности являются соразмерность движений, адекватность их темпа и ритма и т.д. Таким образом, развитие координированности основано на сенсомоторной активности человека.

Сенситивный период развития координированности приходится на младший школьный возраст (7-9 лет), инволюция начинается в среднем после 35 лет, причем скоростные качества инволюционируют раньше силовых.

Читайте также: 

Другим важнейшим психомоторным качеством является ловкость. Согласно словарю В.И. Даля, «ловкий» — это «складный в движениях». В соответствии с этим значением, в современной психологии ловкость понимается как двигательное качество, предопределяющее возможность человека осуществлять пространственно-точные и своевременные движения. Она позволяет человеку согласовывать пространственно-временные и силовые параметры движений, осуществлять оптимальные манипуляции собственным телом или объектами внешнего мира. Ловкость во многом зависит от способности человека предугадывать на ближайший временной отрезок положение собственного тела и других объектов в пространстве.

Эти и другие психомоторные качества человека, такие как пластичность, выносливость и т.д., развиваются на основе двигательных способностей и двигательных навыков, формирующихся в процессе деятельности.

Аутистическиподобные расстройства

К этой группе аутистических расстройств относятся атипичные формы детского аутизма — случаи их возникновения при определенных формах клинической патологии, когда поражение мозга является одним из основных проявлений заболевания — различных органических мозговых процессов, вызванных хромосомными болезнями (болезнь Дауна, ФКУ, синдром Х-ломкой хромосомы и др.) и тяжелых обменных нарушений в организме. Для аутизма в таких случаях характерно его развитие на фоне выраженной в той или иной степени умственной отсталости. Аутистический синдром при умственной отсталости проявляется в меньшей степени, представлен не всем комплексом свойственных ему признаков, т. е. является неполным и стертым. В этих случаях больше всего нарушена способность к общению с окружающими, но и эта особенность выражена значительно меньше по сравнению с ранним детским аутизмом Каннера. Отсутствуют также атетозоподобные стереотипные моторные феномены, менее изменена и эмоциональность, больные сохраняют привязанность к матери. Иногда аутистические проявления усиливаются или, наоборот, смягчаются, становясь почти незаметными, в динамике основного заболевания. По мере прогрессирования основного заболевания, а иногда и просто в связи со взрослением больных они, как правило, исчезают. В клинической картине в этих случаях наряду с умственной отсталостью большое место занимают признаки соматического дизэмбриогенеза, характерные для того или иного основного заболевания.

Неотложная помощь при психомоторном возбуждении

Так как пациенты представляют опасность как для себя, так и для окружающих их людей, то им обязательно нужна неотложная помощь. Во-первых, нужно не допустить агрессивное поведение больного. Для этого следует постараться его уговорить успокоиться, удержать или отвлечь. Тот врач, который находится рядом с человеком при психомоторном возбуждении, обязан быть уверенным в себе и терпеливым, а также иметь желание ему помочь и сочувствовать. Следует убедить пациента принять успокоительное лекарство.

Неотложная помощь при психомоторном возбуждении

Суть заболевания

Психомоторное возбуждение — патологическое состояние, которое проявляется в усилении психической и двигательной активности различной степени выраженности. Это заболевание возникает как у детей, так и взрослых, в частности пожилых людей. Возраст, в котором проявляется патология, зависит от времени развития основной болезни, спровоцировавшей ее.

Читайте также:  Аномалии переходных отделов позвоночника

К факторам развития этого недуга относят и отравления акрихином, кофеином и атропином. Психомоторное возбуждение возникает на фоне алкогольного делирия, эпилепсии, истерии при инсульте и после него. Фактором развития патологии являются прекоматозные и коматозные случаи. Депрессия, шизофрения, маниакально-депрессивный психоз также относятся к причинам возникновения психомоторного возбуждения.

Повышенная нервная возбудимость в психологии — это реакция человеческого организма на переутомление, большое количество информации и встречается у 20% населения и возникает у детей, взрослых мужчин и женщин. На формирование этого нарушения влияет наследственная предрасположенность, обменные патологии и гормональные сбои в организме.

Депрессивные состояния, неврозы, психопатии и шизофрения также провоцируют развитие этого недуга. Повышенная нервная возбудимость возникает у людей в период абстинентного синдрома (после длительно употребления алкоголя) и при наркомании. Также к причинам формирования нервной возбудимости можно отнести следующее:

  • неправильное питание;
  • хронический недосып;
  • постоянные стрессы;
  • индивидуально-психологические особенности (мнительность и тревожность);
  • передозировка кофеином;
  • недостаток витаминов группы B;
  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • дегенеративные расстройства (болезнь Альцгеймера).

— тяжесть (выраженность) психических нарушения

— серьезность изменения профессионального и социального функционирования человека

— острое начало психотического расстройства

— детский и молодой возраст пациента

— более высокий образовательный и общекультурный уровень

— большая осведомленность в вопросах психической нормы и патологии

— более высокий уровень доверия медицинской службе, наличие гарантий того, что сведения по поводу обращения за помощью не будут разглашены медицинскими работниками

— отсутствие у пациента страха за разглашение сведений о его психическом здоровье

— возможность замеить в присутствующих соматических симптомах психогенные причины

Суть заболевания

— высокий образовательный уровень, позволяющий детально описать свои жалобы

— качество уровня подготовки врачей первичного звена и психиатров

— использование специальных опросников для раннего выявления некоторых заболеваний

Читайте также:  Как научиться радоваться жизни?

в) 3-ий этап: распознавание психического расстройства (сбор анамнеза, оценка психического состояния, дополнительные методы обследования) — будет ранним, если высокая квалификация медицинского персонала, достаточные возможности проведения дополнительных методов исследований

а) плохое самочувствие, сон, падение работоспособности

б) крайне изменчивое настроение (то повышено с гиперактивностью, повышенной самооценкой, то субдепрессивно с вялостью, рассеянностью, обидчивостью, капризностью; колебания интенсивности настроения происходят в течение нескольких часов)

в) утрата привлекательности прежних занятий или какая-то взбудораженность

г) необычный или даже неприятный подъем.

д) соматовегетативные проявления: головные боли, неприятными ощущениями в области сердца, перестезии, анорексия, тошнота, запоры.

Иногда в инициальном периоде приходится встречаться с состояниями как бы контрастными будущим проявлениям психоза (началу простой формы может предшествовать период, когда активность необычно усилена, кататоно-гебефреническому синдрому — повышенной эмоциональности и впечатлительности, паранойяльному дебюту — навязчивые опасения, страхи, некоторая сенситивность).

Психомоторное возбуждение – это психическое нарушение, которое сопровождается повышенной двигательной активностью. Данное состояние провоцируют различные патологии. В зависимости от этого существует довольно много разновидностей психомоторного возбуждения.

Данное состояние сопровождается повышенной тревожностью, раздражительностью, ощущением гнева или растерянности. Иногда пациенты проявляют агрессию или ведут себя совершенно неадекватно.

Длительность возбуждения может быть разной – от часа до недели. На степень выраженности проявлений данного состояния влияет основная патология.

Лечение

  • Немедленная госпитализация в психиатрическую больницу и изоляция больного. При необходимости его фиксация (связывание, привязывание к кровати, использование смирительной рубашки), так как эти больные опасны для окружающих.
  • Использование транквилизаторов и нейролептиков: галоперидол, аминазин, хлоргидрат, диазепам, оксибутират натрия, тизерцин, хлорпротиксен. При тяжёлом психомоторном возбуждении у маниакальных или психотических больных рекомендуется назначение транквилизаторов феназепама, диазепама, лоразепама или клоназепама в сочетании с нейролептиками и препаратами лития[3].

Послабление возбуждения, временное успокоение больного не должно уменьшать интенсивность лечения и наблюдения за больным, так как возбуждение может возобновиться с прежней силой.