Признаки синдрома Аспергера у детей и взрослых

Синдром Аспергера многие годы считался одной из форм аутизма. Лишь 30 лет назад это состояние стало выделяться отдельным диагнозом. Однако не смотря на некоторые схожие черты, состояние детей с синдромом Аспергером отличается от проявлений детского раннего аутизма.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – общее нарушение развития, относящееся к высокофункциональному аутизму, при котором способность к социализации остается относительно сохранной. Согласно принятой в современной психиатрии классификации, синдром Аспергера входит в пятерку нарушений аутистического спектра, наряду с ранним детским аутизмом (синдромом Каннера), детским дезинтегративным расстройством, синдромом Ретта, неспецифическим первазивным нарушением развития (атипичным аутизмом). По данным зарубежных авторов, признаки, удовлетворяющие критериям синдрома Аспергера, встречаются у 0,36-0,71 % школьников, при этом у 30-50 % детей данный синдром остается не диагностированным. Синдром Аспергера в 2-3 раза чаще встречается среди мужского населения.

Синдром был назван по имени австрийского педиатра Ханса Аспергера, наблюдавшего группу детей со сходными симптомами, которые он сам охарактеризовал как «аутистическая психопатия». С 1981 г. за данным расстройством в психиатрии было закреплено название «синдром Аспергера». Дети с синдромом Аспергера имеют слабо развитые способности к социальному взаимодействию, поведенческие проблемы, трудности с обучением, в связи с чем требуют повышенного внимания со стороны педагогов, детских психологов и психиатров.

Что такое синдром Аспергера

Согласно DSM-5, синдром Аспергера — расстройство аутистического спектра (РАС). В отличие от многих других форм аутизма, он часто диагностируется в достаточно позднем возрасте. Это связано с хорошо развитой речью, богатым словарным запасом и часто средним или выше среднего интеллектом — у ребенка с таким набором сложно заподозрить РАС.

Синдром назван в честь австрийского педиатра Ганса Аспергера, который первым обратил внимание на необычное поведение некоторых детей. Он называл этих детей «маленькими профессорами». Маленькие профессора были чрезмерно увлечены какой-то одной темой. Им трудно было выражать эмоции, общаться и дружить с остальными.

Несмотря на то, что Аспергер впервые заметил и описал такое поведение в 1944 году, термин «синдром Аспергера» возник только в 1981 благодаря статье Лорны Уинг “Asperger’s syndrome: a clinical account”. В DSM его включили только в 1994.

Что такое синдром Аспергера

Трудности социального взаимодействия

Человек с синдромом Аспергера воспринимает мир иначе, чем нейротипичные люди (те, кто соответствует статистической норме, не имеют РАС). Социальное взаимодействие вызывает у них трудности: невербальное общение, образные выражения, жесты, намеки — человеку с синдромом Аспергера очень сложно распознавать это. Он воспринимает все слишком буквально. Мир других людей кажется ему непонятным и слишком запутанным.

Человек с синдромом Аспергера может вести себя неуместно из-за того, что ему трудно распознавать социальные нормы. Он может выражать свои эмоции или мнение так, что это задевает окружающих — но из-за проблем с эмпатией искренне не понимает, что сделал не так.

Специальный интерес

У людей с РАС, в частности с синдромом Аспергера, часто есть один узкий специальный интерес, которым они готовы заниматься круглые сутки. Это явление называется «савантизм». Часто уровень знаний и таланта, который человек достигает в своем специальном интересе, выходит далеко за рамки обычного.

Читайте также:  Что делать, если ваш муж завел любовницу

Внешние проявления

Что такое синдром Аспергера

У синдрома также есть несколько характерных внешних особенностей:

  • Плохая моторная координация, из-за которой движения кажутся странными и неуклюжими;
  • Монотонная, «механическая» речь;
  • Нежелание создавать и поддерживать контакт глаз;
  • «Застывшее» выражение лица или неуместная мимика, не соответствующая ситуации и эмоциям;
  • Гиперчувствительность: яркий свет, громкие звуки и быстрые движения сильно пугают человека.

Эти черты могут помочь диагностировать синдром Аспергера на раннем этапе и дать ребенку достаточную поддержку. Встречаются случаи, когда детей с не диагностированным синдромом Аспергера подвергают давлению дома и в школе — чтобы они «вели себя нормально».

Динамика проявлений синдрома Аспергера

Изменение симптоматики синдрома Аспергера с течение времени происходит согласно периодам взросления личности. По сравнению с здоровыми детьми, у детей и подростков с синдромом Аспергера запаздывают и искажаются социальные навыки. К подростковому возрасту появляются признаки сопутствующих психических нарушений. В детском саду и первых классах школы аутистические, классические проявления синдрома Аспергера выражены максимально. Пубертантный период характеризуется возникновением первых стойких социальных контактов. Параллельно появляются различные аффективные, тревожные и депрессивные расстройства, навязчивости, вплоть до психотической симптоматики. Юношеский возраст характеризуется уменьшением аутической симптоматики. Синдром Аспергера у взрослых проявляется в большей мере сопутствующими психопатологическими симптомами при минимальных проявлениях аутизма. По словам самих больных, эти проявления не исчезают, а больные обучаются жить с ними так, чтобы аутизм минимально влиял на повседневное общение.

Симптомы синдрома Аспергера

У людей с синдромом Аспергера возникают проблемы с общением, взаимодействием и воображением. К ним применяется термин социальная “триада нарушений”. Симптомы синдрома Аспергера начинают проявляться с 2-3-х летнего возраста, они могут быть умеренные или тяжелые. К основным симптомам синдрома Аспергера относят:

  • возникновение сложностей с поиском друзей;
  • возникновение проблем в общении с другими людьми;
  • появление озабоченности собственным миром;
  • отсутствие понимания чувств других людей;
  • отсутствие чувствительности к эмоциям;
  • повторение конкретных действий;
  • невозможность разделения интересов и достижений с другими людьми;
  • эмоциональные и социальные реакции не соответствуют ситуации;
  • наличие ограниченных интересов;
  • развитие однотипного мышления;
  • возникновение психологических проблем при изменении режима или графика;
  • наличие высокого интереса к нескольким темам;
  • неоднократное повторение слов и фраз;
  • наличие ограниченных языковых навыков;
  • развитие хорошей механической памяти с одновременным отсутствием восприятия информации;
  • концентрированность на мелочах;
  • возникновение сложности с абстрактными фантазиями и мышлением;
  • наличие плохого зрительного контакта;
  • возникновение сложностей с невербальной коммуникацией;
  • неуклюжесть движений;
  • наличие способности читать без понимания слов;
  • развитие плохой координации;
  • наличие колебания рук;
  • наличие небольшого количества эмоций;
  • наличие одержимого желания завершения любых начатых задач;
  • отсутствие восприятия критики.

Причины возникновения заболевания

Точные факторы, вызывающие заболевание, вызывают спор у многих ученых мира. Но большая их часть склонна признать теорию, которая указывает, что причины болезни синдрома идентичны аутистической аномалии. Основные факторы:

  • Наследственно-генетическая предрасположенность.
  • В первый триместр произошло токсическое воздействие на плод.
  • Внутриутробная инфекция.
  • Вирусные заболевания матери в период беременности – токсоплазмоз, герпес, краснуха.

Кроме основных причин, врачи выделяют и такие, как:

  • Аутоиммунные изменения, происходящие в организме будущей мамы, могут оказать влияние на мозг малыша.
  • Нарушения гормональной системы ребенка.
  • Некоторые врачи причиной заболевания считают введение вакцин.
  • Имеется предположение, что на мозг ребенка могут негативно влиять пищевые добавки, которые он получает во время приема пищи.
  • Возможно, к развитию патологии приводит синдром дефицита внимания или гиперактивность и преждевременные роды.
Читайте также:  Зависть – как избавиться от зависти раз и навсегда

Последний перечень возможных причин принадлежит к рабочим версиям. Большая часть ученых склонна признать основной причиной возникновения болезни генетическую связь.

Диагностика синдрома Аспергера

«Особые» черты проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. Однако диагностируется синдром Аспергера уже позже, ближе к школьному возрасту. Это связано с тем, что наибольшие проблемы у детей-аспи вызывают социальные навыки.

В раннем детстве это может быть беспроблемный ребенок, развивающийся в срок и отличающийся спокойным темпераментом. Родителей не беспокоит малыш, который может подолгу играть с игрушкой и не требует лишнего общения. Интеллект у таких детей тоже не вызывает беспокойств — он, как правило, средний или выше среднего. Речь развивается обычно тоже в соответствии с возрастными нормами или даже опережает их.

Черты, характерные для Аспергера, у ребенка могут заметить учителя или воспитатели, или же тревогу начинают бить родители. В обследовании должны принять участие педиатр, невролог, детский психолог и логопед (который выдаст справку-заключение о состоянии речи), однако последнее слово остается за детским психиатром.

Для диагностики используются различные тесты, опросники, неврологические обследования (ЭЭГ, МРТ) — для исключения поражений головного мозга.

На что обратить внимание родителям:

  • Ребенок негативно реагирует на новых людей, плачет, отказывается общаться.
  • Не принимает участие в подвижных играх, неуклюж, избегает общения.
  • В дошкольном возрасте это — «несадиковский ребенок», который с трудом отрывается от мамы, не идет на контакт.
  • Не любит и не понимает веселых сказок или мультфильмов.
  • Раздражается от прикосновений и тактильного взаимодействия.
  • Чрезмерно увлекается каким-то одним видом деятельности, не позволяет себя отвлекать, часами занимается в одиночку.
  • Имеет четко ограниченные пищевые предпочтения.
  • Новая обстановка, изменение привычных ритуалов полностью выбивают его из колеи.

Эпидемиология

Из-за различий в критериях диагностики оценки распространённости синдрома Аспергера широко варьируются. В различных исследованиях из США и Канады, например, сообщалось, что коэффициент варьировался от 1 случая на 250 детей до 1 на 10 000 человек. Необходимы дополнительные эпидемиологические исследования с использованием общепринятых критериев и скринингового инструмента, который ориентирован на эти параметры.

Исследование населения в Швеции выявило распространённость синдрома Аспергера: 1 случай на 300 детей. Эта оценка является убедительной для Швеции, потому что полная медицинская документация доступна для всех граждан этой страны, и население очень однородно. Однако в других частях мира, где ни один из этих факторов не может применяться, распространённость может быть совершенно иной.

Как и Швеция, другие скандинавские страны хранят медицинскую документацию своего населения и, таким образом, являются уникально подходящими местами для проведения эпидемиологических исследований. Сопоставимые исследования не всегда могут быть легко выполнены в других частях мира. Например, в Нью-Йорке многие жители являются иммигрантами, и не всегда можно получить медицинские записи из страны их происхождения.

Однако синдром Аспергера может быть более распространённым, чем когда-то думали исследователи. Педиатры, семейные врачи, врачи общей практики и другие медицинские работники могут недооценивать это расстройство. Члены семьи иногда приписывают признаки синдрома Аспергера индивидуальным особенностям ребёнка.

Синдром Аспергера у детей не имеет явной расовой склонности. Оценённое соотношение между мальчиками и девочками составляет примерно 4:1. Однако исследования показывают, что расстройство не следует рассматривать как мужское заболевание.

Читайте также:  Как все успевать: 12 лайфхаков по оптимизации времени

Синдром обычно диагностируется в ранние школьные годы. Реже он выявляется в раннем детстве или у взрослого человека. Тем не менее возможно существование некоторого количества взрослых с синдромом Аспергера, у которых отличные навыки осознания и адаптации, а их поведение соответствует ожиданиям общества. Заболевание в этом случае никогда не диагностируется в течение их жизни.

Триада нарушений – это синдром Аспергера

Встречаясь с другими людьми, здоровый человек формирует о них свое впечатление, основываясь на мимике, голосовых интонациях, работе языка при произнесении слов. Но у человека с синдромом Аспергера трудно определить, счастлив ли он, сердится или опечален. Внешние выражения эмоций у таких людей попросту отсутствуют.

Человек с синдромом Аспергера что это такое не показывает окружающим, сам того не осознавая. Ему сложно даются интонационные изменения голоса, мимическое выражение эмоций, жестовые выразительные движения. Для здорового человека это было бы нормой. Но человеку с синдромом Аспергера из-за этого сложно общаться, работать с другими людьми, все новое в окружении вызывает у них тревожное, беспокойное состояние, полную растерянность.

В отличие от симптомов классического аутизма синдром Аспергера вызывает меньшие речевые затруднения, человек с таким заболеванием к взрослому возрасту имеет интеллект среднего уровня.

Дети с таким синдромом способны к обучению в соответствующих для них условиях, но у них на всю жизнь остаются:

  • дислексия – нарушение способности овладеть навыками чтения и письма;
  • апраксия – нарушение направленных движений с сохранностью элементарных двигательных навыков;
  • диспраксия – расстройство в выполнении ежедневных действий с осложнением мозговой интеграции между движениями и их функциями;
  • дефицит внимания – биологическая мозговая незрелость, attention deficit hyperactivity syndrome, обозначающаяся аббревиатурой СДВГ. Это расстройство функций внимания, сопровождающееся гиперактивностью;
  • склонность к эпилептическим припадкам.

Интересно! Польза и вред липового чая

При правильном медицинском сопровождении люди с синдромом Аспергера (что это такое, знают все психиатры) способны жить независимо от окружения.

Диагностическое тестирование

Синдром Аспергера требуется выделять из группы неврологических и психиатрических нарушений. Это имеет большое значение как при лечении, так и при прогнозировании. Данный недуг зачастую сопровождает такие заболевания, как шизофрения, поэтому пациенту важно пройти тщательную диагностику для исключения иных проблем со здоровьем.

Уже при первичном осмотре врачи обращают внимание на специфическое поведение пациентов. Подобные особенности намного сильнее выражены у взрослых, поскольку дети и при отсутствии психиатрических нарушений склонны к неприятию незнакомцев. Люди на приеме ведут себя странно, зачастую они даже неспособны сразу обнаружить врача в кабинете. Пациенты блуждают по комнате, их движения неуклюжи. Синдром Аспергера накладывает отпечаток также на мимику человека и его речь, которая приобретает монотонность. При этом зачастую больные – высокообразованные и интеллектуальные личности, которые склонны детализировать свое повествование, иногда даже излишне. При проведении тестирования большое внимание уделяется и эмоциональному ответу на приветствие, улыбку или шутки. Пациенты с синдромом Аспергера не обладают чувством юмора и не отвечают взаимностью на признаки симпатии.

Диагностическое тестирование

В современном мире люди с аутистическими расстройствами имеют больше социальных контактов, чем 20 лет назад, что связано с развитием Интернета. Многие пациенты практически не имеют реальных друзей и знакомых, однако общаются с людьми в Сети. Это значительно облегчает дальнейшую адаптацию и восстановление коммуникативных способностей. Трудности возникают именно при установлении личных контактов, что и выявляется во время тестирования.