Основные причины снижения зрения у взрослых и детей

У каждого человека есть три важных органа, благодаря которым они познают внешний мир: глаза, уши и органы осязания. Часто встречаются пациенты с врожденными или приобретенными аномалиями, из-за которых организм не может полноценно выполнять свои функции.

Причины преходящей слепоты, факторы риска

Преходящая слепота не является самостоятельным заболеванием. Этот симптом — лишь следствие других заболеваний. Причины происхождения этой формы потери зрения могут быть самыми разными. Одна из наиболее частых причин — наличие тромба или холестеринового налета на стенках глазных артерий.

Холестериновый налет — это твердое вещество, которое образуется при скоплении жиров, холестерина и других веществ на стенках артерий.

Существуют также факторы риска, увеличивающие вероятность появления преходящей слепоты.

Эти факторы риска таковы:

  • сердечно-сосудистые заболевания, особенно аритмия или нерегулярное сердцебиение;
  • злоупотребление алкоголем;
  • прием наркотиков;
  • диабет;
  • семейная история инсульта;
  • высокое кровяное давление;
  • высокий уровень холестерина;
  • пожилой возраст;
  • курение (чем большее количество сигарет выкуривает человек в день, тем выше риск);
  • ишемическая болезнь;
  • воспаление зрительного нерва;
  • мигрени;
  • опухоль головного мозга;
  • повреждение головы, травма;
  • узелковый полиартрит;
  • рассеянный склероз (РС) — воспаление нервов вследствие атаки иммунных клеток организма, оказываемой на нервную систему;
  • волчанка — аутоиммунное заболевание, при котором иммунные клетки атакуют здоровые ткани.

Другие возможные причины преходящей слепоты это:

  • тромбоэмболия;
  • гипоперфузия (например, гипотония, аритмия, анемия, сердечная недостаточность);
  • повышенная вязкость плазмы (например, при лейкозе, лимфоме);
  • ангиоспазм;
  • атеросклеротические и цереброваскулярные заболевания;
  • орбитальный апекс опухоли;
  • эпилептические припадки (затылочные судороги);
  • половой акт (напряжение во время полового акта может привести к временной слепоте).

Переходная гипоксия любой части зрительной системы может привести к временному нарушению зрения. Например, к ослабленной перфузии затылочной доли, зрительных путей. Эти состояния могут быть вторичными по отношению к тромбоэмболии, гипоперфузии или спазмам.

Эмболические закупорки артерий, снабжающих глаз кровью, являются частой причиной преходящей слепоты у взрослых. Эмболии, вызывающие нарушения кровообращения, могут возникать в сердце или сонных артериях. Эмболии, как правило, изолированы, поэтому, если нарушения зрения происходят часто, скорее всего, причина слепоты или частичной потери зрения кроется не в эмболиях.

Читайте также:  Воспитание ребенка в семье — выбираем правильные методы

Временное снижение кровотока может вызывать ангиоспазм. Транзиторная потеря зрения часто связана с доброкачественными заболеваниями. Однако у определенной части пациентов причины нарушения зрения остаются неуточненным и необъяснимыми с медицинской точки зрения.

Психологическая структура дефекта при слепоте и слабовидении. Проблема компенсации нарушений зрения

Выделение психологической структуры дефекта дает возможность не только систематизировать наблюдаемую специфику в развитии ребенка, но и прогнозировать особенности его дальнейшего развития, определить направления психолого-педагогической помощи данному ребенку Кроме того, через прослеживание механизма формирования системных нарушений, через усмотрение формирующейся структуры дефекта на разных уровнях развития ребенка можно увидеть специфику формирования сознания ребенка, имеющего дефицит сенсорной информации (В.М. Сорокин). Известный психолог Л.И. Солнцева подчеркивает, что при построении психологической структуры дефекта необходимо помнить о том, что момент начала повреждающего воздействия является важным специфическим фактором психического развития детей и взрослых с нарушением зрения. Глубина и характер поражения деятельности зрительного анализатора сказываются на развитии сенсорной системы, определяют ведущий тип познания окружающего, его модальность, точность, полноту образов внешнего мира. В связи с этим психологическая система отражения внешнего мира различна при разных поражениях зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения различаются по способам ознакомления с окружающим, по способам осуществления деятельности, так же, как и по способам контроля за ее выполнением. Соответственно описание психологической структуры дефекта при нарушениях зрения не может носить жесткий и однозначный характер: в лучшем случае в психологической структуре дефекта можно рассмотреть основные направления нарушений и очерчивать основные проблемные области в развитии слепого и слабовидящего ребенка.

Рассматривая ведущие линии формирования структуры дефекта у детей с глубокими нарушениями зрения, остановимся на выделении механизма формирования первичных и вторичных нарушений вследствие отсутствия или недостатка зрительной информации.

Зрительный анализатор по своему устройству и функциональной деятельности является самым сложным и наиболее совершенным. Он теснейшим образом связан с корой больших полушарий мозга и подкорковыми образованиями. С первых же дней жизни ребенка зрительный анализатор вступает в тесное взаимодействие с двигательным, тактильным, слуховым, образуя сложные динамические системы связей. Физиологической основой появления первичного нарушения в психологической структуре дефекта слепых и слабовидящих детей является нарушение функционирования зрительного анализатора. Таким образом, первичным нарушением в психологической структуре дефекта при нарушениях зрения можно считать отсутствие (при слепоте) или значительное нарушение (при слабовидении) зрительных ощущений и зрительного восприятия. Зрительные ощущения и формирующиеся на их основе образы зрительного восприятия позволяют выделять и фиксировать образы предметов и их характеристики на расстоянии (дистантно). Зрительное восприятие ускоряет формирование одномоментного (симультанного) и целостного запечатления сложного образа предмета или явления. Это имеет решающее значение для психического развития ребенка, для становления практически всех психических функций памяти, воображения, мышления, речи, а также для формирования структур деятельности и важнейших личностных образований (образ «Я», образ «Другого», образ мира). Формирование образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.

Читайте также:  Безответная любовь, что делать, как пережить

Источники:

  • -defekta-u-detej-s-narusheniem-zreniya/
  • _177996-62

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Среди особенностей развития детей с различными нарушениями зрения важную роль играет физическая активность. Ученые утверждают, что у пациентов с плохим зрением обостряются слух и функции осязания. Именно поэтому очень важно уделить достаточную роль правильному физическому развитию ребенка. Благодаря развитию этих навыков малыш чувствует себя полноценным членом общества и может в полной мере познавать внешний мир.

Чаще всего дети с нарушениями зрения страдают от пониженного тонуса мышечной мускулатуры. Это, в первую очередь, связано с плохой ориентацией в пространстве, из-за чего ребенок ведет малоподвижный образ жизни.

Для развития определенных навыков родителям необходимо акцентировать внимание на анализаторах слуха, тактильной чувствительности, вибрации и других функциях организма.

У детей грудного возраста, страдающих нарушением зрения, наблюдается слабый хватательный рефлекс; они поздно начинают брать предметы в руки, сидеть и ходить. Из-за снижения физического развития у ребенка наблюдается и ухудшение речевого аппарата (такие дети на несколько лет отстают от своих сверстников).

Одной из особенностей физического развития незрячих детей является акцент на восприятие окружающего мира пальчиками. Своеобразие методик позволяет развивать пальцевое, ладонное и кистевое восприятие.

Физическое развитие детей с нарушениями зрения

Ещё одним важным моментом остается определение уровня физической нагрузки, которую устанавливает офтальмолог, исходя из степени остроты зрения ребенка. Если данное условие не соблюдать, то повышаются шансы на дальнейшее ухудшение зрения.

Задержка физического развития приводит к ухудшению умственных способностей пациента (в результате, к незрячести прибавляются и другие проблемы). Поэтому очень важно максимально вовлекать малыша в игры, решение бытовых дел и общение со зрячими сверстниками.

Также специалисты рекомендуют подбирать специальные игрушки, которые помогают активировать функцию остаточного зрения (это будут большие, яркие и факторные предметы).

Читайте также:  Как выработать силу воли и дисциплину: полезные советы

У детей с нарушениями зрения часто возникают проблемы с координацией движений. Поэтому родителям необходимо обеспечить оптимальные условия, которые позволят избежать нежелательных травм (ограничение острых углов и т.д.).

Некоторым пациентам категорически запрещается заниматься определенными видами спорта, они могут спровоцировать еще большую зрительную дисфункцию.

Профилактика ухудшения зрения

Профилактические меры, которые помогут избежать утраты зрения:

  1. Правильная организация рабочего места. Монитор следует отодвинуть от глаз на 50-60 см. Освещение должно падать слева. Стул должен иметь опору для спины, не быть слишком высоким, чтобы ноги доставали до пола.
  2. Полноценный рацион. В меню должны содержаться продукты с полезными для глаз веществами. К ним относятся: черника, цитрусовые, хурма, яйца, морепродукты, орехи, мед, тыква, печень.
  3. Витаминные комплексы. Принимать витамины и минералы для улучшения зрительных способностей лучше по рекомендации офтальмолога. В них должны содержаться витамины A, B, C, E, лютеин, зеаксантин, цинк, селен, медь.
  4. Капли для глаз. Лечебные капли нужно применять по рекомендации врача. Самостоятельно для профилактики излишней сухости можно использовать “искусственную слезу”.
  5. Гимнастика для глаза. Упражнения делают по утрам и вечерам, а также в течение рабочего дня во время перерывов при работе за компьютером. Перерывы необходимы через каждые 40 минут.