Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины

Исследование неврологического статуса больных с заболеваниями и травмами нервной системы требует глубоких знаний анатомо-топографических соотношений центральной и периферической нервной системы относительно опорно-двигательного аппарата, других органов и систем.

Паспортная часть

· Фамилия, имя, отчество

· Возраст

· Пол

· Семейное положение

· Профессия, место работы

· Домашний адрес

· Дата госпитализации

· Дата выписки

· Д-з направившего учреждения или врача бригады скорой помощи

· Д-з больного при поступлении

· Д-з при выписке: клинический основной диагноз, полный с указанием локализации, степени выраженности (пареза или болевого синдрома), этиологии, фоновый диагноз, комбинированный диагноз, осложнения.

2. Жалобы больного

Жалобы можно собрать со слов больного либо путем ответа на наводящие вопросы при невыраженном нарушении или изменении сознания. Возможен и третий путь получения информации: от медперсонала доставившего, родственников, знакомых, предшествующей медицинской документации.

Студент должен внимательно слушать больного, в то же время уметь управлять диалогом, чтобы конкретизировать интересующие вопросы.

Известно, что личность больного и сама болезнь существенно отражаются на изложении жалоб, особенно у больных с невротическими чертами, которые нередко детализируют жалобы и сосредотачивают внимание на второстепенных моментах. Необходимо уметь управлять беседой.

При последовательном четком изложении жалоб больного не надо прерывать и лишь наводящими вопросами уточнять основные жалобы, их характеристику, а затем включить в описание второстепенные.

При наличии боли нужно узнать их локализацию и характер.

При головной боли следует уточнить время ее возникновения (утренние, дневные, вечерние), локализацию, интенсивность, иррадиацию, характер (острые, тупые, ноющие, постоянные, приступообразные), необходимо выяснить не сопровождается ли головная боль тошнотой, рвотой, головокружением, потерей сознания, мельканием «мушек» перед глазами, «затуманиванием».

При болевом синдроме, который является патогномоничным для клинических проявлений остеохондроза позвоночника, студенту необходимо уточнить не только характер и локализацию боли, но и связь ее с положением больного (лежа, сидя, стоя, при ходьбе, при сгибании), связь с физической нагрузкой, со временем года.

Особого внимания заслуживают лица с потерей сознания, обмороками, приступами пароксизма, приступами общей слабости. При указании на судорожные припадки нужно узнать их частоту, характер, время наступления, установить сопровождаются ли они судорогами, прикусом языка, непроизвольным мочеиспусканием.

Далее следует уделить внимание предположениям больного о причинах возникновения его болезни (после употребления спиртного, ушиба, черепно-мозговой травмы, физической нагрузки, бега и т.д.).

3. Анамнез болезни

В этом разделе необходимо изложить четкую последовательность возникновения, первых симптомов заболевания, дальнейшего развития болезни, особенно первых признаков (остро, подостро, постепенно), характер ее течения (прогрессирующее, регрессирующее, ремитирующее, рецидивирующее), отметить острый период или ремиссию, частоту рецидивов (при рассеянном рецидив обозначается как экзацербация), их продолжительность.

Учитывая, что значительное число заболеваний нервной системы возникает вторично, необходимо выяснить, какие заболевания или травмы больной перенес в прошлом, были ли инфекции с длительной температурой, профессиональные вредности, интоксикации, укусы клещей, установить другие причины, вызвавшие заболевание (подъем тяжести, работа в неблагоприятных метеоусловиях, в ночные смены и др.).

Дополнительные данные рекомендуется получить из амбулаторной карты, где могут быть представлены более подробные сведения с указанием результатов обследования, лечения, программ медицинской реабилитации больного или инвалида.

Неврологический статус

ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ

Ф. И. О. Больного Возраст: Семейное положение: Профессия:

Время поступления:

ЖАЛОБЫ

На слабость в правой кисти, нарушение движения в правой кисти, нарушение чувствительности в павой кисти и в области нижней 1/3 предплечья. Также больной жалуется на то, что его кисть свисает и он не может ее поднять.

АNAMNESIS MORBI

Со слов больного, после алкогольного опьянения, спал, облокотившись на решетку, когда проснулся, обнаружил появление вышеуказанных симптомов.

ОБЩЕМОЗГОВЫЕ СИМПТОМЫ

Сознание — ясное Контактен Ориентируется в окружающем пространстве

Менингеальные симптомы — отсутствуют

ЧЕРЕПНОМОЗГОВЫЕ НЕРВЫ

I. — обоняние сохранено II. — зрение без изменений III.

, IV, VI — Ширина глазных щелей — одинакова с двух сторон Птоз отсутствует Косоглазие отсутствует Парез взора отсутствует Движения глазных яблок в полном объеме S=D Ширина зрачков одинакова с двух сторон Анизокария отсутствует Зрачковые рефлексы — сохранены S=D Синдром Горнера — нет Синдром Арджил-Робертсона — нет V. — а).

Читайте также:  Почему мы не радуемся за других, когда они добиваются успеха

Чувствительность по ветвям V нерва и по зонам Зельдера сохранена S=D Болезненность точек выхода V нерва отсутствует S=D Триггерные точки безболезненны S=D б). Напряжение жевательной мускулатуры без отклонений, атрофия отсутствует. в). Корнеальный рефлекс сохранен S=D Нижнечелюстной рефлекс сохранен S=D VII.

— симметричность мимической мускулатуры — пропорциональна с двух сторон Мимические пробы в норме S=D Надбровный рефлекс — сохранен S=D VIII. — а). Острота слуха — в последний год отмечает снижение слуха на правом ухе Шум в ушах — иногда в правом ухе б). Головокружение — отсутствует Нистагм — отсутствует В позе Ромберга устойчив IX, X.

— Глотание — полностью сохранено Фонация — в норме. При фонации мягкое небо подвижно. Рефлексы орального автоматизма отсутствуют Рефлексы с задней стенки глотки и мягкого неба не изменены XI. — Повороты головы — нормальные Пожимание плечами — в норме S=D Мышечная сила — без изменений S=D Атрофия — отсутствует Фибрилляция — отсутствует XII. — Артикуляция — нарушена за счет отсутствия передних зубов Атрофия — отсутствует Фибрилляции — отсутствуют

Движения языка сохранены в полном объеме

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА Внешний осмотр: Атрофия — отсутствует Фибрилляции — отсутствуют Активные движения: — отмечается парез правой кисти (невозможность разгибания кисти, трудность сгибания, невозможность тонких движений пальцев, трудность противопоставления большого пальца) Пассивные движения: — отмечается гипотония, гипотрофия мышц правой кисти (m. flexor carpi radialis, m. flexor pollicis, m opponens pollicis, m. palmaris longus, m. extensor carpi radialis, m. extensor digitorum, mm. extensor pollicis), что соответствует зонам иннервации лучевого и срединного нервов. Координация движений: Статика — сохранена Походка: прихрамывает на правую ногу вследствие травмы Пальценосовая и пяточноколенная пробы — сохранены Интенция — отсутствует Дизметрия — отсутствует Адиадохокинез — отсутствует Асинергия — отсутствует Гиперкинезы — отсутствуют

Мимика в норме

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Жалобы. Отмечается нарушение болевой, температурной, тактильной чувствительности на латеральной части запястья, тыльной поверхности 1,2, латеральной части 3 пальцев, ладонной поверхности кисти.

Мышечно-суставное чувство в пальцах кистей, стоп сохранено Сложные виды чувствительности: Стереогноз полностью сохранен S=D Чувство локализации присутствует Двумерно-пространственное чувство — сохранено S=D Болевые точки без особенностей

Симптомы натяжения нервов и корешков — отрицательны

РЕФЛЕКСЫ

Миостатические С сухожилий двуглавой мышцы — живые S=D С сухожилий трехглавой мышцы — живые S=D Периоста лучевой кости — живые S=D Коленный — живые S=D Ахиллов — живые S=D Кожные Брюшные верхний — живой S=D средний — живой S=D нижний — живой S=D Подошвенный — живой S=D Патологические Бабинского — отсутствуют Оппенгейма — отсутствуют Россолимо — отсутствуют

Тремнера — отсутствуют

ФУНКЦИИ ТАЗОВЫХ ОРГАНОВ

Функции тазовых органов контролирует.

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Речь невнятна, за счет отсутствия передних зубов Праксис, гнозис — не изменены. Аграфия — отсутствует Счет — в норме Память — не изменена Интеллект — соответствует уровню развития Критика к своему состоянию — адекватна

Эмоциональная сфера — в норме

ТОПИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ

Клинически выявлены данные, свидетельствующие о негрубом периферическом парезе лучевого и срединного нервов в правой кисти, проявляющемся в двигательных и чувствительных расстройствах (слабость разгибателей правой кисти, слабость сгибателей кисти и пальцев, гипотрофия тенора, трудность противопоставления большого пальца; снижение болевой, температурной, тактильной чувствительности на латеральной части запястья, тыльной поверхности 1, 2, латеральной части 3 пальцев, ладонной поверхности кисти.

Скачать историю болезни: «Неврологический статус»

Оценка неврологического статуса при инсульте

При составлении неврологического статуса при инсульте учитывают такие симптомы:

  • снижение чувствительности мышц конечностей (рук, ног, лица), часто лишь по одной стороне тела;
  • затруднение восприятия предметов, речи;
  • внезапное ухудшение зрительных функций;
  • головные боли;
  • потеря координации в движениях;
  • высокое артериальное давление – сигнализирует о кровоизлиянии в мозг (необходимо точное показание диастолического давления);
  • гиперкератоз ногтевого ложа.

Получение сведений о пережитых ранее болезнях поможет врачам найти причины приступа. При условии, что симптомы проявляются со временем, постепенно, то может быть тромбоз, а в случае, если болезнь прогрессирует в течение суток, инсульт определяется, как транзиторная ишемическая атака.

Увеличенный размер селезенки, также сигнализирует об опасности приступа инсульта. Алкоголизм и сопутствующая увеличенная форма печени — то же самое. После инсульта, в результате падения, у больного, в большинстве случаев, обнаруживают перелом(ы) конечности(ей).

Самым важным фактором является наличие или отсутствие возможной черепно-мозговой травмы.

Люмбальная пункция (поясничный прокол) обязательна при подозрении на субарахноидальное кровоизлияние, показана для дифференциальной диагностики характера инсульта, при отсутствии стволовых расстройств.

Детский невролог: кто это, что лечит и как проходит осмотр

Детский невролог – врач, который занимается заболеваниями и патологическими состояниями центральной нервной системы у детей с первых дней рождения и до наступления совершеннолетия. Особое внимание уделяется своевременной диагностике последствий родовых травм и аномалий развития, которые могут не проявляться ярко-выраженной симптоматической картиной в течение длительного времени.

Доктор Комаровский о неврологических проблемах у детей

Доктор, посещение которого вселяет в большинство российских родителей страх, — невролог. Мамы и папы боятся, что именно этот специалист обязательно найдет какое-то неврологическое отклонение у их ненаглядного чада.

И эти опасения не так уж беспочвенны — по статистике, у 90% малышей в нашей стране есть тот или иной неврологический диагноз.

Всегда ли этот диагноз достоверен и так ли распространены неврологические проблемы на самом деле, родителям рассказывает известный детский врач Евгений Комаровский.

Причины уязвимости нервной системы

Нервная система человека в силу своей сильной разветвленности является полем для развития разнообразных патологий, что губительно сказывается на других системах и органах.

Причины развития патологий:

  • Инфекция. Это могут быть грибки, паразиты, бактерии и вирусы.
  • При беременности. Цитомегаловирус и краснуха передаются плацентарным путем.
  • Травмы. Ушибы головного мозга и спины.
  • Сосудистые нарушения. Образование тромбов, разрывов и воспалений.
  • Наследственность и хронические заболевания.

Опосредованно вред нервной системе наносит недостаток питательных веществ и витаминов, отравления тяжелыми металлами, влияние химических веществ, антибиотиков, а также сердечные и почечные заболевания.

Когда проблема действительно существует?

Внутричерепное давление — диагноз, который очень любят ставить детям в российских поликлиниках.

Детский невролог: кто это, что лечит и как проходит осмотр

Тогда, когда оно действительно есть, ребенок нуждается в срочной госпитализации, а не в домашнем лечении таблетками, говорит Комаровский.

Если ребенок весел, бодр, активен, общителен, не надо лечить ему внутричерепное давление, поскольку его с огромной долей вероятности, вообще нет.

Самая частая жалоба, с которой родители обращаются к детскому неврологу, — ор ребенка.

С этого в большинстве случаев и начинается поиск заболевания, которое, скорей всего, будет найдено.

Комаровский призывает мам перестать искать болезни у чада и просто понять, что для крика у ребенка есть масса других причин — голод, жара, желание общаться, желание обратить на себя внимание, неудобный подгузник и так далее. Все эти причины не имеют никакого отношения к неврологическим заболеваниям.

К больным причисляют очень активных детей, им немедленно ставят диагноз «гиперактивность», нездоровыми считают и спокойных и медлительных ребятишек, им ставят клеймо «заторможенность», неврологическими проблемами пытаются объяснить плохой сон и аппетит. Делать этого не надо, говорит Евгений Комаровский, поскольку настоящие неврологические болезни случаются редко, и звучат они грозно, пробиотики и гимнастика их не лечат.

К ним относятся эпилепсия, детский церебральный паралич, неврозы разной степени выраженности, болезнь Паркинсона, энцефалопатия, патологические непроизвольные нервные тики и другие состояния, многие из которых имеют врожденный характер.

Неврология – что это такое? Что лечит невролог?

Кто такой невролог? Какие болезни лечит, почему так сложно поставить диагноз. Методы для определения заболеваний, симптомы. На приеме у невролога: как проходит осмотр, какие задачи решает врач. С какими симптомами обращаться?

Невролог – врач, который рассматривает нарушение деятельности нервной системы, как причину болезни. Старшему поколению привычнее называть специалиста – невропатологом, что на сегодняшний день неверно, так было до 1980 года.

Для получения сертификата по неврологии и возможности вести прием больных, потребуется окончить медицинский институт и интернатуру.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.
Читайте также:  19 самых лучших советов психолога о том, как полюбить себя

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Мозговые функции и обследование работы черепных нервов

Далее речь пойдет об оценке мозговых функций. Для того чтобы осуществить написание неврологического статуса пациента, необходимо обязательно учитывать эти нюансы. Врач должен понимать, имеются ли патологии или же они отсутствуют. Для этого нужно дать оценку сознанию человека, его способности ориентироваться в местности.

Конечно же, следует проанализировать функциональность черепных нервов. Всего их насчитывается 12 пар. Каждая из них выполняет свои функции. Например, чувствительные нервы отвечают за работу носоглотки, глаз, рта, кожи лица. Имеются и другие типы. Двигательные необходимы для функционирования глазных яблок, мышц лица, языка, гортани.

Сейчас разработаны особые тесты, которые позволяют быстро проверить, способны ли функционировать черепные нервы.

Очень важно в исследовании неврологического статуса дать оценку мозговым функциям. Необходимо отличить нарушение от патологий в работе. Для этого нужно дать оценку следующим критериям:

  • сознанию;
  • способности ориентироваться;
  • выяснить насколько развито внимание, память;
  • определить, как человек идет на контакт, какая у него речь;
  • узнать, способен ли пациент соблюдать последовательность;
  • проверить, есть ли признаки агнозии.

Описание неврологического статуса не может обойти анализ работы черепных нервов. Их всего 12 пар.

Каждый из них отвечает за ту или иную функцию. Чувствительные нервы (1, 2, 8 пары) отвечают за чувствительность кожи лица, глаз, рта, носоглотки. Двигательные 3, 4, 6, 7, 11, 12 пары отвечают за движение глазных яблок, мышц лица, языка, неба, а также гортани. Смешанные 5, 9, 10 пары нервов отвечают за двигательную и чувствительную функции. Это тройничный нерв, языкоглоточный и блуждающий нервы.

Существуют специальные тесты, с помощью которых проверяют, как функционируют черепные нервы.

Важно оценить работу мышц. Необходимо осмотреть мышцы голени и плечевого пояса, определить тонус и симметричность мышечных сокращений, насколько развита мускулатура.

В этом случае проводится несколько тестов для оценки двигательной реакции, чтобы исследовать неврологический статус. Пример: в положении лежа на спине пациент поднимает колено, при этом необходимо наблюдать за движением стопы. Мышечную слабость нижних конечностей определяют, сгибая ногу в колене и путем разгибания большого пальца.

Исследование неврологического статуса не может обойтись без оценки координации пациента. По походке больного оценивается его координация, моторные функции. При этом используют хороший тест: пациенту необходимо дотронуться до кончика носа и кончиков пальца с наибольшей точностью.

Все действия нужно проделать быстро. Если при этом появится дрожание рук или не попадание в цель – это является аномалией.

Оценить рефлексы также необходимо. Они делятся на глубокие сухожильные и регрессивные.

Несимметричность рефлекторных реакций или их угнетение говорит о повреждении нервных корешков или периферических нервов. В дальнейшем, посетив центр диагностики, это можно подтвердить, проведя инструментальное обследование.

Как проходит консультация у детского невролога?

На приеме врач расспрашивает родителей о том, какие симптомы возникли у ребенка и насторожили их. Чем детальней родители опишут признаки, тем легче специалисту будет их анализировать и ставить диагноз. Составляется анамнез, в котором указываются все заболевания, перенесенные ребенком, учитываются данные о том, как протекала у матери беременность, как проходили роды.

Как проходит консультация у детского невролога?

После опроса проводится осмотр маленького пациента. Детский невролог проверяет степень развития зрительной функции, оценивается тонус мышц. С помощью простых тестов врач проверяет координацию, анализирует степень проявления глубоких и поверхностных рефлексов. Если малыш уже достаточно взрослый, невролог проверяет, как у него развита речь, память, возможность восприятия устной информации.