Мимика лжи. Как распознать ложь по мимике?

Люди часто высказывают одно, а думают совсем другое. Поэтому важно научиться понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% сообщается словами, 30% выражается звучанием голоса и больше 60% идет по прочим невербальным каналам: взгляд, мимика и т. д.

Как распознать ложь по мимике?

Микровыражение — это моментальное непроизвольное выражение лица, которое люди бессознательно демонстрируют, когда прячут эмоции. Это быстрые, интенсивные выражения скрытых эмоций.

Как распознать ложь по мимике?

Ключевые пункты, которые нужно знать о микровыражениях:

Моментальность — микровыражения могут появиться и исчезнуть с лица в доли секунды. Другими словами, они появляются так стремительно, что многие люди даже не замечают их.

Как распознать ложь по мимике?

Непроизвольность — микровыражения вызваны непроизвольными движениями лицевых мышц. (посмотрите на иллюстрацию ненастоящей улыбки). Многие люди не могут контролировать мышцы, на которые влияют эмоции. Микровыражения лица отражают семь основных эмоций: злость, отвращение, страх, печаль, счастье, удивление, презрение.Краткая история теории микровыражений

Как распознать ложь по мимике?

Микровыражения впервые были обнаружены Хаггардом и Айзексом в 1960 году. Хаггард и Айзекс рассказали, как они обнаружили кратковременные выражения лица в книге, опубликованной под названием: «Микромоментные выражения лица в качестве индикаторов эго-механизмов в психотерапии».

Первопроходцами в изучении микровыражений также можно считать Уильяма Кондона, Джона Готтмана и Пола Экмана.  В 1976 году Экман разработал совместно с Уоллесом Фризеном Систему кодирования лицевых движений (СКЛиД). Это распространённый стандарт систематической классификации физического выражения эмоций, и она доказала свою пользу для психологов и аниматоров.

Как распознать ложь по мимике?

Доктор Экман опубликовал много книг на тему эмоций, мимики и детекции лжи в том числе «Узнай лжеца по выражению лица. Книга-тренажёр», «Говорить неправду. Ключи к обману в торговле, политике и браке». Микровыражения лица и ложь

Микровыражения лица выдают нас, когда мы лжем. Мы можем попытаться скрыть наши чувства поддельной улыбкой, но непроизвольные сокращения мышц нам не подвластны. Чтобы понять это, посмотрите короткое видео:

Как распознать ложь по мимике?

Подготовленные следователи, таможенники и другие специалисты используют микровыражения лица наряду с анализом языка тела и речи , чтобы определить,  правду говорит человек или ложь.

В то время как большинство людей могут быть обучены распознаванию микровыражений лица и других сигналов, некоторые люди являются естественными детекторами лжи. Экман называет их «Волшебники правды». Такие люди могут определить ложь в более чем 80 % случаев без специальной тренировки. Интересно, что в ходе тестирования из 20 000 человек только 50 оказались  «волшебниками»!

Как распознать ложь по мимике?

Последние исследования в области обучения определению микровыражений лица Доктор Пол Экман и д-р Дэвид Мацумото создали METT — интернет-инструмент обучения микровыражениям лица. METT и METT2 в настоящее время закрыты, но оба специалиста, Экман и Мацумото, разработали свои собственные программы обучения, доступные на соответствующих сайтах. (См. ниже).

Читайте также:  Почему молодежные субкультуры так популярны

Д-р Марк Фрэнк, бывший студент Экмана, продолжает исследования. Фрэнк определил конкретные, а иногда и непроизвольные движения 44 лицевых мышц, связанные со страхом, недоверием, стрессом и другими эмоциями, выдающими обман. Работа Фрэнка проходит проверку на пригодность в борьбе с терроризмом. Обратить внимание! Еще одна важная вещь, которую нужно помнить — микровыражения лица показывают только то, как кто-то себя чувствует в данный момент, а не то, что человек думает.

Как распознать ложь по мимике?

Полезные ссылки для тех, кто понимает английский:

Dr. David Matsumoto’s Website and his Blog.

Dr. Paul Ekman’s Website

«Волшебники правды» Truth Wizard: The Eyes for Lies Blog & Website

Интонация голоса и особенности лексики

Голос довольно точно сообщает окружающим о текущем состоянии человека (о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а нередко и о темпераменте, о чертах характера).

Уловить эмоции объекта (гнев и печаль — легче, ревность и нервозность — сложнее) позволяет тон его голоса.

В состоянии тревоги или нервного напряжения у партнера несколько меняется и голосовой тембр. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т. е. всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи».

Расшифровывая сообщение, обращайте внимание как на силу, так и на высоту голоса:

  • явно высокий — энтузиазм, радость, недоверие;
  • высокий, в широком диапазоне силы, тональности и высоты — гнев и страх;
  • чрезмерно высокий, пронзительный — беспокойство;
  • мягкий и приглушенный, с понижением интонации к концу каждой фразы — горечь, печаль, усталость;
  • форсирование звука — напряжение, обман.

Значительно информативны невербальные звуки:

  • свист (явно не художественный) — неуверенность или опасение;
  • несоответствующий моменту смех — напряжение;
  • неожиданные спазмы голоса — напряжение;
  • постоянное покашливание — лживость, неуверенность в себе, обеспокоенность.
Читайте также:  Переходный возраст у девочек: что нельзя упускать из виду?

Значение мимики

Значение мимики

Характерные для конкретного человека особенности мимики и взгляда могут свидетельствовать еще и о характеристиках личности. Так, взгляд исподлобья в сочетании с недоверчивым выражением лица может говорить о соответствующем отношении к людям вообще, о постоянном страхе ошибиться или быть обманутым. Лицо во время общения в любом случае приковывает к себе внимание, ведь оно может сказать и о вышеназванных аспектах, и о том, понял ли нас собеседник, желает ли он продолжать разговор, и о многом другом. Значение мимики в общении сложно переоценить. Ниже приведены характеристики наиболее часто и очевидно отображаемых мимикой эмоций и состояний.

Использование мимики

Актерское искусство

Мимика в театре, наряду с речью и жестикуляцией, является одним из основных средств выразительности актера. Она разрабатывается актером в гармонии с общим пластическим решением персонажа. Если существует смысловое или ритмическое противоречие мимики и пластики, это может служить дополнительным средством выразительности, придающим психологическому состоянию героя дополнительный объём и многогранность. В этом отношении, К. С. Станиславский подчеркивал, что мимика неотделима от строя мыслей, чувств и действий человека и является зримым отражением внутренней жизни персонажа. Однако писал: «Учить мимике нельзя»[18], но «можно ей помочь упражнением и развитием подвижности лицевых мускулов и мышц». Выбор того или иного вида мимики обусловливается жанром и общей стилистикой спектакля. В тех случаях, когда мимика актера не соответствует общему решению спектакля, возникает проблема неудачной трактовки образа. Про актера, использующего неоправданно преувеличенную мимику, на театральном жаргоне говорят, что он «наигрывает» или «хлопочет лицом». Мимика становится основным средством выразительности в тех театральных жанрах, где не используется актерская речь: пантомима, балет.

Мимические изменения лица больных

Учение о мимике в программе подготовки врача является прикладным аспектом общего учения о физиогномии. Наверное, не следует отвергать этот термин только потому, что в прошлом с ним связаны псевдо- и антинаучные направления. Современная физиогномия располагает полезной информацией, раскрывающей структуру и функции мимики, её типы и их связь с психической и эмоциональной сферой. Естественно, что молодые врачи критически, даже со значительной долей скептицизма отнесутся к диагностическому использованию мимики, если её интерпретация будет лишена научных основ. Следовательно, прежде чем рассматривать конкретные подходы к оценке лица больного, необходимо ознакомиться с типичными формами выразительности лица, с принципами её описания, с критериями душевных переживаний, фиксирующихся на лице. Основываясь на этих общих положениях, врач сможет приступить к тренировке своих способностей. Именно таким путём развивается врачебная интуиция как совокупность опыта и знаний, как высший уровень профессионализма. Взаимоотношения врача и пациента сложны и деликатны. Они относятся к области деонтологии. Однако, составляя по лицу больного представление о его эмоциональных и интеллектуальных качествах, врач обязан помнить, что его собственная мимика, как и его поведение, находятся под контролем пациентов. Врачебная физиогномия не конкурирует с другими современными методами определения психического и физического состояния больного. Она, как и всякое научное направление, имеет свои задачи, свои преимущества. Конечно, врач не полагается в своих заключениях только на субъективный анализ объективных физиогномических данных. Стремясь максимально избежать возможных ошибок в диагнозе, врач синтезирует показания, полученные при помощи различных методов. Вместе с тем врачебная физиогномия безусловно помогает постановке клинического диагноза, дает возможность установить фазы болезни. В этом заключается её непреходящая ценность, и отказ от неё не облегчил бы работу врача, а способствовал бы упущению возможности контактов с больным, имеющих важное значение для установления взаимного доверия.

Читайте также:  Как быстро и без последствий успокоиться в стрессовой ситуации

Использование motion capture в киноиндустрии

Зарядка для лица

Для того, чтобы развить свою мимику, сначала нужно сделать лицо более подвижным, раскрепостить мимические мышцы. Спортсмены перед тренировкой делают разминку — давайте и мы займемся этим. Нужно стать перед зеркалом, убрать волосы в хвостик, подколоть челку. Все лицо должно быть на виду.

Начинайте усиленно двигать разными частями своего лица, стараясь развивать как можно большую амплитуду. Вот примеры таких движений:

  • Поднимайте и опускайте брови;
  • Широко открывайте и закрывайте рот;
  • Улыбайтесь как можно шире, не оголяя зубы, потом резко складывайте губки бантиком или «уточкой»;
  • Широко открывайте глаза и жмурьтесь.
Зарядка для лица

Важно, чтобы при упражнении на определенную часть лица остальные не были задействованы. Поначалу это бывает непросто — одни мышцы «тянут» за собой другие, и вместе с бровями, к примеру, вы начинаете рефлекторно поднимать губы.

Эти упражнения нужно повторять регулярно, даже когда вы уже развили мимику лица. Они помогают мышцам оставаться быстрыми и гибкими. Поначалу нужно тренироваться 3-4 раза в неделю, потом можно оставить один сеанс. Одно занятие должно длиться около получаса.

В качестве дополнения к упражнениям можно корчить себе рожицы — это тоже хорошо разогревает лицевую мускулатуру.