Кто виноват и что делать, если ребенок не хочет учиться?

Если не хотите влиться в коллектив родителей, про которых даже анекдот есть о процессе подготовки домашних заданий, используйте гуманный вариант помощи детям в их покорении гранита науки.

Разбираемся в причинах

Причины нежелания ребёнка посещать школу могут быть разными. Рассмотрим возможные ситуации:

  1. Адаптация, то есть привыкание к новым условиям. Особенно часто с адаптационными трудностями сталкиваются первоклассники, перестраивающиеся с режима детского сада на школьный график. Адаптация может омрачать посещения учебного заведения при смене школы из-за переезда или других причин. Но некоторым непросто привыкать к учёбе в начале учебного года после продолжительных летних каникул.
  2. Разочарование. Если ребёнок только начал посещать школу, то родители наверняка готовили его к этому новому жизненному этапу, рассказывая о том, что учёба очень интересна, и чадо ожидают новые знакомства и друзья. Но по факту часто всё складывается иначе: учиться оказывается не так увлекательно, как ожидалось, а общение с одноклассниками не всегда налаживается сразу и лучшим образом.
  3. Неоправданные ожидания родителей. Если ваш ребёнок всегда стремится вас радовать и вызывать гордость, то он наверняка старается и в школе добиваться успехов. Но удаётся это не всегда, а ошибки и плохие оценки зачастую вызывают чувство вины.
  4. Банальная усталость. Современная школьная программа достаточно сложна, и успешно и легко справляться с нею получается не у всех школьников. Даже если ребёнок учится в первом классе, он тоже может уставать, ведь ещё совсем недавно он совсем не посещал уроки. А чем старше ученик, тем сложнее материал и задания.
  5. Отсутствующий интерес к процессу обучения. Такая проблема может возникнуть в трёх случаях. Первый – отставание от программы из-за непонимания материала, длительной болезни или иных причин. Ребёнок просто не понимает, что делать, и ему становится неинтересно в школе. Вторая ситуация – развитие школьника опережает стандартную программу: он просто уже знает всё то, что преподаёт учитель. Третья ситуация складывается, если особенности интеллекта ученика просто не позволяют ему адекватно воспринимать и усваивать школьный материал. Ребёнок может стараться и прилагать усилия, но они становятся тщетными, и интерес к обучению начинает угасать.
  6. Проблемы в общении с одноклассниками: конфликты с другими учениками, выраженная антипатия или травля с их стороны. Такие ситуации могут возникать из-за нестандартной внешности ребёнка или не вписывающегося в общепринятые стандарты поведения, из-за непростого характера, застенчивости или закомплексованности. В любом случае проблемы такого рода убивают желание ходить в школу, где контакты со сверстниками неизбежны.
  7. Антипатия школьника к педагогу. Учитель должен быть не только авторитетом, но и другом, и даже второй мамой. И если ученик боится подходить к педагогу или испытывает к нему неприязнь, то школу он вряд ли будет посещать с удовольствием.
  8. Несовпадение темпераментов ребёнка и учителя. Например, чрезмерно импульсивная и активная учительница может попросту подавлять и утомлять спокойного и замкнутого школьника.
  9. Личные проблемы, такие как первая влюблённость или ссора с лучшим другом.
  10. Проблемы в семье, к примеру частые ссоры или развод родителей, способны вызвать у ребёнка депрессию, апатию ко всему, в том числе к учёбе и школе.
  11. Отсутствие контроля или участия родителей. Так, если мама с папой не мотивируют, не помогают школьнику, не пытаются побороть его лень и апатию, не интересуются кругом общения и происходящим во время учёбы, то школа может попросту стать неинтересной и неприятной для ребёнка.

Чем отличаются современные дети и что такое «клиповое мышление»?

У современных детей развивается «клиповое мышление» (clip — фрагмент, вырезка, отрывок): информация стекается отовсюду в виде коротких новостей, небольших событийных блоков, разнообразных фото- и аудиосюжетов, зачастую не связанных между собой логически. Ребенок привыкает к частой смене информации, начинает вылавливать в ленте хлесткие заголовки, вирусные иллюстрации, переключаясь с одной темы на другую, не углубляясь в суть.

Читайте также:  Лечение энкопреза в Саратове, России у детей и подростков

Мир превращается в круговорот разрозненных фактов и осколков событий, а мозг все время требует новых впечатлений и образов.  На этом построены социальные сети, на клиповое мышление ориентируются многие современные телесериалы и средства массовой информации.

Доступность информации, легкость ее получения привели к тому, что современные дети не утруждают себя необходимостью глубокого осмысления и сохранения полученных знаний. Они не привыкли долго задерживаться на одной теме и погружаться в нее. Мышление становится фрагментарным, осколочным.

Причина

Причин того, что ребенок не желает идти в школу, может быть много. Самая простая и банальная – например, кто-то из детей старшего возраста рассказал вашему ребенку, что в школе совсем не так весело и хорошо, как рассказывают взрослые. “Учиться – это сложно, уроки надо учить, оценки ставят не всегда те, что хочется, учитель ругается, времени погулять мало” и т.д. В таком случае, задание родителей –  убедить ребенка в том, что это не так. Мультфильмы и кинофильмы про школу, книги, собственный жизненный опыт помогут вам в этом. Согласитесь, что рассказ отца или мамы будет намного авторитетней, чем рассказ знакомого во дворе. Выявляйте свои актерские способности, рассказывайте ребенку интересные и веселые моменты со своей школьной жизни.

У ребенка может сложится плохое представление о школе, если родители или воспитатели переусердствовали с подготовкой. Сегодня много родителей хотят, чтобы будущий ученик умел и читать, и писать, и считать как минимум  до 100. Поэтому,  детей с очень маленького возраста уже отдают в разные подготовительные  школы. Но,  стоит учитывать, что программы подобных курсов не соответствуют нормальным  психологическим требованиям ребенка дошкольника. Кроме того, занятие в таких школах очень часто проводиться вечером после садика или у выходные дни. Тогда ребенок теряет час, когда он должен играть и гулять. Занимаясь в таком режиме, дети понимают, что учеба – это сложно и нудно. Результат – отсутствие желания ходить в школу.

Быть готовым к школе – не означает уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – означает быть готовым всему этому научиться.

Иногда случается, что родители не уделяют нужного внимания вопросу учебы. Не отвечают на детские вопросы о школе и считают, что рано об этом говорить.

Но, все-таки, отсутствие желания идти в школу объясняется тем, что ребенок не готов к смене обстановки к которой привык. Ему хочется играть, вместо того, чтобы сидеть за партой. Поэтому, нужно убедится, что учеба в классе соответствует принципам, которые рассчитаны на детей 6 лет:

  • Например, материал должен излагаться так, чтобы ребенок мог видеть все то, о чем рассказывает учитель.
  • Уроки, обязательно, должны проходить в игровой форме и длиться не более 45 минут. Потому что в таком раннем возрасте ребенок не способен так долго удерживать внимание и сидеть неподвижно, слушая учителя.

Причины отсутствия интереса к учебе

Давайте проанализируем основные. Даже если ваши дети с удовольствием пошли в первый класс и отлично учатся, что тоже нередко, и связано в младших классах любовью к учителю и желанием быть лучше всех. Но в старших классах появляются другие вопросы и проблемы, с которыми необходимо разбираться.

Родительские амбиции

Все мы хотим, для своих детей, светлого будущего, поэтому стараемся найти самую лучшую школу и стараемся держать планку. При этом совершенно не учитываем того, а чего, собственно, хочет сам ребенок.

Причины отсутствия интереса к учебе
  • Нередко, оказывается, что он просто не успевает за слишком тяжелой для него программой, трудно дается углубленное изучение математики. В итоге страдают все.
  • Сын или дочь перестают слышать похвалу, их все чаще ругают, ведь ожидания родителей не оправдались. Ребенок замыкается, тянет тоскливо лямку, опускает руки. Но, как только наступит переходный возраст, это все накопленное страдание выльется наружу в виде феерического протеста.
  • Пока непоздно сядьте за круглый стол и обсудите ситуацию. Возможно, что ваш ребенок просто не гуманитарий, а спортсмен, и с удовольствием учился бы не в школе с углубленным изучением английского языка, а в спортивной школе. Даже если он не поедет в будущем на олимпиаду, ничего страшного. Зато вырастит свободным и благодарным человеком, потому что вы его поддержали и дали попробовать то, к чему тянулась душа.
Читайте также:  Абдоминальный синдром. Боль в животе

Возможно, вам будет интересно Как найти общий язык с подростком — Рекомендации родителям

Конфликты с учителями

Все люди разные. Часто учитель — отличный специалист и профессионал в предмете, но педагогические навыки у него хромают, и он просто не может найти подход.

  1. Отсутствие профессионализма приводит к появлению любимчиков в классе, разделению детей на способных и «никаких». Очень часто к этому примешивается социальный статус семьи: У Васи родители помогли с ремонтом, а у Ани даже за обеды не могут отдать.
  2. Ребенок отстает в предмете, что вызывает раздражение и нежелание с ним заниматься. Учитель может перед всем классом обидеть ребенка и даже обозвать его.
  3. В качестве ответной реакции последует хамство, отсутствие на уроках, обида и личная неприязнь к учителю переносится на сам предмет.

Конфликты с одноклассниками

Причины отсутствия интереса к учебе

Отсутствие модных вещей, недостаточно крутой телефон, неполная семья, отсутствие успеха у противоположного пола, лишний вес — все это способно стать отправной точкой к нежеланию учиться и ходить в школу.

Нарушение режима дня и интернет

Сидение в социальных сетях до утра, просмотр фильмов и музыка вместо выполнения уроков — это является бичом нашей жизни. Когда молодой организм не получает достаточный отдых, не спит необходимое количество часов, то падает способность усваивать материал на уроках, возникает рассеянность, невнимательность, ухудшается память и начинаются проблемы со зрением.

Что делать?

Если раньше не знали, куда спрятаться от лавины вопросов об обустройстве мира, то внезапная утрата интереса к учебе должна навести на мысль о проблеме в школе.

При условии, что обстановка в доме не изменилась и во дворе с друзьями у сына или дочки тоже все в порядке.

В таком случае от вас требуется ненавязчиво выяснить, с кем какой конфликт имел место быть, а потом подсказать, как разрулить ситуацию. Или активно поучаствовать в процессе.

При выяснении факта непрофессионального поведения учителя, первая мера — это разговор родителя с педагогом «по душам» и донесение до сознания педагога, что он не прав и не должен некорректно себя вести по отношению к детям.

Если конфликт на этом не исчерпывается и понятно, что конфронтация продолжится, то лучше сменить класс или даже школу.

Такая же вынужденная мера необходима и в случае, когда стало ясно, что профессионализм педагогического коллектива под большим сомнением. Естественно, оценка должна быть адекватной, а не сформулированной сугубо за счет разбушевавшихся эмоций.

Что делать, если ребенок не хочет делать уроки? Когда уроки опротивели и сил на них больше нет, лучшая альтернатива — это помощь по дому. Особенно эффективно действует привлечение чада в команду по присмотру за домашним скотом.

Всего пара часов перекидывания лопатой продуктов жизнедеятельности коровок, волшебным образом возвращают желание посидеть с ручкой перед учебником с тетрадкой.

Что делать?

Если возраст нерадивого ученика мал, то нужно заметить, что маленькая лопата тоже приносит педагогическую пользу, при этом не позволяет надорваться.

Если ферма отсутствует, профилактической мерой против нежелания учиться может стать:

  • задача по качественному и тщательному отмыванию плитки в ванной, кухне;
  • ручная стирка большого количества деликатных вещей;
  • наведение порядка в шкафу в строгом соответствии с родительскими требованиями;
  • командировка под конвоем к бабушке на огород, для борьбы с сорняками.

Если трудотерапия не приносит результата и даже долгие физические сложные повинности не уменьшают энтузиазма работать руками, не возвращают желания учиться, то, возможно, ваше чадо по природе своей ориентировано на работу с быстрым наступлением видимой практической пользы.

Сказать что это плохо нельзя: возможно из ребенка вырастете прекрасный слесарь, токарь, плотник или специалист другой профессии, где требуется много физически трудиться.

И разве пресловутый и начитанный умелец на все руки Гога-Гоша из фильма «Москва слезам не верит» — это недостойный человек с плохой судьбой?

Не согласны со столь радикальным взглядом на ситуацию? Тогда рассмотрите прочие варианты решения проблемы:

  1. Если есть трудности с пониманием, то попытаться лично объяснить как и что работает, что за чем следует и почему. Рисунки от руки, небольшие тематические истории собственного сочинения хорошо выручают, помогая ребенку сформировать образное представление об абстрактном понятии. При отсутствии педагогического таланта у родителей, ищут адекватного репетитора.
  2. Если отказ от выполнения уроков связан с перегруженностью и банальной усталостью, пересматривают распорядок дня ребенка, уменьшают дополнительную факультативную нагрузку.
Читайте также:  14 правил визуальной разработки: как рассказать историю одним рисунком

Как отличить стресс от лени

Ребенок, страдающий от школьного невроза пытается всеми способами получить согласие своих родителей пропустить занятие, даже если он прилежный, обязательный ученик и отличается любознательностью.

Проблемы со здоровьем носят временный характер и появляются перед посещением образовательного учреждения, недомогания, как правило, исчезают во время выходных или когда удается избежать похода в школу.

Если ученику не интересно в школе, он не будет бояться ее посещения, скорее всего, он выйдет из дома и просто прогуляет уроки, тщательно скрывая этот факт от родителей.

Кроме того, он не откажется от встречи с друзьями, тогда как ребенок страдающий от фобии, избегает общения.

Узнайте больше о причинах нежелания посещать школу здесь

Самый действенный способ помочь ученику обрести здоровую психику — поговорить с ним о его проблемах, возможно, он поставил перед собой высокую цель, которой не так легко добиться.

Посетите психолога и если потребуется, невролога. Оба специалиста подскажут, какие действия помогут восстановить и укрепить нервную систему.

Как заставить ребенка хорошо учиться?

Когда у вас получится заинтересовать ребенка ходить в школу, вам можно будет уже подумать о том, как его замотивировать учиться хорошо. Попробуйте что-то из нижеперечисленных рекомендаций:

  • Объясните ребенку, что такое на самом деле оценка знаний в школе, чтобы он относился к ней так, как надо. Ребенок должен понять, что получив «2», ему нужно приложить усилия, чтобы выучить то, что он еще не выучил, чтобы не было пробелов в знаниях. Если он все время будет что-то недоучивать, то к нему в классе будут соответственно все относиться. А вот если он будет получать только одни «5», то, скорее всего, с его мнением будут считаться сверстники, его всем будут ставить в пример и постоянно хвалить. Дети такое любят.
  • Обязательно развивайте творческий потенциал, заложенный в вашем ребенке. Если он не найдет выход для своего таланта, у него не будет желания учить скучные уроки.
  • Постарайтесь ребенку объяснить, как хорошая учеба помогает человеку в жизни. Идеальный вариант – привести собственный пример, потому что именно на вас ваше чадо и будет равняться после подобного разговора.
  • Пробуйте играть с ребенком во время выполнения домашнего задания. Для него игровая форма – это лучший способ усвоения информации. Конечно, для старшеклассника такой метод не совсем подходит. Хотя, если подобрать какую-то современную компьютерную игру, то успеха можно в этом направлении достичь.

Если все, о чем мы вам рассказали, не помогает вам справиться с проблемой, это значит, что вам нужно обращаться за помощью к квалифицированному специалисту. Но постарайтесь сделать все от вас возможное, ведь никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы сами.

Ребенок не хочет в школу – потеря интереса к учебе

Дети легко и лучше обучаются в игровой форме. Тут многое зависит от учителя, но не каждый педагог может заинтересовать и провести занятие так, чтобы это было интересно, увлекательно и играючи.

Если вашему чаду попался такой преподаватель, можно научить ребёнка самостоятельно интересно изучать материал, используя различные источники информации.

Также причиной потери интереса к учебе может послужить быстрое освоение новой информации и выполнение всех заданий на уроке. Учитель ориентируется на средний показатель класса, но есть дети, которые очень быстро справляются с заданиями и им становится скучно.

Если ваш ребёнок относится к разряду таких, то вам необходимо наладить хороший контакт с педагогом, убедить его давать сложные задания или увеличить их количество. В этом случае школьник будет занят и проблем учителя с ним не возникнет. На крайний случай можно попробовать перевести ребёнка в класс или школу посильнее.