Рада вновь приветствовать любознательных и стремящихся к саморазвитию читателей на страничках нашего проекта. Вы с нами ‒ и это здорово! Предлагаю обсудить сегодня стадии развития коллектива по Макаренко. Давайте вместе разберёмся, какую роль в нашей жизни играют коллективные отношения и как мы способны развивать их во благо себе и окружающим.
Социализация в психологии – это процесс формирования личности, который может быть осуществлен в разных формах и видах. В социологии принято выделять две основные формы социализации — первичную и вторичную. Данная классификация была предложена Питером Бергером и Томасом Лукманом, основателями социального конструкционизма — социологической теории познания.
Главным агентом процесса социализации личности на первичном этапе является семья. Общественные нормы, ценности и правила поведения ребенок усваивает в своем близком окружении. На данном этапе в сознании ребенка закладываются представления об особенностях взаимодействия с окружающими.
Вторичную форму социализации обеспечивают многочисленные социальные институты:
- детский сад;
- школа;
- университет;
- работа;
- социальные организации;
- армия;
- церковь;
- средства массовой информации.
На данном этапе социализация происходит в результате общения с одноклассниками, друзьями, коллегами и другими людьми. С данной классификацией связано разделение социализации по ее степени направленности и широте охвата объекта (индивидуальная и тоталитарная).

Индивидуальная социализация помогает идентифицировать свое «Я» с окружающими людьми, конкретным сообществом. Тоталитарная социализация охватывает все определенное сообщество, формируя самоидентификацию «Мы», которая является тотальной. Вторая форма социализации играет важную роль для гражданской и политической социализации.
Также социализация классифицируется на:
- поло-ролевую. Она заключается в определении человеком различий между мужским и женским полом. Личность в процессе культурного освоения и воспитания начинает идентифицировать себя с женщиной или мужчиной, выполнять соответствующие социальные роли и следовать общественным нормам поведения. Данный процесс социализации может длиться на протяжении всей жизни;
- семейно-бытовую. Данная социализация предполагает освоение каких-либо социальных ролей в зависимости от положения в семье (например, роль жены, мужа);
- профессионально-трудовую. Социализация заключается в освоении своей профессии и роли в рабочей деятельности. Включает в себя поведение в соответствии с деловым этикетом, выполнение обязанностей, подчинение вышестоящим руководителям;
- субкультурно-групповую. Социализация зависит от того, к какому объединению принадлежит человек. Это могут быть неформальные организации, субкультурные общества, которые отличаются поведением от преобладающего большинства (например, хиппи, панки).
В зависимости от периода жизни, в котором человек меняет или приобретает навыки социализации, а также соответствия собственных установок и общественных норм, явление можно классифицировать на:
- полную социализацию (индивид старается соответствовать всем требованиям социума, который их выдвигает);
- частичную социализацию (индивид обладает навыками для соответствия социальной группе, но внутренне имеет с ними противоречия);
- одностороннюю социализацию (человек занимается саморазвитием, но свои умения и навыки развивает в какой-то определенной сфере);
- ресоциализацию (индивид осваивает новые навыки, занимается познанием и формированием новых ценностей, отвергая свои старые взгляды).
Что такое коллектив по мнению Макаренко?
По мнению А.С. Макаренко, коллектив ‒ есть объединённая группа участников, имеющая общую социально значимую цель. Все члены коллектива наделены равными правами, обязанностями, несут общую ответственность и зависимость друг перед другом. Для успешного формирования коллектива сплочённая группа проходит этапы качественных преобразований.
Основные стадии развития коллектива по системе Макаренко:

- Первоначальная ступень становления. На данном этапе коллектив рассматривается как замысел организационных и воспитательных действий педагога, направленных на становление социальной общности, объединённой совместной деятельностью и взаимовыгодными целями. Проще говоря, организатор создаёт группу людей на основе их интересов, потребностей и ценностей. Завершение начальной стадии характеризуется формированием группы активистов.
- На втором этапе происходит усиление влияния актива. Представители актива являются сторонниками требований педагога и сами предъявляют их остальным участникам общины, основываясь на своём личном понимании блага и ущерба для всеобщих интересов. Активисты становятся соратниками педагога в том случае, если они адекватно оценивают потребности всех членов группы. В этот период коллективная структура приобретает устойчивость: группа осваивает механизмы самоуправления и является инструментом воспитания некоторых личностных качеств.
- На третьей стадии процветания коллективных взаимоотношений отчётливо заметен рост психологической солидарности всех участников. Решающую роль в принятии решений играет согласованность действий и общая договорённость. В коллективе воцаряется атмосфера взаимопонимания, уважения и доброжелательности. Однако высокий уровень требовательности к каждому члену общины не позволяет нарушать сложившийся порядок в угоду отдельных представителей: формируется равноправие. Именно в этот период партнёры понимают, что их слаженные объединённые усилия позволяют достичь максимально эффективных результатов, нежели разрозненные попытки каждого из них.
- На четвёртом этапе наблюдается активное движение вперед, означающее гармоничное развитие коллектива. Неуклонно возрастает уровень сознательности каждого представителя группы. Это выражается в том, что требования к себе самому значительно выше, чем к окружающим соратникам. Находясь на данной ступени развития, коллективные взаимоотношения формируют гармоничную, полноценную и высоконравственную личность.
Сам Антон Семёнович утверждал, что успешно развивающийся коллектив ‒ это инструмент целевого воздействия для раскрытия индивидуальности каждого его участника.

Число личности 4
Четверки — это прагматичные и основательные люди. Они предпочитают все делать по заранее определенному алгоритму. Следуют правилам и привыкли все планировать. Человек с числом личности 4 — отличный семьянин. Он любит семью и придерживается традиций. Честный, надежный и очень трудолюбивый человек.
- Коллектив – что такое в психологии …
- Коллектив – что такое в психологии …
- Коллектив – что такое в психологии …
- Этапы формирования коллектива — всем …
Четверки, в основном, отдают предпочтение практичной и комфортной одежде. Многие считают таких людей аккуратистами. Легкомысленную одежду и людей, одетых подобным образом, они обходят стороной. Негативные четверки или уходят в работу с головой, или, наоборот, всячески бегут от нее. Еще они могут быть скупы, опасливы и, нередко, недалеки и приставучи.
Примеры конформности в жизни
Конформность — это модель поведения, которую можно заметить в повседневной жизни.
Типичные примеры конформности:

- модные тенденции. Конформность может проявляться как в одежде, так и других жизненных сферах. Для того, чтобы не отличаться от других или быть ближе к коллективу, многие люди покупают модные вещи, даже если лично им они не нравятся;
- решения в студенческом коллективе. Случается, что большинство студентов в группе решают уйти с пар; в то же время остальные участники коллектива соглашаются с решением для того, чтобы избежать конфликта и остаться в хороших отношениях с группой;
- мнение авторитета. В учебном заведении профессор читает учащимся лекцию, где описывает свое видение правильного устройства свободного общества. Студенты, для которых ученая степень имеет большое значение, соглашаются с видением профессора и включают его мнение в свою систему взглядов, не подвергая критике услышанную теорию;
- разные мнения в клубе по интересам. В книжном клубе было решено прочитать книгу о жизни и достижениях известного американского изобретателя. Один из участников клуба, прочитав биографию личности, нашел факты о недобросовестном отношении бизнесмена к работе, что испортило впечатление читателя о книге. На собрании все участники клуба выразили свое восхищение прочитанным, что смутило читателя, не согласного с мнением абсолютного большинства; молодой человек коротко согласился с высказываниями участников собрания и не стал делиться своим противоположным взглядом;
- «за компанию». Подросток, чтобы заслужить уважение в авторитетной группе, решает начать курить. Такая же модель поведения может быть связана с алкоголем или наркотиками.