Коллектив авторов Основные направления современной психотерапии

Действия современных психотерапевтов направлены на содействие в становлении активной в социальном отношении личности, ее прогрессивном взаимодействии с окружающими, путем изменения принципов мировоззрения и мировосприятия. Методы психотерапии зависят от того, проводятся ли занятия с клиентами в группе или индивидуально. Существует множество приемов и психотехник, использование которых позволяет специалистам оказывать эффективную помощь.

Недоучка

Два года заочного обучения в частном институте (читайте — покупка диплома), 120 часов практических курсов когнитивно-поведенческой терапии, 60 часов нейролингвистического программирования. Некоторые популярные в инстаграме психологи даже не стесняются публиковать подобные неубедительные послужные списки!

Но специфика этой профессии в том, что и 4–6 лет обучения в хорошем вузе недостаточно, чтобы стать профессионалом. В университетах преподают в основном теорию, а освоение техник консультирования потребует еще от одного года до трех лет обучения на практических курсах — а также серьезных финансовых вложений. Более того, когда образование закончено, психолог/психотерапевт должен регулярно проходить платную супервизию — профессиональный разбор сложных кейсов с более опытным специалистом.

C психотерапией всё еще строже: в соответствии с действующим законодательством, вести психотерапию (то есть лечить психические нарушения психологическими методами) может только человек с медицинским образованием и соответствующей специализацией (врач-психотерапевт).

В странах, где требования к профессии уже устоялись, планка очень высока. К примеру, в Великобритании, чтобы зарегистрироваться как практикующий психолог или психотерапевт, требуется закончить бакалавриат, пройти специализацию в магистратуре и иметь не менее года практики (часто это бесплатный труд).

В реальной жизни рынок психологического образования быстро подстраивается под высокий, но невзыскательный спрос: многие частные и государственные институты предлагают людям с любым бэкграундом освоить профессию всего за 1–2 года — причем заочно. Это могут быть частные практические курсы или программы профессиональной переквалификации. На различных психологических курсах я встречала актеров, бухгалтеров и даже гадалок на картах Таро. Некоторые из этих энергичных «специалистов» начинали набирать клиентов сразу после первого курса, и это им удавалось!

Недоучка

Добавляют хаоса и пробелы в российском законодательстве. Например, не существует стандарта профессии психолога-консультанта (он принят пока только для педагога-психолога и психолога в социальной сфере). Нет с точки зрения закона и такой профессии, как неклинический психотерапевт (то есть терапевт, который работает со здоровыми людьми, тот, кого мы обычно и называем «мой психотерапевт говорит»).

Обычно под «вашим психотерапевтом» скрывается просто психолог-гуманитарий без медицинского образования. Так что статус и квалификация многочисленных гештальт-терапевтов и арт-терапевтов под вопросом.

Вообще психолог — профессия, в которую многие приходят уже в зрелом возрасте. При этом некоторые уверены, что чтобы консультировать других за деньги, вполне достаточно богатого жизненного опыта: получив диплом по принципу «побыстрее и подешевле», такой человек бесстрашно начинает практику в довольно сложной области. Например, называет себя «онкопсихологом» на том основании, что сам пережил онкологическое заболевание. Или, разорвав отношения с супругом-абьюзером, предлагает помощь пострадавшим от насилия женщинам.

Жизненный опыт — это хорошо, но задача психолога в том, чтобы выйти за его пределы и увидеть ситуацию глазами клиента. Если этого не происходит, человек просто проецирует на клиента свои личные проблемы и взгляды, что мало поможет делу.

Читайте также:  Принудительное бодрствование как лекарство от депрессии

Шпаргалка

Недоучка — это психолог без диплома профильного вуза (любой психфак, прошедший государственную аккредитацию и не потерявший ее) и без сертификата, подтверждающего прохождение практических курсов (не менее года) в одном из направлений консультирования (КПТ, психоанализ и т. д.). Или психотерапевт без высшего образования в области психиатрии / клинической психологии. Он может скрывать этот факт, уклоняясь от прямых вопросов, или выдавать краткосрочные курсы за полноценное образование.

Часть первая Общие проблемы психотерапии

Е. С. Калмыкова, Х. Кэхеле Психотерапия как объект научного исследования

Постановка проблемы: кому и зачем нужны исследования по психотерапии?

Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Каким образом это можно сделать? Ответ на этот вопрос каждое направление психотерапии дает в терминах собственных понятий (см. другие главы данного труда). Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения. Оптимальными будут те психотерапевтические меры, которые обеспечивают стойкий, продолжительный позитивный эффект. Разумеется, каждая психотерапевтическая школа убеждена, что предлагаемый ею способ помощи пациентам и является оптимальным, предоставляя сомневающимся проверить это на собственном опыте.

В настоящее время осуществляется на практике около четырехсот разновидностей психотерапии для взрослых пациентов и около двухсот – для детей и подростков (см. Kazdin, 1994); с другой стороны, описано около трехсот психологических синдромов или констелляций симптомов, для лечения которых рекомендуется та или иная психотерапия (см., например, DSM-IIIR, 1987). Если поставить себе задачу эмпирическим путем установить, какой вид или виды, или какие сочетания видов психотерапии оптимальны для лечения одного расстройства, то придется опробовать астрономическое количество сочетаний, приблизительно равное двум в четырехсотой степени. Соответственно, чтобы получить возможное количество сочетаний для лечения всех описанных синдромов, это число надо будет умножить еще на триста. Эти занятия комбинаторикой должны убедить читателя, что научно обоснованное исследование психотерапии – не пустая игра изощренного ума, а жизненная необходимость, обусловленная, с одной стороны, многообразием форм и проявлений расстройств и способов их лечения, а с другой стороны – стремлением к нахождению наилучшего решения в каждом конкретном случае.

Исследование проблем психотерапии ставит перед собой две основные задачи: во-первых, поиск эмпирического обоснования психологических методов лечения, то есть выяснение того, что является полезным, для кого, при каких обстоятельствах; во-вторых, описание и постижение механизмов изменений, то есть как психотерапия в целом и ее разновидности в частности достигают позитивного эффекта. Разумеется, обе эти задачи взаимосвязаны; осуществление первой из них зависит от достижений в решении второй, причем именно вторая задача является наиболее увлекательной[4]. Понимание механизмов психотерапии требует также и объяснения того, каким образом соотносятся терапевтические трансакции между пациентом и терапевтом с реальными изменениями в жизни пациента вне приемной психотерапевта. Стайлз с соавт. (Stiles, Shapiro, Elliott, 1986) описывают «парадокс эквивалентности» приблизительно равнозначной эффективности разных видов лечения, в которых складываются, по всей видимости, существенно различающиеся отношения между пациентом и психотерапевтом. До тех пор, пока этот парадокс не будет разрешен, понимание механизмов лечения останется весьма ограниченным.

Читайте также:  Гипнотерапия для детей. Особенности и ограничения детского гипноза

В данной статье мы намереваемся рассмотреть несколько вопросов. Прежде всего стоит задача обрисовать в общих чертах историю развития исследований по психотерапии; при этом акцент будет сделан на истории изучения психоаналитической или – более широко – психодинамической индивидуальной психотерапии взрослых пациентов в амбулаторных условиях; будет показано, как на протяжении десятилетий происходило постепенное смещение фокуса исследовательского интереса с одной задачи на другую. Далее более детально будет рассмотрена проблема эффективности психотерапии и основные результаты ее изучения, представленные в литературе на сегодняшний день. И, наконец, в силу личных предпочтений авторов, последняя часть статьи будет посвящена методам и подходам изучения процесса психотерапевтического взаимодействия, в частности, методу структурного анализа социального поведения (SASB) Лорны Бенджамин (Benjamin, 1974) и возможностям, которые он открывает для построения модели психотерапевтического процесса. К сожалению, практически все работы, посвященные этим вопросам, проводятся за рубежом; в силу этого и наш труд является, по существу, обзором зарубежных исследований по психотерапии.

1. Freud S. Die Frage der Laienanalyse // G. W. XIV. S. 285.2. Там же.3. Шустерман Д. М. Придуманная власть // Политический маркетинг. 1998. № 1. С. 27.4. Это, разумеется, авторская позиция.

Методы психотерапии — реальная возможность стать лучше

Техники, методы и приемы современной психотерапии можно условно разделить на три категории:

  1. Симптомоцентрированные.
  2. Социоцентрированные.
  3. Личностноцентрированные.

Подобное разделение основных методов психотерапии позволяет обеспечивать наилучший терапевтический эффект на практике, что облегчает лечение большинства расстройств. Стоит помнить, что психотерапия — наука постоянно развивающаяся, и область ее главной концентрации не только сама человеческая личность, но и ее отдельные аспекты, из-за чего количество используемых методов психотерапии постоянно увеличивается.

Какие исследования проводит психотерапевт?

психиатры или психотерапевты, имеющие еще одну медицинскую специальностьМедицинские исследования, которые назначает психиатр-психотерапевт или врач-психотерапевт

Исследование Что выявляет? Как проводится?
Электроэнцефалография (ЭЭГ)
  • эпилепсия;
  • инсульт;
  • энцефалопатия (невоспалительное поражение мозга);
  • опухоли мозга;
  • черепно-мозговая травма.
На голову исследуемого надевают шапочку с электродами, которые подключены к компьютеру. Электроды регистрируют биоэлектрическую активность мозга и отправляют данные в компьютер. Мозговая активность регистрируется в виде колебаний разной амплитуды (электроэнцефалограмма). Перед исследованием отменяют препараты, которые влияют на активность мозга, снимают заколки.
Томография мозга (компьютерная и магнитно-резонансная)
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • опухоль головного мозга;
  • инсульт.
Томография мозга проводится либо с помощью рентгеновского облучения (компьютерная томография или КТ), либо ядерно-магнитного резонанса (МРТ). Во время исследования пациента располагают на кушетке, на которой он движется внутрь круглого томографа. После сканирования головного мозга данные проходят компьютерную обработку.
Ультразвуковое исследование (УЗИ) внутричерепных сосудов и артерий шеи (допплерография)
  • атеросклеротическое сужение или сдавление (остеохондроз, опухоль) крупных шейных или мозговых артерий.
Во время исследования ультразвуковой датчик устанавливается над областями, где расположены крупные мозговые артерии (виски, затылок, глазницы). Чтобы определить кровоток в сосудах шеи пациента просят запрокинуть голову назад.
УЗИ внутренних органов и сердца
  • болезни внутренних органов (в том числе психосоматические болезни).
Больной лежит на спине, ультразвуковой датчик устанавливают над исследуемым органом (печень, почки, сердце и другие).
Электрокардиография
  • нарушение сердечного ритма (частый спутник невротических расстройств).
На грудную клетку накладывают электроды и записывают биоэлектрическую работу сердца.
Лабораторные анализы (анализы крови, мочи, кала)
  • болезни внутренних органов (в том числе психосоматические болезни).
Биологический материал (кровь, моча или кал) собирается в лаборатории или дома (кроме крови) утром натощак.
Читайте также:  Я всегда обвиняю себя и от этого страдаю. Как это изменить?

дословно – «диагностика души»

Психопатологические тесты, которые чаще всего применяет психотерапевт

Тест Как проводится? Что выявляет?
Тест Роршаха («чернильные пятна») Человеку поочередно показывают 10 карточек с изображениями пятен разных цветов и форм, предлагая ему рассказать о том, что он видит.
  • депрессия;
  • мании;
  • невроз;
  • тревожные расстройства;
  • ипохондрия;
  • фобии;
  • сексуальные расстройства;
  • расстройства личности;
  • акцентуация личности;
  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • слабоумие;
  • психастения;
  • склонность к агрессии.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) Во время теста человеку показывают черно-белые картинки с изображением людей и предлагают рассказать, какая сцена там изображена (что происходит?). Обычно картинок 20, но их количество может варьировать, в зависимости от вида теста. Тест проводится при неврозах, депрессии и психосоматических расстройствах (в том числе сексуальных).
  • причины расстройства;
  • эмоциональное состояние (тревога, депрессия, страхи);
  • особенности характера;
  • степень принятия себя;
  • межличностные отношения;
  • способ решения проблем;
  • мотивации, которые действуют на человека.
Проективное рисование Испытуемому предлагается нарисовать человека или дом, дерево и человека, который что-то делает, а также семью.
  • интеллектуальная зрелость;
  • свойства личности (умение адаптироваться);
  • импульсивность;
  • эмоциональное состояние (тревожные состояния);
  • межличностные отношения.
Нейропсихологическое тестирование Во время тестов испытуемому даются различные задания, например, запомнить и назвать слова, нарисовать часы. Тесты позволяют оценить когнитивные функции мозга и выделить пациентов, которым требуется помощь психиатра, от тех, с которыми может работать психотерапевт или психолог.
  • память;
  • интеллект;
  • речь;
  • восприятие;
  • умение выполнять заученные движения (праксис).
Самозаполняемые опросники Исследуемому предлагается заполнить опросники и ответить на вопросы, выбрав один из вариантов, либо оценить насколько утверждения в каждом пункте соответствуют его переживаниям.
  • депрессия;
  • нервная анорексия;
  • нервная булимия;
  • тревожные расстройства;
  • дисморфофобия;
  • неврастения;
  • расстройства личности.

например, расстройством личности