Каковы симптомы аутизма у 4х-летнего ребенка?

Аутизм — это собирательный термин для обозначения нарушения социальной адаптации ребенка, речевой функции и психического развития. Дети с такой патологией не могут построить нормальные взаимоотношения со сверстниками и избегают социальных контактов. Часто возникает неверное восприятие эмоций, поэтому аутисты живут в своем собственном мире, который трудно понять другим.

апреля отмечался Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашей стране число зарегистрированных детей с таким нарушением развития растёт ежегодно. Лайф приводит шесть малоизвестных фактов об аутизме.

Впервые аутизм был описан в 1943 году. С этого момента прошло уже много десятилетий, и представления о природе его возникновения, о людях, живущих с ним, об их потребностях и возможностях сильно изменились. Аутизм — поведенческий диагноз, включающий в себя целый спектр характеристик. По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68-го ребёнка в мире, а это, безусловно, очень высокий показатель.

апреля отмечался Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашей стране число зарегистрированных детей с таким нарушением развития растёт ежегодно. Лайф приводит шесть малоизвестных фактов об аутизме.

Тип и степени тяжести при РАС

Особенности каждого из этих расстройств аутистического спектра можно описать так:

  • Синдром Аспергера отличается достаточно высоким интеллектом при наличии развитой спонтанной речи. Большинство таких пациентов способны к активной коммуникации и социальной жизни, в том числе с использованием речи. Многие врачи испытывают затруднения с диагностикой, потому что высокая функциональность заслоняет проблему, а проявления  болезни могут восприниматься как крайний вариант нормы или акцентуация личности.
  • Классический аутизм (синдром Каннера) отличается полнотой клинической картины, когда присутствуют отчётливые признаки аномалий в трёх сферах высшей нервной деятельности (социальное взаимодействие, коммуникация, поведение). По степени тяжести данный вид значительно колеблется – от лёгкой до максимально тяжёлой.
  • Неспецифическое первазивное нарушение развития (атипичный аутизм): нарушение выявляет себя далеко не всеми типичными аутистическими чертами, аномальные проявления могут охватывать только 2 из 3-х основных уязвимых сфер.
  • Синдром Ретта: обычно болеют девочки, синдром протекает нелегко, часто появляется в младшем детском возрасте, может приводить к низкой функциональности к периоду окончательного взросления (даже при полной коррекционной помощи).
  • Детское дезинтегративное расстройство: первые признаки появляются к 1,5-2 годам и вплоть до школы. Клинически часто выглядит как регресс уже освоенных навыков (разделённое внимание, речь, моторика).

Диета при аутизме

В настоящее время, ранний диагноз аутизма у ребенка дает ему шанс на излечение или минимизацию симптомов. Лечение аутизма – это в наше время не только психотерапия.

Американские врачи, объединившиеся в Autism Research Institute в Чикаго, лечат аутизм пищевыми добавками, диетой и травами. Потому что большое количество детей (более 80%), страдающих аутизмом, имеют, так называемый, синдром повышенной кишечной проницаемости. Бывают случаи (около 60%), как утверждают родители и специалисты – когда после лечения указанного синдрома дети начинают говорить.

Аутизм – это заболевание, причины которого еще не до конца ясны…

hepingting, lic. CC BY-SA 2.0

Врачи из Autism Research Institute, считают, что излечение от этой болезни и восполнение недопроизводства витаминов и минералов является базой для терапии поведения и дает большую надежду на преодоление аутизма.

В США возникло сообщество DAN (ang. Defeat Autism Now – Победим аутизм сейчас), объединяющее врачей и родителей больных детей, которые считают в лечении аутизма надо сначала сосредоточиться на восстановлении здоровья тела, а потом разума.

По мнению врачей DAN, дети с аутизмом имеют следующие заболевания и симптомы болезни:

  • желудочно-кишечный тракт – реакция на глютен и казеин; и общий недуг – синдром повышенной кишечной проницаемости;
  • ослабленную или поврежденную иммунную систему и связанную с этим подверженность аллергиям;
  • дефицит микроэлементов и витаминов (в результате нарушения обмена веществ, а также склонности детей к избирательному питанию и ограничению рациона несколькими блюдами) – из-за этого им не хватает, как правило, цинка, магния, селена, хрома и витаминов C, B6, B12, E, фолиевой кислоты;
  • бактериальный дисбаланс в кишечнике;
  • слабая способность борьбы со свободными радикалами;
  • отравления тяжелыми металлами, в основном, ртутью (это происходит вследствие сниженной способности выведения из организма тяжелых металлов);
  • грибковые, бактериальные и вирусные инфекции.

Только после излечения ребенка от этих заболеваний, врачи DAN передают пациента далее – терапевтам, психологам, психиатрам и педагогам.

Лечение аутизма, по мнению врачей DAN, заключается в: правильно подобранных дозах витаминов и пищевых добавок (важны пробиотики и рыбий жир), применении диеты (без молочных сливок и глютена), приеме препаратов, повышающих иммунитет, так называемое хелатирование от тяжелых металлов и применение лекарственных противогрибковых средств (наряду с без сахарной диетой).

Из рациона аутичного ребенка необходимо исключить:

  • сладости;
  • сладкие фрукты, такие как бананы, виноград;
  • фруктовые соки, содержащие сахар или подсластители;
  • сахар;
  • подсластители;
  • мед;
  • уксус;
  • горчицу;
  • кетчуп;
  • майонез;
  • сливочное масло;
  • продукты, консервированные и маринованные;
  • молочные продукты;
  • белый хлеб;
  • белый рис;
  • картофель;
  • белую муку;
  • готовые продукты в виде порошка;
  • другие продукты, содержащие консерванты;
  • чай.

Вместо этих продуктов, рекомендуется употреблять:

  • гречневую крупу;
  • кашу из просо;
  • коричневый рис;
  • фруктов, содержащих мало сахара: яблоки, киви, грейпфруты;
  • яйца;
  • рыбу;
  • птицу;
  • овощи, зелень;
  • лимон;
  • семена тыквы;
  • семена подсолнечника;
  • чеснок;
  • минеральную воду;
  • оливковое или льняное масло (вместо сливочного).

Симптомы аутизма у детей лет

РАС встречается примерно у 1 из 54 детей и в четыре раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Многие дети с аутизмом проявляют симптомы к 12-18 месяцам, в то время как некоторые симптомы становятся более очевидными с возрастом. 

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

  • не откликаться на свое имя
  • говорить монотонным голосом
  • постоянно повторять слова или фразы
  • иметь трудности с двусторонней связью
  • быть склонным интерпретировать информацию буквально, не неспособен понять шутки или сарказм

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники. 

  • Им трудно установить зрительный контакт
  • Не склонны указывать на примечательные вещи 
  • Не любят объятий и других видов физического контакта

Различия в игре

  • У 4-летнего ребенка с аутизмом может отмечаться стиль игры, который отличается от сверстников 
  • Ребенок предпочитают проводить время в одиночестве
  • Проявляет сильный интерес и привязанность к определенной игре, игрушке, предмету или теме
  • Имеет сильную склонность к организации и ритуалам, таким как размещение игрушек в определенном порядке или их повторный подсчет
  • Имеет проблемы с игрой воображения
  • Имеет трудности с пониманием общепринятых правил поведения, что может привести к неадекватному поведению
  • Трудно поддерживает дружеские отношения

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

  • качание
  • вращение
  • царапание
  • включения и выключения
  • гиперактивность
  • импульсивность

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

  • сенсорную перегрузку
  • вторжение в личное пространство
  • изменение в распорядке дня

Какие особенности поведения ребенка должны насторожить родителей

Родители, внимательно относящиеся к своему малышу, довольно рано начинают понимать, что поведение их крохи отличается от того, как ведут себя его сверстники.

  • Ребенок избегает зрительного контакта: он или смотрит, например, на губы говорящего, или вообще не смотрит на того, кто к нему обращается.
  • Необычная реакция на прикосновения. Дело в том, что в ребенке стремление к тактильному контакту заложено генетически, но дети-аутисты избегают прикосновений, они могут вызывать у них агрессию.
  • Детский аутизм, признаки которого мы сейчас рассматриваем, проявляется также и в подчеркнутом безразличии малыша по отношению к маме или же, наоборот, в невозможности не видеть ее хоть какое-то время.
  • А вот известный всем признак аутизма – любовь к одиночеству – это не совсем точное определение. Дети-аутисты просто не могут и не умеют общаться, поэтому им комфортнее оставаться наедине с собой.
  • Кроме перечисленного такие дети, как правило, не проявляют интереса к окружающим предметам и людям.

Классификация аутических расстройств

В настоящее время вместо термина “аутизм” врачи обычно используют понятие “расстройство аутического спектра” (РАС). Оно объединяет несколько заболеваний со схожими симптомами, но отличающихся степенью выраженности проявлений.

Синдром Каннера

“Классическая” форма аутизма. Другое название – ранний детский аутизм. Характеризуется всеми вышеперечисленными симптомами. Он может протекать в легкой, средней и тяжелой форме в зависимости от выраженности проявлений.

Синдром Аспергера

Это относительно легкая форма аутизма. Первые проявления возникают примерно в 6-7 лет. Нередки случаи постановки диагноза уже во взрослом возрасте.

Люди с синдромом Аспергера могут вести вполне нормальную социальную жизнь. Они мало чем отличаются от здоровых людей и при благоприятных условиях способны устроиться на работу и создать семью.

Для данного расстройства характерны следующие признаки:

  • развитые интеллектуальные способности;
  • внятная разборчивая речь;
  • зацикленность на каком-то одном занятии;
  • проблемы с координацией движений;
  • сложности с “расшифровкой” человеческих эмоций;
  • способность имитировать нормальное социальное взаимодействие.
Читайте также:  Как жить легко: несколько простых способов

Люди с синдромом Аспергера часто демонстрируют незаурядные умственные способности. Многие из них признаются гениями и достигают невероятного уровня развития в конкретных областях. Они могут, например, обладать феноменальной памятью или производить в уме сложные математические вычисления.

Синдром Ретта

Это тяжелая форма аутизма, вызванная генетическими нарушениями. Страдают ей только девочки, так как мальчики погибают еще в утробе матери. Характеризуется полной дезадаптацией индивида и умственной отсталостью.

Классификация аутических расстройств

Обычно до года дети с синдромом Ретта развиваются нормально, а потом случается резкое торможение развития. Происходит утрата уже приобретенных навыков, замедление роста головы, нарушение координации движений. У больных отсутствует речь, они полностью погружены в себя и дезадаптированы. Данное расстройство практически не поддается коррекции.

Неспецифическое первазивное нарушение развития

Этот синдром еще называют атипичным аутизмом. Клиническая картина болезни стерта, что сильно затрудняет постановку диагноза. Первые симптомы, как правило, появляются позже, чем при классическом аутизме, и могут быть менее выраженными. Нередко этот диагноз ставят уже в подростковом возрасте.

Атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью, а может протекать без утраты интеллектуальных способностей. При легкой форме этого заболевания больные хорошо социализируются и имеют шанс прожить полноценную жизнь.

Детское дезинтегративное расстройство

Для этой патологии характерно нормальное развитие ребенка до двух лет. Причем это касается как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Малыш учится говорить, понимает речь, приобретает двигательные навыки. Социальное взаимодействие с людьми не нарушено – в общем, он ничем не отличается от своих ровесников.

Однако после достижения им возраста 2 лет начинается регресс. Ребенок утрачивает выработанные ранее навыки и останавливается в умственном развитии. Это может происходить постепенно на протяжении нескольких лет, но чаще происходит стремительно – за 5-12 месяцев.

Сначала могут наблюдаться изменения в поведении, такие как вспышки гнева и паники. Потом ребенок теряет моторные, коммуникативные, социальные навыки. В этом главное отличие данного заболевания от классического аутизма, при котором ранее приобретенные навыки сохраняются.

Вторым показательным отличием является утрата способности к самообслуживанию. При тяжелой степени детского интегративного расстройства больные не могут самостоятельно питаться, мыться, ходить в туалет.

К счастью, встречается это заболевание очень редко – примерно 1 случай на 100 000 детей. Нередко его путают с синдромом Ретта из-за схожести симптомов.

Прогноз

Невозможность излечения аутизма в детстве становится причиной сохранения заболевания в подростковом и взрослом возрасте. При своевременной адекватной лечебно-коррекционной работе с больными аутизмом детьми удается достичь приемлемой социальной адаптации примерно в 30% случаев. При отсутствии необходимого лечения пациенты с аутизмом остаются инвалидами, которые являются неспособными к социальному взаимодействию и самообслуживанию.

Коэффициент интеллекта (IQ) у пациентов с аутизмом больше 50 и развитие речевых навыков до шести лет являются благоприятными прогностическими признаками. Шансы на излечение повышает ранняя диагностика и раннее начало терапии.

Что могут сделать родители

Жизнь с аутичным ребенком требует много усилий. Родителям необходимо больше времени и энергии, чтобы заниматься c ним. Нужно запастись терпением и оптимизмом. Это нелегко, но определенно того стоит.

Одновременно нужна поддержка со стороны социальной среды. Это может быть бабушка, которая будет заботиться о ребенке с аутизмом хотя бы раз в неделю. Или лучшая подруга, помогающая по дому или с решением бытовых проблем.

Можно нанять няню, которая будет гулять с малышом. В это время появится возможность приготовить еду или сделать уборку.

Важно также вовремя обратиться за профессиональной помощью. Существуют специальные центры для помощи детям с аутизмом:

  • Центр проблем аутизма — образование, исследования, помощь, защита прав (Москва).
  • РОО помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт» (Москва).
  • Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития (Санкт-Петербург).
Что могут сделать родители

Практически в каждом регионе есть специализированные школы и интернаты для детей с нарушениями развития, в том числе и аутистов. Уточнить их месторасположение можно у своего психолога или психиатра.

Потребуется также правильно организовать работу с ребенком в домашних условиях. Для этого существует нескольких принципов:

  • Всегда находите время, чтобы поиграть с ребенком.
  • Для занятий и игр выбирайте одно фиксированное место.
  • Заранее подготовьтесь к совместной работе, приготовьте нужные игрушки и картинки, план занятий.
  • Помните, что ваш аутичный ребенок учится маленькими шагами. Не переходите к следующему заданию, пока он не освоит предыдущее.
  • Старайтесь хвалить малыша за любые достижения. Это всегда должна быть словесная похвала, например, «как хорошо ты сделал». Многие аутичные дети любят награды (так называемые «усилители»), которые издают звуки, мигают или сияют.
  • Абсолютно необходим фиксированный распорядок дня, четкие правила и договоренности.
  • Если занятия не дают ожидаемого результата, не отчаивайтесь. Постарайтесь снизить свои требования: выполнить простое задание, или позаниматься более короткое время. Главное, чтобы это вызывало положительные эмоции.
  • В повседневных отношениях с ребенком (еда, одевание, уход за телом, сон) придерживайтесь стратегии настойчивости и терпения.
Читайте также:  Нервное расстройство: симптомы, признаки и лечение

Если в семье есть брат или сестра, могут возникать сложности в построении взаимоотношений. Нужно поговорить с ними и объяснить, почему аутичный ребенок игнорирует их или хочет играть по своим собственным правилам.

Помощь больным аутизмом

Большинство людей с аутизмом так или иначе нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Поэтому родителям и другим людям, связанным с уходом за людьми с аутизмом, целесообразно повышать свою информированность по поводу данного заболевания, а также сотрудничать со специалистами по вопросам коррекции аутизма и повышения уровня жизни таких людей.

Центр аутизма

Центры аутизма, как и другие специализированные организации, оказывают всестороннюю поддержку и самим больным, и их семьям. Эти организации могут выполнять следующие функции:

  • Проведение коррекционной работы
  • Психотерапия
  • Мероприятия по социальной адаптации
  • Информационная работа с родственниками больного аутизмом
  • Консультации
  • Диагностические мероприятия
  • Помощь в решении вопросов социального характера
  • Образование

Персонал подобного рода центров имеет достаточную квалификацию и опыт для того, чтобы помогать решать актуальные вопросы обучения, социализации и адаптации людей с аутизмом. Часто на базе центров аутизма создаются сообщества людей, которые так или иначе связаны с темой аутизма, что является дополнительным плюсом – происходит обмен как теоретическими знаниями, так и практическим опытом.

Аутизм и родители ребенка с аутизмом

Помощь больным аутизмом

Когда родители узнают о том, что их ребенку поставлен диагноз аутизм, для многих это является настоящим шоком (а некоторые даже впадают в стадию отрицания, утверждая, что врачи ошибаются, и это просто особенности характера малыша). Однако рано или поздно приходится осознать необходимость ухода за своим особенным ребенком. И для того, чтобы делать это наиболее продуктивно, стоит соблюдать следующие рекомендации:

  • Проявлять терпение. Особенности поведения детей-аутистов не являются их прихотью или капризом, и крайне неправильно ругать их за это.
  • Определиться с программой развития. Основная нагрузка по развитию и обучению ребенка с аутизмом, так или иначе ложится на родителей, однако первое, что нужно сделать, – проконсультироваться со специалистами по поводу лучшего выбора для этого конкретного малыша.
  • Стимулировать интерес ребенка к внешнему миру, его эмоциональные реакции.
  • Уметь определять попытки вступить в контакт. Дети с аутизмом нередко своеобразно проявляют потребность в общении, и родителям важно научиться отслеживать эти попытки и отвечать на них в соответствии с потребностями ребенка.

Для того, чтобы процесс коррекции проходил наиболее продуктивно, родителям стоит сотрудничать с организациями, оказывающими помощь семьям с детьми-аутистами, а также рекомендуется объединяться в сообщества для эффективной взаимопомощи и обмена опытом. В таких сообществах часто проводятся разные совместные мероприятия, которые благотворно влияют на психологическое состояние и самих детей, и их родителей.

Аутизм и больные взрослые

Аутизм не проходит с возрастом. Проявления аутизма у взрослого человека могут проявляться по-разному; кто-то адаптирован настолько, что практически не нуждается в уходе и даже способен устроиться на работу, а кому-то нужна постоянная помощь. Естественно, что в последнем случае эта самая помощь осуществляется в большинстве случаев силами родственников. Тяжелые формы аутизма также часто нуждаются в применении определенной фармакотерапии, которая направлена на устранение определенных симптомов – например, коррекция нарушений концентрации внимания или депрессивных состояний.

Очень многие взрослые, у которых проявляются аутистические нарушения в легкой форме, отличаются выдающимися талантами в разных сферах жизни. Существует даже отдельное понятие «синдром саванта», которое определяет состояние, при котором человек с аутистическим расстройством имеет уникальные способности в отдельном виде деятельности (науки, искусства) в противовес общему нарушению развития. Чаще всего способности таких людей проявляются в области музыки и рисования, а также в точных науках. При этом, будучи увлеченным своим делом, они вполне могут забывать даже о насущных необходимостях вроде еды или сна.

Аутизм – состояние, природа которого до сих пор не определена, а проявления столь многогранны, что с трудом поддаются классификации. При этом есть мнение, что аутизм представляет собой не столько патологическое развитие нервной системы, сколько особое состояние, которое просто требует своего подхода и определенных принципов контакта с такими людьми. Вылечить аутизм навсегда невозможно, однако интенсивное правильно подобранное лечение поможет с большим успехом адаптироваться к самостоятельной жизни и даже завести семью.