Как проявляется задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание темпов овладения устной речью детьми младше 4 лет. Задержка речевого развития у детей включает в себя проблемы ребенка 

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Подготовительный этап (первый год)

С самого рождения у ребенка начинается формирование речи. 1 этапом овладения ею, можно считать первые звуки (гуление), крик и даже плач. Здоровый малыш издает громкий, чистый с коротким вздохом и протяжным выдохом крик. Он имеет разные интонации. С криком и плачем задействованы все отделы периферического речевого аппарата (дыхательный, артикуляционный, голосовой).

Гулить начинает с двух месяцев. Такие голосовые проявления у малыша и есть начальный показатель развития речи.

К третьему месяцу гуление переходит в лепет. Лепет представляет собой сочетание звуков. Складывать буквы в слоги ребенок начинает в возрасте полугода.

К 7 – 9 месяцам появляются более разнообразные звуковые сочетания, которые он повторяет за взрослым. Темп, тон и интонацию в дальнейшем он легко перенимает.

Для формирования и появления к концу первого года жизни первых слов важно, чтобы в 10 – 11 месяцев малыша сопровождала правильная речь родителей и окружающих.

Период начального овладения языком (от двух до трех лет)

Как формируется речь у ребенка, или когда дети начинают говорить?

Немаловажным периодом для развития речи ребенка является возраст от 2 до 3 лет. Понимание и словарный запас у него возрастает.

Происходит заметный скачок в развитии речи (50 – 1 200 слов). Но она не совсем совершенна. Чтобы легко было выражать свои мысли, и прибавился словарный запас, постарайтесь проговаривать все действия, которые вы совершаете вместе с ним.

Важно формировать правильное произношение.

Дошкольный (от 3 – 7 лет)

Словарный запас у детей 4 – 6 лет достигает от 3 000 – 4 000 слов. Речь становится обогащенной. Однако иногда дети придают аналогичным словам назначение предметов. Например, лопатка – копатка, вертолет — вентолет и др. Появляется опыт общения, формирование чувства языка, а также развивается способность к созданию собственных уникальных слов (словотворчество).

Читайте также:  Куда обратиться медработнику для защита своих прав

К четырем годам он должен различать все звуки. К этому времени он обычно чисто говорит и правильно произносит звуки. Контекстная речь формируется постепенно. Дети к концу дошкольного возраста самостоятельно пересказывают сказки, рассказы, состоящие из 40 — 50 предложений. Описывают какие-либо события, свои впечатления и переживания.

Характер проблемы и возможные пути разрешения

Существуют определенные условные нормы возраста и объема навыков общения для детей разного возраста. Как и любые нормы развития, они могут быть индивидуальными, и в этом нередко убеждают отзывы, полученные от бабушек и дедушек, полученные при сборе анамнеза.

На заметку!Для некоторых семей характерно наследственное поздноговорение, обусловленное какими-то факторами, которым не придавали значения, потому что к определенному возрасту ребенок начинал нормально проявлять вербальные навыки.

Характер проблемы и возможные пути разрешения

Читайте еще: Можно ли есть клубнику грудничку

Иногда это связано с:

  • отсутствием культуры общения в семье;
  • неблагоприятными социальными условиями;
  • неразвитостью речевой функции у родителей;
  • принятым в обиходе билингвизмом, требующим более долгого осмысления получаемой лингвистической информации;
  • синдромом госпитализма, проявляющимся у детей с хроническими заболеваниями, постоянно проходящими курсы лечения;
  • отсутствием элементарного родительского внимания, что приводит к более медленному развитию любых навыков и, в результате, к педагогической запущенности.
Характер проблемы и возможные пути разрешения

Такие поводы могут устраняться при перемене социальной среды или переходе из домашней обстановки в детский коллектив. И чем раньше происходит смена неблагоприятных для общения условий, тем меньше есть возможности для развития ЗПР (психологического отставания).

На заметку!Известный педиатр, доктор Комаровский, убежден, что симптомы ЗРР у детей проявляются не только в результате социальной депривации, но и при гиперопеке, возникающей, когда в доме несколько взрослых, а ребенок один.

Лечение в таких случаях – предоставление самостоятельности или создание ситуаций, когда у малыша возникает потребность вербального контакта или общения с целью получения необходимого ему предмета, пищи или условия.

Характер проблемы и возможные пути разрешения

Но, даже зная, что у детей ЗРР, и симптомы указывают на нее более чем явственно, лечение иногда проводят непрофессионально, в домашних условиях, и оно не дает особых результатов.

Читайте еще: Муковисцитоз у ребенка: как распознать симптомы

Причины задержки речевого развития могут носить психологический или физиологический характер, крыться в осложнениях, полученных в результате внутриутробного развития, грудничковом периоде или отсутствии нормального уровня общения в семье.

Характер проблемы и возможные пути разрешения

На заметку!В зависимости от характера проблемы, вызывающей ЗРР у детей, ее симптомы могут отличаться. Лечением недуга может заниматься логопедия, неврология, детская психология и психиатрия, педиатрия и даже хирургия.

Задержка речи непременно сопровождается замедлением психического развития. Этот тандем проявляется тем явственнее и необратимее, чем позднее он выявлен, и чем дольше отсутствует необходимое лечение.

Когда обратиться к специалисту?

Диагноз ЗРР устанавливается по данным динамического наблюдения. Родителям стоит внимательно отслеживать развитие речи ребенка, чтобы иметь возможност своевременно скоректировать отставание.

Следует обратиться за профессиональной помощью в случае, если ваш ребенок:

  • Не реагирует на звук или речь – в возрасте 1 года
  • Не пытается повторить слова  и не выполняет на слух простое задание – в 1,5 года
  • Не произносит отдельные самостоятельные слова – в возрасте 2 лет
  • Не способен составлять простые фразы из слов – в 2,5 года
  • Говорит лишь готовыми (из книг, мультиков) фразами, а не своими– в 3 года

При обнаружении таких отклоненийнужно обязательно обратиться к специалистам – логопеду, детским неврологу и психологу, они смогут точно установить, стоит ли беспокоиться и есть ли у ребенка диагноз ЗРР. В нашем центре можно посетить всех нужных специалистов для определения причины, симптомов и лечения ЗРР.

Коррекционно-развивающая работа

На основе выявленной причины возникновения отставания речи дефектолог строит свои занятия. В случаях педагогической запущенности или отрицательной социальной обстановки, в которой находятся дети с задержкой речевого развития, необходимо создать благоприятный фон, настроить малыша на работу, вызвать интерес к происходящему.

По возможности следует проговаривать с ним каждое действие, предмет, звук. Наиболее эффективным будет подбор демонстрационного материала, карточек с изображениями, звуковое сопровождение, обыгрывание сказок.

Читайте также:  Миф о полигамии мужчин и моногамии женщин

Основной упор делается на развитие познавательных процессов, внимания, памяти, игровой деятельности, вызывание речи. Ребенок не должен получать отрицательные эмоции от занятий. Так как дети познают окружающий мир через игру, то его следует учить не просто манипулировать игрушками, а устраивать сюжетно-ролевые игры. Малыш должен с удовольствием включаться в процесс.

При обнаружении нарушений работы мозга детский невролог назначает препараты, стимулирующие активность речевых зон. В комплексной терапии используется массаж, магнитотерапия, электрофорез. Психолог оценит состояние, поможет справиться с комплексами, ведь ребенок начинает осознавать, что не такой, как остальные.

Коррекционно-развивающая работа

Неумение общаться со сверстниками не дает ему в полной мере преодолеть психологический барьер, что сказывается на результатах работы. Такие дети играют обособленно. Попытки наладить контакт с другими приводят к полному отстранению.

И все же основной труд ложится на плечи родителей. Они больше времени проводят с ребенком. Проконсультировавшись с дефектологом, психологом и другими врачами, они должны понимать, что от их заинтересованности зависит будущее любимого чада.

Специалисты предлагают домашние задания, рекомендуют упражнения, направленные на устранение проблемы. Работая слаженно, уже через несколько занятий можно увидеть положительную динамику. Обычно уже к школе такие дети прекрасно разговаривают, а по развитию даже превосходят сверстников.

Прогноз и профилактика

Эффективность коррекции напрямую зависит от того, насколько своевременно были предприняты меры по развитию ребенка. В старшем дошкольном периоде ребенок уже может разговаривать наравне со сверстниками, если ранее устранить негативные факторы, предрасполагающие к развитию патологии. На успех коррекции влияет слаженность педагогов и врачей, а также усилия родителей. Они должны строго соблюдать рекомендации специалистов и единые речевые требования.

Видео на тему: «Мифы и заблуждения о речевом развитии детей». Советы родителям от Коркошадзе Г.А, педиатрии

Меры профилактики представлены обеспечением условий для благоприятного вынашивания плода, а также удачных родов и постнатального периода. Не менее важно предоставить ребенку возможность находиться с адекватной речевой среде и микросоциальных условиях.

  • развитие мелкой моторики удачно рассматривается в методике Монтессори;
  • частое общение с ребенком, чтение сказок и стихов, пение вместе с малышом;
  • поощрение общения со сверстниками, допускается общение с детьми старшего возраста;
  • благоприятно сказывается посещение детского сада или других детских учреждений;
  • освоение восприятия звуков на слух, можно произносить звуки вместе с ребенком перед зеркалом;
  • запрещено самостоятельно изготовлять и использовать логопедические проволочки и крючки, методика использования данных процедур может быть подобрана только квалифицированным специалистом в зависимости от конкретной ситуации;
  • делайте ребенку общий массаж тела, а также массаж ног и рук;
  • к категории массажных процедур относятся также пальчиковые игры, ребенок должен быть в них заинтересован (между развитием речи и активностью опорно-двигательного аппарата существует прямая связь);
  • развивайте спортивные навыки ребенка, очень полезно плавание;
  • акцентируйте внимание на упражнениях, которые способствуют развитию координации (вращение волчка, хождение по брусьям);
  • не бойтесь использовать методики, которые рекомендуют врачи.

Если в периоде до трех лет, родители заметили возрастную задержку развития, это еще не говорит о наличии патологии на 100%, но желательно побеспокоиться и своевременном обследовании малыша, если связная речь не появится к концу третьего года.

Отдавайте предпочтение развивающим игрушкам, подавайте ребенку ту информацию, которая относится к зоне ближайшего или актуального развития. В 2-2,5 года обязательно посетите логопеда.

Видео на тему: «Книги и игры при задержке речевого развития» -логопед,дефектолог Н.И Кулакова

Методы работы для педагогов, позволяющие запустить речь у детей раннего возраста

  • Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
  • Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
  • Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи и развивающие слух
  • Игры с дидактическим материалом, увеличивающие пассивный словарь
  • Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
  • Игры на развитие слухового восприятия
  • Вкусные игры, помогающие развить мышцы, необходимые для правильного звукопроизношения
  • Тренировка осознанного моторного планирования.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Если вовремя обратится за медицинской помощью, то такие дети уже к 5-7 годам догоняют своих ровесников.

При несвоевременном лечении у ребенка могут возникнуть следующие осложнения:

  • отставание от ровесников в умственном и психическом развитии;
  • увеличение этой разницы с возрастом;
  • проблемы с обучением в школе. В некоторых случаях ребенка могут перевести во вспомогательную школу.

Поэтому всегда легче провести профилактику патологии, чем ее лечение. Детей с самого раннего возраста нужно учить высказывать желания, мнение, показывать свои эмоции. Все это в полном объеме должны выполнять родители малыша. С ребенком нужно часто и долго контактировать, чтобы развивать речь, поощрять при достижении результатов.

Начать проводить такую работу нужно еще до появления малыша на свет, в период эмбрионального развития. Рассказывайте о своем настроении, о том, как у вас прошел день, о вещах, которые вы для него приобрели, о том, какие они красивые и яркие. Все эти разговоры способствуют укреплению связи между малышом и мамой, позитивно влияют на развитие иммунитета и речи.

Как можно чаще включайте приятную спокойную музыку (лучше всего классическую). Она хорошо влияет на развитие всех участков мозга.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Для развития речи ребенка ему нужно читать книги, изучать с ним стихотворения. Огромное значение в развитии речи малыша играет мелкая моторика рук. Поэтому ребенка нужно учить рисовать, лепить фигуры из пластилина, играть с ним в пальчиковые игры. Все это можно выполнять в домашних условиях. Даже в том случае, если у ребенка до трех лет отсутствуют проблемы с речью, все равно нужно как можно больше общения для предотвращения проблем в дальнейшем.

При неосложненных формах патологии и при полноценно проведенной коррекционной работе к началу обучения в школе отставание в развитии речи ребенка будет преодолено. Для этого важно, чтобы родители поддерживали все требования и рекомендации специалистов.

Меры профилактики задержки развития речи:

  • создание условий для благоприятного течения беременности и родов, первых лет жизни ребенка;
  • формирование насыщенной развивающими игрушками и разнообразными предметами речевой среды;
  • обеспечение нормальных социальных условий для жизни и развития ребенка;
  • оценка речевого развития у логопеда не позднее 2-2,5 лет.
  1. Препараты при задержке речевого развития у детей: как деликатно решить проблему
  2. Задержка речевого развития или ЗРР
  3. Задержка психического и речевого развития у детей: причины ЗПР, ЗРР, ЗПРР
  4. Задержка психического развития у детей (ЗПР): причины, виды, симптомы, лечение и профилактика

Полезные рекомендации родителям

Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.