Как определить уровень умственного развития детей с двух до трех лет

Как протекает интеллектуальное развитие, часто определяют «на глазок» или в сравнении с другими детками. А есть ли для таких крох настоящие интеллектуальные тесты? Есть!

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Стадии интеллектуального развития

1. Сенсомоторная стадия (от рождения до 2-х лет)

Понятно, что родителям необходимо подбирать яркие, привлекательные игрушки с разными свойствами и размерами.

2. Дооперационная стадия (с 2 до 7 лет)

устный счет до 10“справа и слева”

Ребенку важно научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отвергая и не избегая ситуаций, которые его вызывают.

3. Стадия конкретных операций ( с 7 до 11 лет)

Родителям очень важно поддерживать новые познавательные и творческие начинания своего юного испытателя, даже если они неудачны. Надо относиться к ним с уважением и теплотой: ребенок старается не только для себя, но и для тех, кого любит.

4. Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет )

В этом возрасте у ребенка должна быть возможность побыть одному, самому позаниматься своими делами. Избыток опеки может затормозить саморазвитие и творчество.

Результаты психолого-педагогического изучения умственного развития детей раннего возраста

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности; в принятии задания, способа выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату. В соответствии с этим обследуемых детей можно разделить на четыре группы.

Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия головного мозга: степени

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цель задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым, не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова далее в условиях подражания действовать адекватно. Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии Необходимо комплексное обследование этих детей.

Во вторую группу (13- 23 балла) входят дети, которые самостоятельно не могут выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достигнуть определенного искомого результата, поэтому для них характерными оказываются хаотичные действия, а в дальнейшем — отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание не могут. Это свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

Анализ данных детей этой группы позволяет говорить о необходимости использования других методов изучения (обследования психоневролога и др.)

Для детей, показавших 1 и 2 группу, групповые учебные занятия в дошкольном учрежде­нии вообще не могут быть развивающими. Учитывая психологические особенности детей, разра­батываются пути и средства индивидуальных коррекционных занятий.

Третью группу (24-33 баллов) составляют дети, которые с интересом сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания педагогом многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности. Показатели детей этой группы говорят о том, что в этой группе могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, речевыми нарушениями, с минимальной мозговой дисфункцией и т.п.

Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Те условия, которые создаются дома и в детском саду являются достаточными для умственного развития. Эти дети, как правило, успешны и достигают хорошего уровня психического развития!

Если ваш кроха справился с заданиями не совсем успешно, это повод для того, чтобы мама пересмотрела СВОИ позиции по развитию ребенка. Возможно, помогут регулярные игры с развивающими игрушками, указанными в статье. Может быть, полезно записать ребенка в школу развития и совместными усилиями стимулировать его интеллектуальные способности.

Помните, что мозг ребенка до трех лет чрезвычайно пластичен. Он обладает прекрасными компенсаторными способностями. Не упустите это золотое время!

В гуманистической педагогике содержание и методы любого воздействия на ребенка первых 7 лет жизни направлены на обогащение (амплификацию) его развития, а не ускорение (акселерацию) развития. Амплификация психического развития предполагает максимальную реализацию всех возможностей врожденной программы ребенка и новообразований, приобретенных за годы жизни, возникающих в результате «встречи» генетических и социальных программ развития. Обогащение развития происходит в специфически детских видах деятельности.

Следовательно, задача взрослых — создать условия для полноценного развития этих деятельностей ребенка дома и в детском саду.

О том, каковы направления в развитии малышей, оказавшихся в 1 – 3 группах – в следующей статье!

Упражнения для развития когнитивного мышления

Развитие интеллекта — как можно улучшить свои умственные способности

Некоторые простые упражнения помогут развить когнитивные способности не только детям, но и взрослым:

  • произносить услышанные слова наоборот;
  • пользоваться устным счетом;
  • вспоминать о произошедших за день событиях или возвращаться в памяти к давнему прошлому, сохраняя хронологию;
  • пытаться искать новый маршрут, добираясь до привычного места;
  • использовать слабую руку при выполнении ежедневных действий, например, писать или чистить зубы левой рукой (для правшей);
  • визуализировать информацию, которую нужно удержать в памяти;
  • рисовать двумя руками одновременно.
Упражнения для развития когнитивного мышления

Пример упражнения

Важно! Следование упражнениям поможет достичь временного эффекта. Для развития, повышения эффективности когнитивных способностей необходимы регулярные тренировки.

Исследования периода формальных операций после Пиаже

Существуют и более поздние исследования стадии формальных операций, дополняющие и уточняющие результаты Жана Пиаже[5].

Читайте также:  Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников

Были обнаружены элементы формально-операционального мышления у интеллектуально одарённых детей младшего возраста. Напротив, некоторые подростки и взрослые не достигают истинного формально-операционального мышления из-за ограниченных способностей или особенностей культуры. Так, в одном из исследований решения вербальных задач, требующих логического рассуждения, был выявлен линейный

рост числа школьников, решающих задачи в соответствии с критериями стадии формальных операций, от 4-го к 12-му классу (приблизительно от 10—15 % к 80 % соответственно).

Переход к формальным операциям не совершенно резок и универсален, но более специфичен по отношению к областям знания, в которых подросток особенно компетентен.

Возраст, в котором ребёнок достигает стадии формальных операций, зависит от того, к какому социальному слою он принадлежит.

Даже подростки и взрослые с высоким интеллектом не всегда решают задачи на доступном им уровне формально-операционального мышления. Это может происходить, если задача кажется человеку слишком далёкой от реальности, если человек утомлён, скучает, чрезмерно эмоционально возбуждён, фрустрирован.

Перевод слова

На английском языке данное понятие используется большинством указанных выше авторов как intelligence (разумность, или человеческая разумность — human intelligence), а не intellect (интеллект) — для которого есть отдельная статья. Поэтому при попытке их соединить в одном понятии на русском языке возникают недопонимания и противоречия.

В частности это связано с переводом терминов IQ и EQ. Тесты на уровень интеллекта были названы IQ (intelligence quotient – показатель разумности). А через некоторое время американские психологи забили тревогу, что людей стали оценивать по нему в целом — исходя из его названия, а не только как тест на логику — исходя из его сути. И поэтому появился EQ, чтобы указать, что у разумности (слово intelligence стало из-за этих тестов ассоциироваться с чистой логикой) есть ещё и эмоциональная и социальная составляющая.

На русско-говорящем пространстве увидев, что IQ тесты являются тестами на логику – так и перевели «коэффициент интеллекта», а не «показатель разумности». И потому такого перекоса не возникло. EQ соответственно точнее было бы переводить как «показатель эмоциональности» (добавляя «и чувственности», если смотреть на суть этого понятия), а не «эмоциональный интеллект». А социальный интеллект — социальная разумность.