Как научить ребенка считать?

Навыком устного счета ребенок должен овладеть в начальной школе, но лучше обучить его раньше. Уверенно складывая и вычитая, он быстрее освоит математику. Приложив немного усилий, родители сами могут научить малыша считать в уме. Для этого есть несколько эффективных методик.

До года

Для начальных азов математики еще до 1 года можно показать ребенку игры пальчиками. Известная «сорока-ворона» и другие считалочки, которые позволяют не только массажировать ручки и развивать мелкую моторику, но и знакомить со счетом до 5-ти.

В этом возрасте особо выделять числа не стоит. Малыш должен чувствовать ритм стихотворения и понимать, что с мамой или другим взрослым очень весело играть.

На подсознательном уровне у ребенка будет заложено понимание того, что счет сопровождает его повсюду.

Как научить ребенка считать по словесным образам?

Умение считать можно назвать основным проявлением человеческого мозга, так как другие особи животного мира не имеют подобных способностей и независимо от того, кем станет ребенок в будущем, умение считать ему пригодится на всех этапах его долгой жизни. Ведь если в детстве мы считает конфеты и камешки, то в более взрослом возрасте это уже деньги и предметы, которые являются неизменно присутствующими атрибутами жизни любого человека: и маленького, и большого. Поэтому умение считать и применять счет в повседневной жизни занимает одно из важнейших мест в развитии каждого человека.

Вначале своего пути малыш все воспринимает на слух, поэтому для него важна не только тональность голоса, но и информация, которая при этом дается. Произношение слов и отдельных букв, словосочетания слов, а также по поводу чего произносится то или иное слово. Зрительные образы тоже важны, но они не дают такой объем информации, который ребенок без дополнительных объяснений способен усвоить.

Поэтому счету лучше начинать учить именно с помощью звуков. К примеру, существует множество считалочек и стихов, в которых звучат цифры вместе со сказочными образами и животными. К примеру, сидело три медведя или бежали две белочки, под столом стоит четыре стула, или наша семья состоит из четырех человек.

Важно сначала дать понять ребенку, что счет является таким же атрибутом окружающей жизни, как и слова, которые тоже несут в себе полезную информацию. Что каждый из окружающих его предметов можно внести в счетную систему, а также извлечь из этой информации пользу.

Главные правила обучения ребенка цифрам

1. От простого к сложному: от двух кубиков к пяти, от трех любых предметов к четырем красным и семи круглым.

2. Когда учить ребенка считать? Изучать цифры с малышом можно уже с двух лет, а первые счетные пробы можно провести и того раньше. Но лишь к трем-четырем годам ребенок сможет, не тыкая пальчиком, определять на глаз количество предметов и совершать с ним логические манипуляции.

3. Все познается в игре. Никаких скучных занятий, малыш не должен догадаться, что он учится. Прежде всего, он веселится, играет и проводит время с мамой. Ведь это так занимательно – расфасовывать стаканчики и пластиковые ложки.

4. Усложняйте задания. Не бойтесь, что малыш еще не готов. Всем детям интересны упражнения чуть труднее, чем положено по возрасту. Это заставляет их стремиться к достижению цели.

5. Сначала – счет, потом цифра. Считается, что первым делом ребенок должен распознавать числа в жизни, а уж потом присваивать им порядковый номер. Сперва подойдут занятия устные, счетные («Сколько в этом ряду яблок? Раз… Два… Три! Правильно»).

И только потом вы закрепляете за рядом из трех яблок визуальную цифру «Три». Она может быть вырезана из картона или нарисована на карточке, кубике.

6. Не распыляйтесь. Например, сегодня посвятите урок-игру одной цифре. Нарисуйте ее на бумаге, повторите ее очертания палочкой на земле, слепите в песочнице нужное количество куличиков, найдите ее в автомобильном номере, выстройте башню из стольких кубиков и так далее.

Читайте также:  Что делать если мужчина бабник?

Как организовать занятия математикой?

Обучая ребенка новым умениям, нам необходимо так строить занятия, чтобы интерес ребенка к ним сохранялся на протяжении длительного времени. Каким образом этого добиться? Главное – не переусердствовать с формой подачи информации и длительностью заданий.

  1. Игровая форма обучения повышает качество усвоения любых навыков и умений, и обучение счету – не исключение.
  2. Дозированный объем информации: занятия, продолжительность которых 5 минут для младших дошкольников и 10 минут – для старших, не должны быть переполнены большим количеством новых сведений, иначе ребенок их просто не усвоит. Лучше заниматься по 5 минут, но несколько раз в день.
  3. Не забывайте периодически возвращаться к пройденным темам для закрепления ранее полученных знаний.

Начинайте с самого простого: счет до 5, 10 и что такое «ноль»

Обучение малыша порядковому счету можно начинать после достижения им 2-2,5 лет. К этому возрасту дети способны научиться считать, по порядку указывая пальчиком на предметы, поэтому начните ваши занятия с простого пересчета любых вещей: машин, кубиков, деревьев, обуви, ступенек и т. п. Одеваясь на прогулку, обращайте внимание ребенка, что курточка одна, а ботинок – двое.

Чаще обращайтесь к ребенку с просьбой принести определенное количество каких-то предметов: карандашей, кубиков и пр. (на начальных этапах обучения стоит ограничиться 2-3 предметами).

Хороший результат в обучении счету даст игра «в магазин», ведь в таком случае вы с ребенком можете пересчитывать не только «деньги», но и количество покупок, например, три конфетки, пять яичек, одна булочка.

Читая крохе сказки, подробно изучайте иллюстрации к ним. Посчитайте вместе с ребенком, сколько тех или иных предметов изображено на картинке, указывая на каждый из них пальцем. Прекрасно подойдут такие сказки, как «Три медведя», «Три поросенка» и пр.

После того как малыш уверенно научился считать до 5, можно продолжить освоение счета до 10, руководствуясь рекомендациями выше. Ребенок наверняка быстро справится с этой задачей.

После освоения счета до десяти малышу можно рассказать о таком понятии, как «ноль» – ничего. Сделать это проще всего с помощью обычных предметов: игрушек, конфет и т. п. Продемонстрируйте ребенку несколько кубиков, пусть он пересчитает их, а затем спрячьте и объясните, что раз ничего не осталось, то кубиков у нас – ноль.

Как научить ребенка считать

У малышей преобладает образно-наглядное мышление. Математические понятия детишкам воспринимать и заучивать трудно, потому что большинство из них абстрактны. Поэтому обучать ребенка вычитать и складывать лучше, основываясь на практических действиях с предметами. Специалисты рекомендуют использовать разные методики:

  • счет на пальцах;
  • особые приемы выполнения математических действий;
  • освоение состава чисел;
  • заучивание таблиц математических действий;
  • работу с развивающими книгами;
  • освоение счетного материала.
Как научить ребенка считать

Основные правила, которые помогут научить вычитать и складывать:

  1. Психологи утверждают, что дети осваивают знания в три стадии: привыкание, понимание материала, запоминание информации. Обязательно соблюдайте очередность этапов.
  2. Не учите складывать и вычитать по единице (1+1+1=3 и т.д.). Это не стимулирует умственное развитие и вырабатывает устойчивую привычку подсчитывать медленно. Не учите прибавлению и отниманию по линейке – такая техника не развивает память.
  3. Оптимальный объем информации ребенок получит, если вы будете заниматься с ним трижды в день по 10 минут. Он не будет уставать и терять энтузиазм.
  4. Закрепляйте знания в повседневной жизни. например, на прогулке считайте все вокруг: собак, машины, мальчиков и девочек и т.д.
  5. Не давайте слишком сложные упражнения. Увеличивайте трудность постепенно. Не ругайте малыша, если он делает ошибки. Лучше дайте больше заданий, которые он точно сможет решить правильно.
  6. Переходить к сложению и вычитанию в столбик можно, когда ребенок полностью выучит, как пишутся цифры. С этого момента он не ассоциирует их с количеством каких-то определенных предметов.
  7. Не повторяйте изученный материал ежедневно. Лучше вспоминать информацию, когда она нужна для решения упражнений посложнее.
  8. Следите за реакциями малыша. Если вы заметите, что ему стало скучно, попробуйте сменить методику.

Счет на пальцах

Это базовый навык, который малыш способен освоить в 2-3 года. Примеры заданий:

Как научить ребенка считать
  1. Пусть малыш поднимет 2 пальца на одной руке, и 1 – на другой. Попросите его посчитать общее количество.
  2. Пусть ребенок расправит все 5 пальцев одной руки, загнет 2. Предложите сосчитать, сколько осталось прямыми.

С предметами на бумаге

Когда решение задач на пальцах малышу будет даваться легко, переходите к этапу посложнее. На бумаге рисуйте примеры сложения и вычитания, схематически отображая количество какими-либо символами. Примеры:

Как научить ребенка считать
  1. «У нас есть три сердечка (рисуем первое, второе, третье). К ним надо добавить еще одно сердечко (ставим плюс, изображаем фигурку). Сколько всего сердечек получилось?». Можно дать крохе нарисовать ответ самостоятельно. Важно, чтобы он запоминал значения символов «плюс, минус, равно».
  2. «У нас есть семь кружочков. Минус три. Сколько кружочков у нас осталось?».
Читайте также:  Азартные татуировки. Значения азартных татуировок.

С цифрами

Обучение счету на этом этапе самое сложное, подойдет дошкольникам. Пишите ребенку обыкновенные примеры. Сначала делайте не больше трех упражнений с числами от 1 до 10. Постепенно увеличивайте количество до 7-10 упражнений в день. Сперва научите складывать, а затем отнимать. Можете вводить небольшие двузначные числа. Примеры:

  • 5+4= ?;
  • 9-3= ?;
  • 10+7= ?;
  • 19-2= ?.
Как научить ребенка считать

Как научить ребенка считать до 10-и?

Часто можно наблюдать следующую картину: мамы с гордостью утверждают, что их чадо уже научилось считать до 10, и просят его это немедленно продемонстрировать. Гордость семьи четко и безостановочно начинает называть цифровой ряд. Конечно, это замечательно. Но это только первый этап обучения, а не сам навык. Запоминание названий и последовательности цифр должно сопровождаться обучением тому, какое количество предметов конкретно стоит за той или иной цифрой. Также детки должны узнавать графическое изображение цифр и уметь отличать их.

Как научить ребенка считать до 10-и?

Начиная с двух, двух с половиной лет вы можете начинать называть количество предметов при крохе. Покажите ему в книжке какого-нибудь зверька. Обратите внимание, что на картинке он один (или не один), а есть еще и второй, и т.д. Не стоит ожидать результатов сразу – два года слишком ранний возраст, чтобы научиться грамотно считать до 10, но это хорошее начало для последующего обучения.

Как понять, что ребенок готов

Чтобы сформировать у малышей арифметические навыки и умения, нужно опираться на определенные предпосылки. Категорически не рекомендуется что-либо навязывать.

Дети начинают проявлять интерес к счету уже с раннего возраста. Заметить это легко, предлагая на прогулке подсчитывать количество ступенек, машин, других предметов.

Если ребенок активно включается в процесс счета, можно постепенно усложнять задачи. Важно закрепить интерес и знания, развивая мотивацию с помощью увлекательных игр и примеров.

Литературное чтение

— читать вслух в темпе не менее 20 слов в минуту (без отметочного оценивания) ;

— читать осознанно, с соблюдением орфоэпических и интонационных норм (в том числе при чтении наизусть);

— понимать содержание прослушанного/прочитанного текста;

— различать и называть отдельные жанры фольклора (потешки, считалки, загадки, народные сказки) и художественной литературы (литературные сказки, рассказы, стихотворения);

— определять последовательность событий в произведении; характеризовать поступки героя, давать им положительную или отрицательную оценку; различать прозаическую и стихотворную речь;

— отвечать на вопросы о впечатлении от произведения или составлять высказывание о содержании произведения (не менее 2 предложений); подтверждать ответ примерами из текста;

— пересказывать содержание произведения с соблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевые слова, вопросы, рисунки, предложенный план; сочинять небольшие тесты по предложенному началу;

— ориентироваться в книге/учебнике по обложке, оглавлению, иллюстрациям;

— объяснять значение незнакомого слова с использованием словаря.

Комментарии

Елена Романова, психолог, эксперт Обрсоюза:

— Это общие требования "под стандартного среднестатистического ребенка 7-8 лет". Другое дело — сейчас ребенка такого "среднестатистического" еще нужно поискать. У очень многих первоклашек уже свои планшеты и мобильные телефоны — отсюда "клиповое" мышление и неспособность работать с длинными текстами (значит, проблемы на уроках чтения, окружающего мира). В связи с тем, что малыши с пеленок проводят время с компьютерами и мультиками, а не с мамой и папой и сверстниками, многие идут в первый класс с нарушениями речи. Часто можно встретить у первоклашек рассеянное внимание, неспособность его удерживать, отвлекаемость. Все это негативные факторы.

Татьяна Суздальницкая, член экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования и науки Москвы:

— Современная образовательная программа в школе объективно сложнее, чем была у нас. Мы приходили в первый класс и не умели ни читать, ни писать. Сегодня к школе нужно наработать приличную "базу", потратить на это минимум год.

Конкретный пример из личного опыта: в хорошей столичной школе уже при приеме в подготовительную группу, то есть за год до первого класса, моя дочь сдавала "экзамены". Нужно было пройти собеседование, на котором, например, требовалось рассказать: что объединяет автобус, трамвай и машину (правильный ответ — транспорт). К началу первого класса ребенок уже читал по слогам, писал печатные буквы, считал до 20. Половина списка была освоена. Так что с учетом современных реалий указанные нормы вполне выполнимы. Другое дело, что многое зависит от первого педагога. И я понимаю мам и пап, которые уже в первом классе хватаются за голову, сидят с ребенком до ночи за домашними заданиями в попытках объяснить то, что он не усвоил на уроке.

Читайте также:  Психомоторное возбуждение: виды, симптомы и коррекция такого состояния

Наталья Колганова, замдиректора лицея № 44 г. Липецка, почетный работник общего образования РФ, эксперт Обрсоюза:

— Требования по предмету "Окружающий мир" не просто посильны для первоклассника — они посильны даже для дошкольника. Математика? Она сегодня в центре внимания: развитие математических способностей важно для общего развития ребенка. Здесь есть счет в пределах 20 — он был в первом классе всегда, начиная с советской школы. Кроме того, мы всегда учили ребят, что задачу — это условие, вопрос, решение и ответ — запомнить несложно. Так же как и то, что 10 сантиметров — это один дециметр, запомнить самые простые геометрические фигуры…

Русский язык — различать звуки и буквы, составлять предложение. Если ребенок пришел в школу логопедически незапущенным, с этим проблем не будет.

Какие изученные правила правописания первоклассник должен уметь применять? Самые простые. Например, жи-ши, ча-ща, чу-щу. Прописная буква в именах собственных и в начале предложения. Это тоже всегда учили в первом классе.

Литературное чтение — предмет, как считают родители, один из самых трудных. Ребенок должен владеть техникой слогового плавного чтения с переходом на целые слова. При этом установлена минимальная норма — 20 слов в минуту. На мой взгляд, она даже несколько занижена. Умение читать — главное, чему мы должны научить первоклассника: без этого дальше никак. Что важно? Ребенок должен понимать прочитанное. Чтобы с этим не было проблем, родители должны научить малыша еще до школы внимательно слушать и слышать других — это самое главное условие для успешного обучения в первом классе. Есть хороший тест. Мама дошкольника может взять короткое легкое четверостишие и прочитать его ребенку вслух три раза подряд. Если малыш сразу сможет повторить его по памяти — значит, проблем в первом классе, скорее всего, не будет.

Учимся считать до 20

Когда малыш без труда будет считать до 10, уверенно показывать цифры и соотносить нарисованную цифру с количеством предметов, соответствующему ей, можно приступить к изучению дальнейшего счета.

Кроме механического способа заучивания дальнейшего счета, такими же методами, как и применялись при изучении счета от 1 до 10, ребенку нужно объяснить понятия “десяток” и “единица”.

[expert_bq id=3418]Все должно быть в форме игры, а не скучного занятия. Для этого можно взять 20 конфет и 2 коробки. Нужно предложить ребенку в одну коробку, считая вслух, сложить 10 конфет.

Взрослый должен рассказать малышу, что это называется “десяток”. Придвинув к коробке с “десятком” пустую коробку, нужно складывать туда остальные конфеты поочередно, и произносить вслух счет: 11, 12, 13 и так до 20.

После этого, предложить малышу пересчитать конфеты во 2 коробке. Следует обратить внимание ребенка на то, что получился еще “десяток”. Так можно показать, что в 2 коробках 2 десятка конфет.[/expert_bq]

Эту игру можно сопроводить с демонстрацией карточек, на которых будут изображены изучаемые числа.

Учимся считать до 20

Важно объяснить ребенку, что после 10, все числа будут состоять из двух цифр.

Первое из которых “десяток” (первая коробка с конфетами), а второе единица (вторая коробка с конфетами).

Ребенок должен понять систему, по которой все цифры идут одна за другой: 11 после 10, 12 после 11 и т.д.

Нужно продолжать активно использовать обучающие мультфильмы, считалочки, песенки, раскраски с заданиями и т.д. – все то, что применялось при изучении счета от 1 до 10.

Когда у ребенка сформируется понимание “десятка” и “единицы”, то можно осваивать счет дальше до 100.

Не забывайте уделять внимание и другим

Как научить ребенка писать цифры?

После того, как первые 10 цифр будут изучены, можете показать ребенку, как они пишутся. Лучше не нагружать память малыша и изучать в день по одной письменной цифре.

Посвятите цифре весь день:

  • напишите ее на листе бумаге и повесьте на видном месте;
  • вместе с чадом вылепите цифру из пластилина;
  • посмотрите передачу, где рассказано про эту цифру;
  • приводите примеры с помощью календаря. Например, «2-го числа мы поедем к бабушке».

Написать цифры малышу поможет такой простой и будничный предмет, как часы. Ребенок наверняка видел его много раз, поэтому ему не будет в новинку цифры на циферблате.