Как научить ребенка решать задачи ?

Общеизвестно, что залогом жизненного успеха являются такие свойства и личностные характеристики, как гибкий ум, сообразительность, логика, мышление. Чтобы сформировать у ребёнка вышеуказанные качества, необходимо активно стимулировать пытливость детского ума в дошкольном возрасте.

Представление об арифметике и геометрии

Напомним, согласно общепринятому определению, математика — наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Даже из этого определения ясно: чтобы научить ребёнка математике и подготовить его к школе, следует не только научить его сложению и вычитанию, но и элементам геометрии, развивающей гибкое пространственное воображение и мышление. Если арифметика занимается изучением чисел, отношений между ними и правил действий над числами, то геометрия изучает форму предметов, определяет их размеры и взаимное расположение.

В предыдущие десятилетия в начальной школе учеников обучали не математике, а арифметике. Применялся метод последовательного изучения арифметических действий (сначала сложение, затем вычитание). При использовании в обучении этого метода больше времени отводилось на запоминание результата каждого отдельного действия (например, сложения), чем на развитие мышления младших школьников. Изучая каждое математическое действие в отдельности, дети не соединяли приобретённые навыки и умения в целостное знание математических отношений и связей. Когда это стало очевидным, такой традиционный подход к изучению математики был признан неэффективным.

Современная программа начальной школы предусматривает иной подход к обучению детей основам математических знаний. Она позволяет приблизить школьный курс математики к современной математической науке, полнее использовать умственные возможности детей и развить их способности. Программой предусматривается обучение детей одновременно сложению и вычитанию. Дети уже с 1-го класса изучают взаимосвязи между математическими действиями. Например, столкнувшись с примером 2+3=5, дети тут же узнают переместительный закон сложения: 3+2=5. И одновременно находят неизвестные слагаемые с помощью действия вычитания: 5-3=2 и 5-2=3. Поэтому важно с самого начала объяснять ребёнку взаимосвязь математических отношений.

Встречайте: маленькие Энштейны и Пикассо

Почему одним детям легко даются точные науки, а других отличают ярко выраженные творческие способности?

Разберем на примере — идет урок математики в школе. Один ребенок увлеченно считает дроби, делит столбиком, для него урок – одно сплошное удовольствие. Он видит в формулах последовательность и согласованность, как из цифр и буквенных значений складываются примеры, и он с легкостью вычисляет правильный ответ. Для этого ребенка, понять, например, метод математической индукции или разобраться с законом Ньютона – проще простого.

Другой ребенок – наоборот, не проявляет активности на уроке. Для него уравнения и примеры -лишь нагромождение цифр и букв. Ему сложно понять, какие манипуляции с ними проводить, чтобы получить правильный ответ. Малышу больше нравится мечтать, находиться в созерцательном состоянии. В это время он может рисовать на полях тетрадки, и его рисунки будут очень хороши. Точным наукам он предпочитает музыку и рисование.

Первого ребенка назовем Энштейном, второго – Пикассо. Никто из них не хуже другого. У каждого есть свои слабые и сильные стороны. С чем это связано?

Мозг человека разделен на два полушария, при этом одно из них – доминирующее. У маленького Энштейна – любителя математики – более активно левое полушарие. Оно отвечает за логическое и точное мышление. Такой ребенок воспринимает информацию буквально, для него фраза «тише едешь, дальше будешь» — неправильная, ведь чем быстрее ты движешься, тем дальше уедешь. Ему легко даются точные науки — например, математика, физика и химия. Из маленьких Энштейнов вырастают отличные инженеры, химики и конструкторы – те люди, чья деятельность тесно связано с вычислениями, точными расчетами.

Юные Пикассо с детства огорчают родителей успехами по точным наукам, зато они с раннего возраста радуют их тем, что рассказывают стихи ярко и с выражением или отлично поют, а также могут проявить хорошие способности в рисовании. Эти дети — фантазеры от природы, кажется, что живут в своем придуманном мире, который взрослым не понять. Информацию они в отличие от Энштейнов не всегда воспринимают буквально, прочитав в книге фразу “он висит у меня на хвосте», сразу понимают, что героя преследуют. Из юных Пикассо вырастаю талантливые актеры, художники и певцы – люди, которые больше чувствуют, чем просто видят.

Родителям следует понимать, что, если их ребенок – Энштейн, из него вряд ли сможет вырасти Пикассо и наоборот. Им следует с раннего возраста определить, какой тип мышления у малыша является преобладающим, чтобы помочь в достижении успехов в подходящей для него деятельности, отдать в нужную секцию. Ведь если отвести ребенка с творческими способностями в кружок математики, он там умрет со скуки. Также и одаренному математику вряд ли будет нравиться заниматься в художественной школе. Если у ребенка нет музыкального слуха — то не следует пытаться сделать из него оперного певца. Если же малышу больше всего нравится писать сочинения, то не надо заставлять его поступать на инженерный факультет. Поэтому просто обратите внимание на то, чем любит заниматься ребенок, пообщайтесь с малышом по душам, чтобы определить его интересы и выяснить, что у него получается лучше. Ведь если ребенку какая-то деятельность не дается, то вряд ли он будет этим заниматься.

Родители — запомните, на ваших плечах лежит трудная задача по правильному воспитанию полноценной личности. Будьте терпеливы и снисходительны, прислушивайтесь к желаниям своих детей.

Дополнительные занятия по математике развивающие мышление

Занятия математикой можно сравнить со спортивными тренировками. Спортивные тренировки развивают тело, делают его гибким, выносливым, здоровым, а решение математических задач развивает мозг, логическое мышление, расширяют кругозор. Ребенок учится:

  • отделять главное от второстепенного;
  • структурировать и проводить анализ;
  • видеть закономерности;
  • делать выводы.

Становление характера

Для решения логических задач требуется немалая доля усидчивости, настойчивости, внимания. Эти свойства характера пригодятся не только в учебе, но и в повседневной жизни, в работе, межличностных взаимоотношениях.

Улучшение музыкальных способностей

Невероятно, но факт! Исследователи из колледжа Нотр-Дам в Балтиморе (США) выяснили, что за обработку музыкальной информации и решение математических задач отвечает один и тот же участок мозга. Дети, играющие на музыкальных инструментах, демонстрируют более высокие результаты на занятиях в школе и наоборот – математикам занятия музыкой даются легче.

Если не верите вспомните знаменитого Шерлока Холмса талантливого сыщика и виртуозногоскрипача. Да, Шерлок Холмс–литературный персонаж, однако у него был реальный прототип. Мастерски играл на скрипке и великий физик Альберт Эйнштейн.

Читайте также:  Детские психологические травмы и их последствия во взрослой жизни

Успех в гуманитарных науках

Ученые Северо Западного университета в Эванстон (США выявили что хорошие математическиеспособности гарантируют успех в гуманитарных науках. Как уже отмечалось выше математик — наука фундаментальная. Законы логики и математические модели лежат в основе таких дисциплинкак лингвистика, обществознание, география, журналистика, экономика и т.д.

Развитие навыков решения бытовых задач

Сегодня мы уже не имеем «магического» мышления, как наши предки. Мы стремимся понять суть вещей и процессов. Это так же заслуга математики, которая учит нас не просто заучивать информацию, а анализировать ее, пользоваться алгоритмами.

Успешная карьера

Еще несколько лет назад залогом стремительного движения вверх по карьерной лестнице было знание иностранных языков. Однако сегодня свободным владением несколькими языками уже никого не удивить. Одной из наиболее перспективных сфер является IT. Профессиональная востребованность в этой области во многом определяется пониманием современных технологий, аналитическими способностями, критическим мышлением. Без математики не обойтись!

Улучшение эмоционального фона

Ученые из Университета Дьюка (США) пришли к выводу, что решение задач на логику способно избавить от тревоги, стресса и повышать психологическую устойчивость. Более того, с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии было установлено, что математические уравнения и формулы доставляют человеку такое же эстетическое удовольствие, как и искусство!

Хотите, чтобы ваш ребенок не только овладел всеми премудростями математической науки, но и получал радость и наслаждение от занятий?

Позвольте ему окунуться в мир занимательной математики с помощью дополнительныхматериалов по математике для 5 класса от Лэйдл!

Дополнительные занятия для 5 класса на платформе Лэйдл – это увлекательные онлайн-уроки, входе которых ребенок:

  • узнает, что такое отрезок, прямая, плоскость, луч;
  • научится работать со шкалами и системами координат;
  • сможет читать натуральные числа и т.д.

Дополнительная программа по математике для 5 класса составляется профессиональными опытными педагогами. Каждый урок – это авторская разработка, целью которой является пробуждение интереса ребенка к обучению.

Математика для 5 класса от Лэйдл станет отличным дополнением к школьной программе, поможет восполнить пробелы в знаниях, расширить их, а так же научит мыслить логически, самостоятельно рассуждать.

Заниматься с помощью Лэйдл легко удобно и интересно. Отсутствие лишней отвлекающейинформации рекламных объявлений позволит сосредоточиться. Новая информация по программе«Дополнительная математика класс» воспринимается легко благодаря интересной подаче, наличию мультимедийного контента, высокого качества, интуитивно понятного интерфейса.

Начните заниматься прямо сейчас!

Начало

Кто неправильно застегнул первую пуговицу уже не застегнется как следует Гете

Я узнал о его методике спустя много лет после окончания школы. И не обнаружил в ней ничего, что не было бы мне известно и понятно. Как и любому образованному и, при этом, нормальному взрослому человеку.

Более того.

Меня в начальной школе учила самая обыкновенная учительница начальных классов, без высшего образования. Дочь железнодорожника, Шеломенцева Виктория Викторовна (видите, даже имя запомнил, потому, что связанные с ней воспоминания – только приятные). Она использовала те самые, простые и понятные методы обучения, которые, как я узнал позже, являются Методами.

В нашем классе даже парочка отъявленных балбесов – и те «понимали математику». «Неблагополучная семья», дурное влияние улицы и все такое … Но в начальной школе я никогда — просто никогда — не слышал: «Мне это совсем непонятно…», со слезами отчаяния.

Читайте также:  Депрессия у детей: причины, симптомы и лечение

Умеет ли ваш ребенок учиться?

Чтобы вы смогли понять, умеет ли ребенок учиться, оцените его учебную деятельность:

  • Школьник ставит учебные эксперименты дома? Например, выращивает медный купорос или плесень на хлебе, проводит соцопросы среди друзей, проверяет какие-то гипотезы? Значит, вы видите проявления исследовательского метода обучения. Ребенок самостоятельно решает задачу, ответа на которую заранее нет.
  • Ребенок рассказывает о групповых заданиях? Он понимает свою роль в этой работе, ответственно к ней подходит, очень вовлечен? Так проявляется коллективно-распределенная деятельность. Это сплоченная работа группы для достижения одной цели с самостоятельным распределением ролей.
  • Ребенок оценивает свою работу по заданной шкале, не сравнивая себя с одноклассниками? Умение учиться подразумевает адекватную оценку результатов своей деятельности. Нужно сравнивать успехи не с другими детьми, а со своими достижениями в прошлом. Ошибка воспринимается как точка роста, шанс обнаружить своё незнание.

 Лучше учиться у профессионала

Исследователи посмотрели, как связаны достижения школьников с характеристиками их учителей — образованием и квалификационной категорией. Были выделены три группы преподавателей по уровню их подготовки: учителя математики (выпускники педагогических вузов), профессиональные математики (выпускники соответствующих факультетов) и преподаватели с нематематическим образованием. По итогам исследования выяснилось, что:

  • для хорошистов и отличников лучше всего учиться у профессиональных математиков. То же касается и школьников из семей с высоким или средним культурным уровнем. Для этой аудитории занятия с такими преподавателями будут наиболее эффективны;
  • для детей из семей с низким культурным уровнем и слабой успеваемостью почти нет разницы, с кем заниматься (с точки зрения баллов в PISA): с выпускниками педвузов или профессиональными математиками. В этом случае больший эффект имеет категория учителя. Таким ребятам важно не попасть к педагогу без категории.

Как учить ребенка решать задачи, если математика ему  трудно дается

Доказано, что школьный курс математики способен освоить любой школьник, у которого нормально развита логика и работают мыслительные процессы. Зачастую родители предпочитают считать, что если ребенку трудно дается математика, то у него просто гуманитарный склад ума и эта дисциплина ему не нужна.

Важно!Такая точка зрения в корне неверна, поскольку именно математика развивает логическое и критичное мышление, без которых ни один гуманитарий не может быть успешным. Скорее всего, трудности связаны с психологическими проблемами. Для обучения детей, у которых есть проблемы с арифметикой в начальной школе, можно применять такие приемы:

  • акцентировать внимание на смысле фраз, а не числах;
  • учить малыша отличать главную и второстепенную информацию;
  • использовать рисование схем, моделей решения;
  • применять цветовую гамму для создания контраста известных и неизвестных величин;
  • описывать вместо условий задания ситуации, знакомые ребенку в его жизненном опыте;
  • привлекать внимание к возможности применить знание математических действий и правил в реальной жизни;
  • использовать образы и условных героев-помощников.
Как учить ребенка решать задачи, если математика ему  трудно дается

Только индивидуальный и креативный подход в обучении поможет школьнику, который испытывает трудности с арифметикой, перебороть свои страхи и научиться решать различные задания.Смотрите также: Как научить ребенка читать по-английски — с нуля, самостоятельно и быстро