— У вашего ребенка трудности с письмом и чтением, у него дислексия и дисграфия.
— Но мы же ходим на скорочтение!
— А это как раз зря!
Диагноз дислексия ребенка
Когда поставлен диагноз дислексии ребенку, это означает наличие трудностей в процессе чтения. При работе с текстом, школьник не может быстро и точно распознать слова, не понимает смысл предложений.
Данное нарушение может иметь разные формы. При фонематической дислексии у ребенка не развит аналитический синтез и восприятие фонем. При семантической — имеет маленький словарный запас, сложно выстроить слово по слогам. При аграмматической -отсутствует понимание морфем, грамматического строя. Мнестическая — проявляется в нарушении речевой памяти, когда ребенок не может сопоставить буквы звукам. Оптическая — связана с несформированностью зрительной оценки, нет представления ориентации предметов в пространстве.
- Дислексия у ребенка: симптомы …
- Блог 4brain
- 7. Профилактика дисграфии, дислексии
- Диагностика дислексии и дисграфии …
К логопеду нужно обращаться, когда ребенок в процессе чтения пропускает слова и буквы, запинается, скорость чтения и объем текста не соответствуют возрасту, не понимает прочитанное. Также во время чтения могут проявляться такие симптомы, как головная боль, усталость, рассеянное внимание, потирание глаз.
Факторы риска
Основная причина нарушения способности к обучению чтению – нарушения нервной системы, при которых отдельные участки мозга обладают недостаточной активностью. Подобные отклонения носят преимущественно наследственный характер.
Исследователи выделяют такие патологические факторы, способные спровоцировать данную разновидность мозговой дисфункции:
- аномалии развития пуповины;
- порок сердца и анемия у матери ребенка, что отразилось на развитии плода;
- врожденные пороки сердца плода;
- механические повреждения, полученные при родах;
- поражение головного мозга ребенка инфекционного характера в период внутриутробного развития. Подобное наблюдается, если беременная заболевает гриппом, краснухой, ветряной оспой;
- ДЦП;
- умственная отсталость;
- черепно-мозговые травмы, полученные ребенком после рождения;
- органические поражения отдельных участков головного мозга;
- дефицит речевого общения;
- несформированность устной речи, спровоцированная неблагоприятным речевым окружением.
Различают такие виды дислексии:
- фонематическая, для которой характерно смешение звуков в словах, имеющих один смыслоразличительный признак;
- аграмматическая, при которой ребенок неверно согласует существительные по роду, числу, падежу, а также ставит неправильные окончания во многих глаголах;
- семантическая, выражающаяся в непонимании читаемого текста – как в целом, так и отдельных абзацев и даже предложений;
- мнестическая: невозможность определить, какой звук соответствует конкретной букве.
В зависимости от причины, спровоцировавшей отклонение, различают две степени его тяжести. Дислексия является лишь частичным расстройством навыка чтения. Алексия – это полная утрата данного навыка.
Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы
Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:
- Дислексия или нарушения чтения. Способы …
- Дислексия у детей: что это такое …
- Смогу ли я писать без ошибок? Дислексия …
- Презентация «Дислексия» — скачать …
- Аграмматическая дислексия – проявляется в неспособности согласовать окончания слов между собой (например, число и род существительных и прилагательных) и неправильном произношении приставок и суффиксов слов («вкусная пирог», «из стулу», «коричневый медведи»). Эта патология наблюдается при недоразвитии грамматического строя речи, функциональных, синтаксических и морфологических обобщений (рекомендуем прочитать: фонематическое недоразвитие речи: что это такое?). Аграмматизмы проявляются как в устной речи, так и на письме.
- Мнестическая – выражается в невозможности соотнести зрительный образ буквы и произнесение звука (акустический образ). Ребенок с мнестической формой дислексии не может запомнить, какой звук соответствует букве, из-за нарушения речевой памяти. В речи и на письме он подменяет непонятный ему звук другой буквой («птичка»).
- Фонематическая – обнаруживается при смешивании и подмене фонем с нарушением смысла слова. Дети с фонематической формой нарушения путают значение слов, близких по звучанию (зверь – дверь, том – дом) и меняют порядок букв или слогов в слове (банка – кабан, лиса — сила).
- Семантическая дислексия или «механическое чтение» – обнаруживается в непонимании смысловой и синтаксической связи единиц предложения, значения отдельных слов, невозможности пересказать смысл прочитанного текста. При этом ребенок может бегло читать, правильно выговаривая слова, буквы и слоги. Такая разновидность патологии возникает из-за скудности словаря и несформированности слогового синтеза.
- Оптическая дислексия – выражается в затруднении отличить друг от друга визуально схожие буквы («О» и «С», «П» и «Н», «Д» и «А») при чтении слов и предложений из-за несформированности зрительно-пространственных представлений. При таком виде недуга ребенок может во время чтения перескакивать с одной строки на другую или читать зеркально (справа налево).
- Тактильная дислексия – проявляется у слабовидящих и слепых детей с нечетким тактильным восприятием, особенно при чтении книг, напечатанных азбукой Брайля. Ребенок хаотично водит пальцами по книге, пропускает буквы, теряет смысл прочитанного текста.
Причины дислексии
Расстройство чтения проявляется в одних и тех же постоянно повторяющихся ошибках. Главным нарушением при дислексии является неспособность к слиянию слогов при чтении, беглому чтению целыми словами и пониманию прочитанного. Связано это с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Эти функции оказываются несформированными по разным причинам: или из-за повреждения определенных мозговых структур, или под влиянием неблагоприятных социальных условий для их формирования. Правомерно включить дислексию в категорию клинических случаев задержки психического развития на фоне церебростенических нарушений. Выделяют несколько причин дислексии:
-
Наследственная предрасположенность. Возможна генетическая особенность строения головного мозга. Ученые выявили особый ген 15 хромосомы, при повреждении которого возникает дислексия.
-
Органическое поражение зон головного мозга, отсутствие асимметрии полушарий в зонах, обеспечивающих овладение речью.
-
Функциональные причины. Внешнее воздействие патологических факторов: гипоксия плода во время беременности, токсическое воздействие на плод медикаментами, наркотиками, алкоголем, несовместимость крови матери и ребенка, инфекции во время беременности (краснуха, герпес, хламидиоз), механическое повреждение головного мозга при родах. Причиной возникновения дислексии может быть неправильная речь в окружении ребенка, недостаток внимания к развитию речи, двуязычие, дефицит или отсутствие речевых контактов.
Этиология
Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.
Поведение, здоровье, развитие и личности
- Дислектик может быть разным: чрезвычайно беспорядочным или навязчиво педантичный.
- Может быть центром внимания, злостным хулиганом или слишком тихим.
- Отличаются необычно ранние или наоборот позднее этапы развития (перевернулся, сел, встал, пошел, заговорил).
- Ночное недержание мочи за пределами соответствующего возраста.
- Склонны к ушным инфекциям.
- Чувствительны к пищевым продуктам, добавкам и химическим продуктам.
- Необычно высокая или низкая переносимость боли.
- Сильное чувство справедливости.
- Эмоционально чувствительный.
- Стремится к совершенству.
- Дисграфия и дислексия у детей …
- Дисграфия и дислексия у детей …
- Детский медицинский центр. Логопед …
- Презентация на тему: «Дисграфия …