Дислексия у детей: симптоматика, диагностика, лечение

— У вашего ребенка трудности с письмом и чтением, у него дислексия и дисграфия.
— Но мы же ходим на скорочтение!
— А это как раз зря!

Диагноз дислексия ребенка

Когда поставлен диагноз дислексии ребенку, это означает наличие трудностей в процессе чтения. При работе с текстом, школьник не может быстро и точно распознать слова, не понимает смысл предложений.

Данное нарушение может иметь разные формы. При фонематической дислексии у ребенка не развит аналитический синтез и восприятие фонем. При семантической — имеет маленький словарный запас, сложно выстроить слово по слогам. При аграмматической -отсутствует понимание морфем, грамматического строя. Мнестическая — проявляется в нарушении речевой памяти, когда ребенок не может сопоставить буквы звукам. Оптическая — связана с несформированностью зрительной оценки, нет представления ориентации предметов в пространстве.

К логопеду нужно обращаться, когда ребенок в процессе чтения пропускает слова и буквы, запинается, скорость чтения и объем текста не соответствуют возрасту, не понимает прочитанное. Также во время чтения могут проявляться такие симптомы, как головная боль, усталость, рассеянное внимание, потирание глаз.

Факторы риска

Основная причина нарушения способности к обучению чтению – нарушения нервной системы, при которых отдельные участки мозга обладают недостаточной активностью. Подобные отклонения носят преимущественно наследственный характер.

Исследователи выделяют такие патологические факторы, способные спровоцировать данную разновидность мозговой дисфункции:

  • аномалии развития пуповины;
  • порок сердца и анемия у матери ребенка, что отразилось на развитии плода;
  • врожденные пороки сердца плода;
  • механические повреждения, полученные при родах;
  • поражение головного мозга ребенка инфекционного характера в период внутриутробного развития. Подобное наблюдается, если беременная заболевает гриппом, краснухой, ветряной оспой;
  • ДЦП;
  • умственная отсталость;
  • черепно-мозговые травмы, полученные ребенком после рождения;
  • органические поражения отдельных участков головного мозга;
  • дефицит речевого общения;
  • несформированность устной речи, спровоцированная неблагоприятным речевым окружением.

Различают такие виды дислексии:

  • фонематическая, для которой характерно смешение звуков в словах, имеющих один смыслоразличительный признак;
  • аграмматическая, при которой ребенок неверно согласует существительные по роду, числу, падежу, а также ставит неправильные окончания во многих глаголах;
  • семантическая, выражающаяся в непонимании читаемого текста – как в целом, так и отдельных абзацев и даже предложений;
  • мнестическая: невозможность определить, какой звук соответствует конкретной букве.

В зависимости от причины, спровоцировавшей отклонение, различают две степени его тяжести. Дислексия является лишь частичным расстройством навыка чтения. Алексия – это полная утрата данного навыка.

Классификация: разновидности дислексии и сопровождающие их симптомы

Специалисты выделяют несколько видов такой патологии как дислексия. Родителям необходимо знать и понимать особенности каждого из них, потому что они обладают специфическими признаками, требующими разной диагностики:

  1. Аграмматическая дислексия – проявляется в неспособности согласовать окончания слов между собой (например, число и род существительных и прилагательных) и неправильном произношении приставок и суффиксов слов («вкусная пирог», «из стулу», «коричневый медведи»). Эта патология наблюдается при недоразвитии грамматического строя речи, функциональных, синтаксических и морфологических обобщений (рекомендуем прочитать: фонематическое недоразвитие речи: что это такое?). Аграмматизмы проявляются как в устной речи, так и на письме.
  2. Мнестическая – выражается в невозможности соотнести зрительный образ буквы и произнесение звука (акустический образ). Ребенок с мнестической формой дислексии не может запомнить, какой звук соответствует букве, из-за нарушения речевой памяти. В речи и на письме он подменяет непонятный ему звук другой буквой («птичка»).
  3. Фонематическая – обнаруживается при смешивании и подмене фонем с нарушением смысла слова. Дети с фонематической формой нарушения путают значение слов, близких по звучанию (зверь – дверь, том – дом) и меняют порядок букв или слогов в слове (банка – кабан, лиса — сила).
  4. Семантическая дислексия или «механическое чтение» – обнаруживается в непонимании смысловой и синтаксической связи единиц предложения, значения отдельных слов, невозможности пересказать смысл прочитанного текста. При этом ребенок может бегло читать, правильно выговаривая слова, буквы и слоги. Такая разновидность патологии возникает из-за скудности словаря и несформированности слогового синтеза.
  5. Оптическая дислексия – выражается в затруднении отличить друг от друга визуально схожие буквы («О» и «С», «П» и «Н», «Д» и «А») при чтении слов и предложений из-за несформированности зрительно-пространственных представлений. При таком виде недуга ребенок может во время чтения перескакивать с одной строки на другую или читать зеркально (справа налево).
  6. Тактильная дислексия – проявляется у слабовидящих и слепых детей с нечетким тактильным восприятием, особенно при чтении книг, напечатанных азбукой Брайля. Ребенок хаотично водит пальцами по книге, пропускает буквы, теряет смысл прочитанного текста.
Читайте также:  Как затягивают спортивные ставки и что делать

Причины дислексии

Расстройство чтения проявляется в одних и тех же постоянно повторяющихся ошибках. Главным нарушением при дислексии является неспособность к слиянию слогов при чтении, беглому чтению целыми словами и пониманию прочитанного. Связано это с несформированностью психических функций, обеспечивающих процесс чтения. Эти функции оказываются несформированными по разным причинам: или из-за повреждения определенных мозговых структур, или под влиянием неблагоприятных социальных условий для их формирования. Правомерно включить дислексию в категорию клинических случаев задержки психического развития на фоне церебростенических нарушений. Выделяют несколько причин дислексии:

  1. Наследственная предрасположенность. Возможна генетическая особенность строения головного мозга. Ученые выявили особый ген 15 хромосомы, при повреждении которого возникает дислексия.

  2. Органическое поражение зон головного мозга, отсутствие асимметрии полушарий в зонах, обеспечивающих овладение речью.

  3. Функциональные причины. Внешнее воздействие патологических факторов: гипоксия плода во время беременности, токсическое воздействие на плод медикаментами, наркотиками, алкоголем, несовместимость крови матери и ребенка, инфекции во время беременности (краснуха, герпес, хламидиоз), механическое повреждение головного мозга при родах. Причиной возникновения дислексии может быть неправильная речь в окружении ребенка, недостаток внимания к развитию речи, двуязычие, дефицит или отсутствие речевых контактов.

Этиология

Зачастую нарушение является врожденным, то есть изначально навык чтения формируется искаженно. Дислексия у детей в этом случае обусловлена биологическими причинами. При внутриутробном развитии ребенка могут произойти повреждения головного мозга, влекущие истощение нервной системы. Вследствие этого отделы мозга, отвечающие за психологические функции, участвующие в формировании навыка чтения, страдают.

Этиология

Потеря или расстройство изначально правильно сформированного навыка возникает в результате воздействия социально-психологических факторов, к которым можно отнести педагогическую запущенность, недостаточность речевых контактов, синдром госпитализма и тому подобное. Дислексия у школьников может развиться, если предъявлять к ним завышенные требования относительно грамотности, проводить обучение слишком быстрыми темпами. В таком случае у ребенка возникает состояние психологической дезадаптации. В сочетании с неблагоприятными социальными условиями это влечет появление таких нарушений, как дислексия и дисграфия. У детей данные расстройства в последние годы выявляются все чаще.

Читайте также:  Энурез у мальчиков в Саратове, в России, как лечить энурез

Поведение, здоровье, развитие и личности

  • Дислектик может быть разным: чрезвычайно беспорядочным или навязчиво педантичный.
  • Может быть центром внимания, злостным хулиганом или слишком тихим.
  • Отличаются необычно ранние или наоборот позднее этапы развития (перевернулся, сел, встал, пошел, заговорил).
  • Ночное недержание мочи за пределами соответствующего возраста.
  • Склонны к ушным инфекциям.
  • Чувствительны к пищевым продуктам, добавкам и химическим продуктам.
  • Необычно высокая или низкая переносимость боли.
  • Сильное чувство справедливости.
  • Эмоционально чувствительный.
  • Стремится к совершенству.