Девиантное поведение: причины, примеры и способы решения проблемы

«Психология образования в поликультурном пространстве», Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец, 2009

Причины девиантного поведения

У подростков причины девиаций социальные, это недостатки воспитания. От 25%-75% детей — неполная семья, 65% подростков имеют серьезные нарушения характера, 65% — акцентуанты. Больных пациентов с делинквентными отклонениями до 40%. Половина из них имеет такое состояние как психопатия. Бродяжничество и побеги из дома в большинстве случаев объясняются делинквентностью. Самые первые побеги осуществляются от страха наказания или выступают реакцией протеста, а потом превращаются в условно-рефлекторный стереотип.

Причины девиантного делинквентного поведения подростков кроются в недостаточном надзоре, отсутствии внимания со стороны близких, в тревоге и страхе за наказания, в фантазерстве и мечтательности, в желании устраниться от опеки воспитателей и родителей, в жестоком обращении со стороны товарищей, в немотивированной тяге изменить скучную обстановку.

Отдельно хочется отметить раннюю алкоголизацию и наркотизацию подростков. Среди делинквентных подростков большая часть знакома с наркотиками и злоупотребляет алкоголем. Мотивы такого употребления это желание быть в компании своим и стать взрослым, удовлетворить любопытство или изменить психическое состояние. В последующие разы принимают наркотики и выпивают для веселого настроения, а также для самоуверенности, раскованности. Возникновение групповой зависимости напиваться на встрече друзей несет угрозу алкоголизма. А стремление подростка к наркотизации является ранним признаком зависимости от наркотика.

Причины проявления девиантного поведения

Наличие признаков девиантности в детском поведении объясняется несколькими причинами. Зачастую она становится следствием целого ряда проблем, среди которых и социальные, и психологические, и влияние окружения.

Все известные причины формирования девиантного поведения можно распределить на три группы:

  • наследственные;
  • врожденные;
  • приобретенные;
  • социальные;
  • педагогические;
  • психологические.
Читайте также:  Мужчина не хочет жениться: нужно ли продолжать такие отношения?

Наследственные причины такого явления — результат повлиявших на мозг генных мутаций.

Врожденные причины имеют место, если еще в период беременности матери плод претерпел внутриутробное поражение.

Немаловажное значение придают приобретенным причинам, возникающим на протяжении жизни ребенка. Приобретенными причинами развития девиантного поведения могут стать:

  • некоторые перенесенные в тяжелой форме заболевания;
  • полученная при каких-то обстоятельствах черепно-мозговая травма;
  • обретшие хроническую форму заболевания с регулярными рецидивами, ведущие за собой задержку в развитии, а, следовательно, агрессию ребенка, ощущающего себя неполноценным среди сверстников.

Первой и главной причиной девиантного поведения детей становится устоявшаяся неблагополучная ситуация в семье, где они воспитываются. Внутрисемейные конфликты в первую очередь провоцируют возникновение девиантного поведения как детей младшего возраста, так и подростков. Именно в асоциальной семье формируются антиобщественные взгляды, имеют место неоднократные правонарушения или противозаконные действия по отношению к детям или другим членам семьи, по отношению к окружающим.

Очевидными предпосылками проявления девиантного поведения у ребенка могут стать сложившая в его семье неблагоприятная обстановка и применяемые родителями или другими близкими неадекватные методы воспитания.

Немаловажной причиной проявления признаков девиантного поведения детей является педагогическая причина. Ярким примером такого явления можно считать несоответствие утверждений воспитывающих ребенка взрослых с их противоречащими правилам поступками, нарушение взрослыми своих же утверждений.

Кроме этого, существенную роль играет злоупотребление запретами, которое провоцирует обратную реакцию ребенка, противящегося ограничительным мерам, а потому ведущего себя девиантно.

Весомой психологической причиной отклонения в поведении ребенка является борьба его собственных переживаний, возникающее в его сознании противоречие между его «я» и оценкой его характера и поведения в целом окружающими его людьми.

Девиантное поведение детей нуждается в профилактике и коррекции. Возникшие у ребенка такой категории проблемы можно решить

  • формируя у него навыки общения, интерес к окружающим людям, желание их понимать;
  • систематически закрепляя правила поведения;
  • постепенно вырабатывая навыки адекватного поведения;
  • развивая коммуникативность и самоконтроль.
Читайте также:  13 откровений о том, почему мужчины изменяют женам, но не уходят

По материалам сайта 

ВконтактеFacebookTwitterGoogle+Одноклассники

Новости МирТесен

Признаки девиантного поведения

Четко определить, отклоняется поведение или нет нельзя – это относительное понятие. Нарушающий правила человек может считать это адекватным и правильным. Проще всего говорить о делинквентных моделях, потому что нормы законодательно прописаны.

Можно выделить важные индикаторы:

  1. Деструктивный или аутодеструктивный характер. Наносит вред окружающим или самому себе.
  2. Многократное повторение нарушения правил.
  3. Медицинская норма. Отклонение от медицинских и психологических стандартных показателей.
  4. Социальная дезадаптация. Это одновременно причина и индикатор – потеря способности усваивать социальные требования.

Уязвимость подростков

Переходный период тяжел и для родителей, и для подростка. Уже не ребенок, но еще не взрослый – изменение социальной роли не всегда проходит безболезненно. Для родителей становится шоком открытие, что мнение какого-нибудь сверстника Васи становится для ребенка гораздо весомее, чем родительский авторитет.

Особенности подросткового возраста:

  • амбиции;
  • максимализм;
  • демонстративная смелость;
  • противоречивость;
  • жажда активной деятельности;
  • восприимчивость к информации;
  • критичность мышления.

Этих возрастных особенностей вполне достаточно для развития внутренних и внешних конфликтов.

И если в этот неустойчивый период добавится негативное внешнее влияние, которое вовремя не заметят родители и педагоги, девиантное поведение подростков может приобрести опасные формы.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Молодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Читайте также:  Движение ChildFree – что это такое?

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Признаки девиации у детей и подростков

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

  1. Гиперкинетическое расстройство неспособность долго выдерживать умственное напряжение, привычка не доводить начатое до конца, импульсивность, безрассудство. Такие подростки часто попадают в несчастные случаи и получают дисциплинарные взыскания.
  2. Девиация, ограничивающаяся семейными отношениями подростки проявляют отклоняющиеся формы поведения дома. Они не соблюдают дистанции в отношениях со взрослыми, проявляют грубое, протестующее поведение (воруют вещи, грубят родным, поджигают дома).
  3. Несоциализированное расстройство сочетание антисоциального поведения с агрессией. Подросток не может общаться со сверстниками, поэтому избегает их, отвергает дружбу и сближение с ровесниками, при этом чувствует себя одиноким. В отношениях с взрослыми проявляет негодование, жестокость и протест. Такие подростки драчливы, грубы, не контролируют ярость и совершают всевозможные разрушительные действия.
  4. Социализированное расстройство наблюдается у общительных подростков, с асоциальным поведением. Они могут состоять в плохих компаниях, уходить из дома, заниматься вымогательством. Расстройства психического плана проявляются переменой агрессивного настроения с депрессивным.
  5. Делинквентное поведение проявляется угоном транспорта, кражами, мошенничеством, спекуляцией и прочими проступками, не получающими степени криминальных.

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).