Детский церебральный паралич: этиология, патогенез, морфология

Детский церебральный паралич (ДЦП) – это полиэтиологическое, но монопатогенетическое заболевание, возникающее вследствие поражения головного мозга в период внутриутробного развития, во время родов или в первые недели жизни, с непрогрессирующим течением, проявляющееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями.

Причины психических расстройств у детей

Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

Что такое неврозы у детей

Неврозы у детей и подростков это группа обратимых пограничных расстройств нервной системы, которые возникают вследствие влияния психотровмирующего фактора.

Под травмирующими факторами понимают межличностные и внутриличностные конфликты, стрессы, чрезмерная умственная и физическая активность. Неврозы у детей развиваются у 35% всех детей, посещающих дошкольные учреждения. Наибольшее число наблюдается у детей старшего и младшего школьного возраста, а так же детей дошкольного периода при этом среди мальчиков чаще, чем у девочек.

Проявление неврозов у детей в основном связаны с нарушением психоэмоциональной сферы и встречаются от 3-16 лет. При развитии такого пограничного состояния не происходит нарастающих изменений личности, слабоумия.

Патогенез детского церебрального паралича

Главную роль в патогенезе патологии нервной системы, развивающейся в анте-, интра- и, частично, постнатально, играют гипоксия, ацидоз, гипогликемия и другие метаболические сдвиги. Продукты нарушенного обмена веществ могут воздействовать на мозг непосредственно или приводить к отеку и вторичным циркуляторным изменениям.

Читайте также:  10 Обязательных Признаков Совместимости Мужчины и Женщины

Сложные двигательные нарушения у детей с церебральными параличами возникают в результате освобождения структур ствола от субординационных влияний полушарий большого мозга и мозжечка, задержанных в своем развитии и пораженных тем или иным патологическим процессом (воспаление, гипоксия, травма и др.). Следствием нарастания патологической активности структур ствола является характерная для всех форм заболевания и определяющая их нозологическое единство активность нередуцировавшихся тонических рефлексов (шейных, лабиринтных, хватательного и пр.) и нарушения тонуса мышц. На основе этого в суставах плечевого и тазового поясов формируются патологические синергии и установки, а позже – контрактуры.

В зависимости от места локализации в мозге тех или иных патологических процессов могут развиваться парезы, гиперкинезы, атаксия, гиперметрия и другие формы недостаточности моторики.

Как проявляет себя болезнь во взрослом возрасте?

При условии, что заболевание было диагностировано как можно раньше и сразу же началось адекватное лечение и реабилитация ребёнка с данным синдромом, можно надеяться на максимальное восстановление маленьких пациентов.

Но, к сожалению, не всегда даже с современными возможностями медицины можно добиться чуда. Поэтому ДЦП оставляет свой неизгладимый след и во взрослой жизни.

Моторный дефицит проявляет себя спастическими парезами разной степени тяжести. В ходе реабилитации можно добиться некоторых успехов, когда происходит полная компенсация – пациент может передвигаться самостоятельно, не нуждаясь в дополнительной опоре, на значительные расстояния. При этом деформации позвоночника и конечностей отсутствуют.

Субкомпенсация двигательных нарушений проявляется тем, что пациент имеет деформации конечностей, патологические установки и позы, но тем не менее способен преодолевать небольшие расстояния самостоятельно, используя опору в виде трости, ходунков и т.п. Частичная компенсация утраченных функций означает возможность передвижения только в пределах собственного жилья, используя дополнительную опору. Декомпенсация моторных нарушений характеризуется полной неспособностью к самостоятельному передвижению.

Как проявляет себя болезнь во взрослом возрасте?

Нарушение интеллекта у таких больных затрудняет их обучение и овладение профессиональными навыками. Проявляется в основном нарушением логических взаимосвязей, отсутствием способности быстрого реагирования на различные нестандартные ситуации. Такие пациенты страдают от инфантильности, неспособности самостоятельно принимать решения и действовать, зависимости от мнения окружающих и т.п. Эти патологические акцентуации затрудняют их социальную и трудовую жизнь.

Читайте также:  Шизофрения: эндогенный психоз. Общие понятия о тяжелом расстройстве

Не менее значимыми являются нарушения зрения, слуха, повторяющиеся эпиприступы. Данные симптомы крайне ограничивают выбор профессии и возможность активной коммуникации пациентов с резидуальными явлениями церебрального паралича.

Диагностика проблемы

Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.

Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.

В лучшем случае ставится диагноз вегето-сосудистая дистония. Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА — психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.

Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем.

Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:

  • когда возник первый приступ панической атаки;
  • как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
  • какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
  • есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.
Диагностика проблемы

Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.

Читайте также:  Как избавиться от фобий: 8 эффективных способов

Определением подобных проблем занимаются психологи и психотерапевты. Для постановки правильного диагноза специалисту предстоит предварительный анализ симптомов, на которые указывает пациент. В данном случае будет необходима следующая информация:

  • когда впервые проявились подобные приступы;
  • частота повторений приступов;
  • факторы, провоцирующие ухудшение состояния;
  • наличие подобных проблем у кого-то из членов семьи;
  • существование конфликтных ситуаций, связанных с работой или членами семьи;
  • сталкивается ли пациент с обмороками.

Для диагностики специалисту также может понадобиться дополнительная информация, которую он сможет получить посредством неврологического осмотра. Но в период между приступами довольно сложно обнаружить отклонения неврологического характера. Приступы же сопровождаются расширениями зрачков, изменением сердечного ритма и дыхания.

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).