Асоциальное поведение у детей и подростков

Несмотря на то, что в обществе установлены определенные рамки и правила поведения, человеку свойственно их нарушать. Каждый имеет свое неповторимое мышление, которое накладывает отпечаток на общение с окружающими. Порой это становится причиной такого явления, как девиантное поведение. Примеры такого нестандартного мышления достаточно многочисленны, и, к счастью, не всегда негативны.

Что такое девиантное поведение?

Если говорить простым языком, девиантное поведение — это асоциальное поведение индивида, который совершает единичные либо постоянные поступки, нарушая принятые и установленные общественные нормы, закреплённые юридически или простые традиции, обычаи. При этом причиняемый такими людьми ущерб часто затрагивает не только собственную личность, но и окружающих людей, материальные объекты. Одновременно отмечается очень низкая социализация девиантного индивида, который не может существовать в нормальной среде.

Для такого человека характерны импульсивные, неадекватные и аффективные реакции. Он не различает специфику ситуаций, повторяет асоциальные поступки. Причём чаще они длительные, многократно повторяющиеся. Отмечается постоянная готовность к проявлению асоциального поведения.

Все типы девиантного поведения можно распределить по двум основным группам. В первую входят положительные поступки и отклонения, одобряемые обществом – героизм, самопожертвование, гениальность, альтруизм и т. д. Во второй группе оказывается всё отрицательное, что социум не принимает, отвергает и порицает – безбилетный проезд, преступления, вредные привычки и т. д. В узком понимании – девиантное поведение – уголовно наказуемое, совокупность противоправных действий называется делинквентным поведением.

Девиация делится на две основных разновидности. К первичной относятся незначительные отклонения от принятых норм в обществе и являющихся терпимыми. В этом случае окружение не считает индивида девиантом, и он сам придерживается такого же мнения. К вторичной относится поведение и поступки, которые значительно нарушают принятые устои, обычаи, традиции, законы.

девиантного подростка

На языке психологов «трудный подросток» — довольно широкое обозначение. Специалисты выделяют девиантных подростков (склад личности и социальная ситуация развития которых приводят их к отклоняющемуся поведению) и педагогически запущенных детей, у которых не сформирован интерес к учебе, нет навыка учебной деятельности и страдает успеваемость. Чтобы характеристика давала представление о конкретном ребенке, следует проанализировать в ней эти психологические моменты:

  • развитие мотивации к учению, когнитивных функций (мышления, речи, внимания, памяти);
  • обычное эмоциональное состояние ребенка;
  • личностные черты, характер;
  • физические и психологические следы насилия над ребенком;
  • наличие случаев отклоняющегося поведения (вредные привычки, правонарушения);
  • общение со сверстниками в классе, компания друзей);
  • наличие интересов и полезных занятий.

Признаки

  1. Агрессивность. Она проявляется довольно часто, необоснованно и, нередко, неосознанно. Постепенно такой тип поведения входит в привычку, и подросток становится неуправляемым. Понятие агрессивности неразрывно связано со страхом, опасениями за реализацию своих планов. Нападая на сверстников или старшее поколение, человек ставит себя в рамки и последующей защитной реакции, поскольку всем известно – агрессия порождает агрессию. Целей посредством е достичь можно, но этот путь ведет к краху.
  2. Неуправляемость. Стремясь к контролю происходящего вокруг, индивидуум, подверженный девиантности, прекращает следить за своими поступками и действиями. Он теряет способность логически мыслить и рассуждать, его речь может напоминать бессмыслицу, детский лепет. Решения – спонтанные, необдуманные. Человек быстро забывает то, о чем говорил буквально минуту назад. Неуправляемость ведет к возникновению чувства неуверенности и, как следствие, неудовлетворенности собственной жизнью и обществом. Девиант больше не может оглянуться назад и проанализировать собственные поступки и о том, чтобы учесть мнения окружающих в отношении его промахов не может быть и речи.
  3. Перепады настроения. Самое примечательное, что данный процесс девиант не может контролировать. Его эмоции ему не принадлежат. Внезапно нахлынувшая грусть или агрессия, минуты веселья – всему этому человек безропотно предается, даже не думая, что происходит вокруг. В большинстве ситуаций отклоняющееся от нормы поведение вызывает порицание. Именно такое явление еще усугубляет состояние девианта, заставляет его снова и снова проявлять агрессивные чувства.
  4. Скрытность. В этом факторе многие ученые готовы поспорить. Но, если разобраться, утаивание нужной информации приводит к подозрительности окружающих в отношении девианта. Когда он не способен поделиться своими мыслями и чувствами, уходит в себя, замыкается, общество тоже отворачивается от него. Открытые, общительные люди не подвержены странному поведению, совершают стандартные поступки.
Читайте также:  5 важных правил что нужно делать если угрожают по телефону

Вышеназванные признаки можно встретить довольно часто, как в школьной группе, так и в домашнем поведении подростков и вполне взрослых людей. Разумеется, все проявления агрессии – это девиантность. Перепады настроения больше свойственны неуравновешенным, неуверенным в себе личностям. Скрытность, как черта характера, не всегда играет злую шутку в судьбе индивидуума. В разумных пределах это качество бывает полезным.

Примеры

Психологически неустойчивый характер: стоит ли бояться?

Причины

Биологические

Наследственная, генетически обусловленная склонность к девиантному поведению, проявляющаяся с малого возраста. Таких проблемных детей можно увидеть ещё в детском саду. В школе отклонения усугубляются и провоцируют развитие психически расстройств личности.

Психологические

Иногда человек с рождения обладает бунтарским характером, который заставляет идти против системы. Внешние факторы и раздражители тоже являются причинами девиации. Виноватым может оказаться дезадаптивное развитие психики из-за определённых качеств характера (агрессивности, низкой самооценки, беспомощности). Нередко психологи объясняют девиации психоэмоциональным состоянием, устойчивым на протяжении длительного промежутка времени (например, при депрессии или утрате близкого человека).

Социологические

Социально обусловленные причины девиантного поведения хорошо описаны и объяснены теорией аномии, созданной французским социологом и философом Давидом Дюркгеймом. Согласно его определению, аномия — разложение устоявшихся общественных ценностей и норм по причине несоответствия новым идеалам. Это некий вакуум, который провоцирует людей на отклонения. Всегда сопровождается резким увеличением количества алкоголиков, наркоманов, самоубийц, преступников.

Причины возникновения

Девиантное поведение считают промежуточным звеном, находящимся между нормой и патологией.

Рассматривая, каковы причины девиаций, большинство исследований сосредотачиваются на следующих группах:

  1. Психобиологические факторы (наследственные заболевания, особенности перинатального развития, пол, возрастные кризисы, неосознанные влечения и психодинамические особенности).
  2. Социальные факторы:
Причины возникновения
  • особенности семейного воспитания (ролевые и функциональные аномалии в семье, материальные возможности, стиль воспитания родителей, традиции и ценности семьи, отношение в семье к отклоняющемуся поведению);
  • окружающий социум (наличие социальных норм и их реальное/формальное соблюдение/несоблюдение, терпимость общества к девиациям, наличие/отсутствие средств профилактики отклоняющегося поведения);
  • влияние средств массовой информации (частота и детальность трансляции актов насилия, привлекательность образов людей с отклоняющимся поведением, необъективность в информировании о последствиях проявлений девиаций).
  1. Личностные факторы.
  • нарушение эмоциональной сферы (повышенная тревожность, сниженная эмпатия, отрицательный фон настроения, внутренняя конфликтность, депрессивность и т.п.);
  • искажение Я-концепции (неадекватная самоидентичность и социальная идентичность, необъективность образа собственного Я, неадекватная самооценка и неуверенность в себе, своих силах);
  • искривленность когнитивной сферы (непонимание своих жизненных перспектив, искаженные жизненные установки, опыт девиантных поступков, отсутствие понимания их реальных последствий, низкий уровень рефлексии).

Примеры позитивного девиантного поведения

Позитивное девиантное поведение — это действия, направленные на смену устаревших ценностей и норм, которые препятствуют дальнейшему общественному развитию. Оно может проявляться в творчестве, политической деятельности или просто личном протесте. Несмотря на то, что на начальном этапе общество может негативно отнестись к подобным явлениям, примеры позитивного девиантного поведения доказывают эффективность данной модели:

  • Г. Перельман — это гениальный математик, который прославился доказательством теоремы Пуанкаре (другие ученые бились над этим более 100 лет). Как результат, он был номинирован на несколько престижных премий. Но от всех наград Перельман категорически отказался, что является дурным тоном в научных кругах. Тем не менее никакого вреда обществу такое поведение не принесло. К тому же Перельман посчитал ненужным принижать вклад других математиков и вообще переводить науку в коммерческую плоскость.
  • Следующий пример также довольно интересный, но подтверждений его правдивости нет. Так, авторский метод психиатра Д. Роджерса был признан издевательством над пациентами, за что его приговорили к смертной казни. Речь шла о том, чтобы довести больного до крайней формы истерии, после чего он выздоравливал и продолжал жить нормальной жизнью. Только через 50 лет после казни девиантное поведение врача было признано эффективным.
  • Некоторые примеры положительного девиантного поведения оказали существенное влияние на нашу сегодняшнюю жизнь. Так, в конце 60-х годов компьютеры были размером с жилую комнату или даже школьный спортивный зал. Настоящую революцию в этой сфере произвели Стив Джобс и Билл Гейтс. То, что многие считали безумием, они воплотили в жизнь. Сегодня практически у всех есть компактный и функциональный компьютер.

Девиантность у детей и подростков

Поведение подростков продиктовано желанием я хочу, он стремится добиться своего любой ценой, независимо от одобрения людей. Авторитетами становятся люди, с которых ребенок берет пример, а также друзья. В очень редких случаях в их роли выступают родители ребенка.

Современные подростки хотят жить в свое удовольствие, не думает о других. Такая тенденция снижается после наступления 18 лет.

В девиантном поведении подростков различают:

  • антисоциальные;
  • делинквентно противоправное;
  • антидисциплинарное;
  • аутоагрессивное.

Девиантное поведение у детей основано на наличии трех факторов:

Девиантность у детей и подростков
  • условия воспитания;
  • социальное окружение;
  • физическое развитие.

В подростковом возрасте ребенок начинает изучать свою внешность. У девушек возникает желание стать красивыми, стройными, иметь большую грудь, у парней стать выше ростом, иметь большие мускулы. Если кто-то не отвечает данным требованиям, он пытается доказать свою значимость другими способами. Кто-то уходит в подполье, таких детей называют белыми воронами, кто-то пытается путем девиантного поведения показать свое превосходство, совершает противоправные поступки, дерется, пьет алкоголь или курит.

Читайте также:  Как проявляется задержка речевого развития у детей

Психологи считают основной проблемой формирования девиантного поведения то, что человек быстрее созревает физически, чем психологически. Он замечает, что выглядит взрослым, при этом психический уровень остается, как у ребенка.

Девиантное поведение детей может быть представлено следующими вариантами:

  • деструктивное ребенок наносит вред самому себе, это не всегда физическое насилие, также может иметь место психологический фактор, например, мазохизм и самобичевание;
  • асоциальный малыш наносит вред не только себе, но и окружающим его людям, например, потребление спиртных напитков;
  • противоправный ребенок вредит людям, ярким примером является кража в магазине.

Практические советы родителям

Заранее установите правила и санкции за их нарушения. Случайные наказания неэффективны. Кроме того, крик – это демотиватор, а физические наказания – насилие. Они разрушают эмоциональный контакт. В то же время, обсуждать негатив благодушным тоном не совсем логично – подростка просто запутают ваши сигналы. Вы вправе говорит тоном, адекватным ситуации, но не выходя за рамки. Следовать установленным правилам нужно обязательно.

Не используйте в качестве наказания запрет на общение с друзьями. Социальная жизнь и стремление соответствовать ожиданиям сверстников крайне важны для подростка.

С медицинской точки зрения, подросток – еще ребенок. Приобщение к вредным привычкам – это желание испытать новые сильные эмоции. Поэтому не читайте ему морали о здоровье и своих переживаниях, а давайте простые и рациональные объяснения последствий его поступков.

По возможности контролируйте поступление необходимого адреналина – например, путем совместного просмотра фильмов ужасов или катанием на американских горках.

Не принижайте проблемы ребенка и не сваливайте на него свои. Вместо этого выслушивайте, обсуждайте его чувства и делитесь опытом.

Если ребенок найдет понимание в семье, то не будет искать его в альтернативных сообществах. Если подростковый период проходит для вас слишком тяжело, обратитесь за помощью к детскому психологу.

Источники:

  1. Т.Т. Бязрова. Социальная норма и социальные отклонения в поведении несовершеннолетних // Актуальные вопросы современной науки, 2010.
  2. А.И. Папкин. Девиантное поведение и психологические пути его профилактики // Вестник РУДН, Сер. «Психология и педагогика», 2007, №2,
  3. Е.А. Петренко. Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическая наука и практика, 2017, №2(16),

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Заключение

Явление девиации само по себе имеет древние корни. Еще античные философы и ученые отмечали некоторые отклонения от норм в поведении тех или иных групп подростков. Между тем, в современном обществе четко даны определения понятия девиантного поведения, оно ранжировано на типы, есть понимание, как избавиться от негативных факторов.

В данном деле все в руках родителей и педагогов подростков, попавших под влияние или по иным причинам ведущих себя неадекватно. Только терпение, применение грамотных подходов, профилактические меры способны направить человека в нужное русло.

По материалам —

Девиантное поведение

Заключение

Рекомендуемые статьи:

  • Эффект ореола
  • Эффект Пигмалиона
  • Паранойя
  • Акцентуация характера
  • Как полюбить себя

Поделиться ссылкой: