6 лучших курсов для развития креативного мышления

Существует ошибочное мнение, что креативно мыслить нужно только творческим людям: художникам, дизайнерам и пр. Но это далеко не так.

Делайте правильный выбор

Политика, реклама, СМИ, а с некоторых пор и искусство. В современном мире это, в первую очередь, каналы агитации. В то же самое время это и каналы, по которым в вашу голову текут образы и смыслы. Можно сказать, путепровод насмотренности. Чтобы защититься от агитации, начать регулировать свой выбор и стимулировать развитие оригинального каталога образов, нужно начать беспристрастное осмысление входящего потока. Ключевым инструментом осмысления является задавание правильных вопросов.

Воронина А.Н. (ред.) Сборник научных трудов

  • формат doc
  • размер МБ
  • добавлен 09 января 2011 г.

Сборник посвящен психологическим проблемам интеллекта и креативности. Статьи теоретического плана посвящены обобщению множества конкретных исследований по данной проблеме, их осмыслению и созданию более перспективных моделей, объясняющих природу интеллекта и креативности. Основную часть сборника составляют работы по эмпирическому изучению взаимосвязей интеллекта, креативности, обучаемости и других когнитивных характеристик в различных условиях и…

Основные определения

Основные определения

Креатив — это что означает? Что такое креативность в психологии?

Слово «креативность» происходит от creatio — от латинского — созидание. Это готовность к новым идеям, творческие способности личности.

Основные определения

П. Торренс считал, что это повышенная чувствительность к проблемам. Но кроме этого осуществляются некие действия по определению проблем, поиску решения. Необходимо выдвинуть гипотезы, проверить их и сформулировать.

Креативность активизируется тогда, когда это позволяет среда, в которой находится ребенок или взрослый человек.

Основные определения

Креативность — это свойство каждого индивида, но у большинства она находится в неактивном состоянии.

Это еще и способность нестандартно мыслить в самых разных ситуациях — не только в творчестве, но и в решении деловых задач.

Основные определения

Она часто рассматривается как противоположность стандартного, обыденного мышления.

Как развить креативность и нестандартное мышление — упражнений

Связать несвязуемое

Нужно взять словарик или любую книгу и выбрать произвольно пару слов.

Затем нужно как можно больше найти слов для их сопоставления и связи.

Когда получится это сделать, продолжайте развивать мысль, которая поможет закрепить связь этих слов.

Смешанный зверь

Бумага и карандаш, это все что понадобится в этом упражнении. Совершенно не обязательно быть художником или хорошо рисовать, нужно суметь закрепить результат в голове.

Итак, начинаем рисовать животное. Любое, какое больше нравится. Но это не простой, а смешанный зверь, в нем должны присутствовать черты других животных и чем больше, тем лучше.

Например: Лев с шеей жирафа, носом слона и ногами кенгуру. Потом попытайтесь обдумать созданное животное и сочинить про него небольшую историю.

Необычный дом

В этом упражнении делаем все тоже самое, только объект уже будет не животное, а здание. Придумайте десять слов обозначающий предмет и характеристики, всем этим должен обладать дом.

Например: Слово карусель, примените его к дому, если вы расположите ее как-то необычно, это только пойдет в зачет. Примените их все к зданию.

Неподходящие слова

Нужно взять любое понравившееся существительное и придумать к нему пять любых прилагательных, которые можно соотнести с этим словом в любом представлении.

Например, кружка — стеклянная, большая, полная, горячая и так далее. После этого, напишите слова, которые никаким образом не подходят к этому предмету. Загвоздка в том, что такие слова очень сложно подобрать в голове, так как в большей части мозг привык мыслить конструктивно.

Необычные названия

Задание на уникальные и необычные названия для совершенно обычных предметов.

Например, в парке растут в ряд совершенно одинаковые деревья. Нужно придумать каждому из них прозвище или название исходя из каких-либо отличий, но названия должны быть не относящиеся к деревьям.

Забавные фигуры

Для первого упражнения понадобится лист бумаги, карандаш и хорошее настроение. Вначале необходимо нарисовать пять обычных фигур. Это может быть круг, треугольник и даже куб.

После того, как все фигуры будут помещены на лист, нужно внимательно посмотреть на них и попытаться дорисовать детали. Так, куб может превратиться в робота с квадратной головой. А, например, круг легким касанием руки становится круглолицей и веснушчатой девочкой.

Читайте также:  Женщина Рак: характеристика знака зодиака

Строки песен

Данное упражнение больше направлено на вдохновение, чем на развитие креативности. А понадобится всего лишь любимая песня, ручка и лист бумаги. Сначала нужно выбрать одну или две строки из композиции. И используя их как начало, написать стихотворение.

Кляксы

Для данного задания понадобится лист бумаги и краски. Даже кисточки не нужны. Вместо них можно использовать пальцы. Окунаем руку в краску, закрываем глаза и ставим жирную кляксу на бумаге.

А теперь осматриваем получившийся рисунок. Что же можно дорисовать, чтобы клякса превратилась в животное? Возможно, хвост и уши сделают из нее кошку. Или с помощью дорисованных шипов клякса превратится в ежа. Фантазия человека способна творить чудеса, нужно только дать ей волю.

Рассказ

Что может лучше развить креативность, чем придуманный рассказ? При этом не обязательно уметь писать. Достаточно просто закрыть глаза, глубоко вздохнуть и расслабиться. Теперь можно придумывать сюжет.

Начнем с малого: с фэнтези. Про кого можно писать рассказ? Лучше, конечно, брать кого-то несуществующего. Например, главным героем можно сделать единорога. Или кикимору. Следует отказаться от вампиров, оборотней и прочих банальных персонажей. В идеале рекомендуется придумать своего героя, но в случае ступора можно обратиться к мифологии и сказкам.

Злодеи – герои

Это упражнение способен сделать каждый. Да и затрачивается на него в два раза меньше времени, чем на написание рассказа.

Суть упражнения проста: нужно придумать своего собственного героя и злодея, который будет ему мешать. Например, это может быть книга и жестокий степлер–убийца. Совершенно не обязательно придумывать адекватных героев. Чем ненормальнее персонажи, тем они оригинальнее.

Истории

Для этого упражнения понадобится фотография и богатая фантазия. Большего не нужно. Просто посмотрите на фотографию и придумайте альтернативную историю увиденного. Например, на картинке девушка моет голову шампунем. А может, на самом деле это вовсе не шампунь, а средство для увеличения скорости? А сама девушка убегает от оборотней? Все возможно.

С помощью этих простых упражнений можно провести креативный «штурм» мозга. Вначале, конечно, будет сложно, но с каждым днем будет становиться все легче и легче. И тогда можно будет переходить к более сложным и действенным упражнениям.

Как стать креативным?

Можно ли развить в себе такие качества? Наличие задатков тоже играет определенную роль, но это вовсе не обязательно. Чем раньше начнется процесс развития, тем лучше. Ведь в детстве каждый расположен к новому и впитывает все как губка. Психологами рекомендованы разные развивающие упражнения для детей:

1. Нарисовать «идейное» дерево, где каждая веточка будет решением проблемы. Чем больше линий, тем лучше.

2. Поиграть в критика, мечтателя и реалиста. Дети с учетом своей роли должны озвучить соответствующие видения ситуации.

3. Игра «от обратного». Рассказать, что нужно делать, чтобы не решить заданную проблему, а потом перевернуть схему действий наоборот.

Креативное мышление человека основывается на знаниях и впечатлениях. Если их мало, то и мыслить он будет узко, однобоко, стереотипно. Поэтому ему нужно постоянно расширять свои границы. Общаться с разными людьми, путешествовать, посещать культурные мероприятия, осваивать новые языки и науки. В процессе познания мира в голову обязательно будут приходить свежие идеи.

Необходимо постараться развить в себе особенности личности креативных людей, а именно:

Как стать креативным?

☑️ чувство юмора;

☑️ легкость на подъем;

☑️ наблюдательность;

☑️ умение критически оценивать любое чужое мнение и не бояться высказывать свое;

☑️ независимость от предрассудков и шаблонов;

☑️ проницательность;

☑️ готовность к риску.

Как стать креативным?

Креативный человек не боится экспериментировать и совмещать то, что на первый взгляд кажется несовместимым. Также он отличается от многих других тем, что не затягивает с реализацией своих идей. Как только решение пришло в голову, он тут же старается его применить. При этом часто попадает в самую точку.

Идет за интуицией и не позволяет разуму «поставить палки в колеса», как это бывает, когда человек долго думает, колеблется, взвешивает все «за» и «против». В итоге отступается от своей идеи, которая могла бы стать настоящим прорывом. Креативные люди «куют железо», пока оно горячо, считают, что лучше сделать и пожалеть. Этому можно и нужно учиться.

Еще один важный момент. Креативные люди уверены в своей необычности. Они даже мысли не допускают, что являются лишь частью серой массы. Именно эта уверенность в собственной нестандартности творит настоящие чудеса.

Упражнение на развитие креативности 4: случайная пара

Возьмите словарь, ткните пальцем наугад в любые два слова на разных страницах и придумайте короткий рассказ на тему, что объединяет эти два слова. Вот пример «случайных пар»:

АБАЖУР и СНЕГ

ОСЕНЬ и ПРИЧАЛ

ХОЛОДИЛЬНИК и КРОКОДИЛ

Такие простые упражнения и 10-15 минут в день тренировки для развития креативного мышления достаточны, чтобы развить свой внутренний потенциал. Креативьте, и в Вашей жизни станет больше позитива а «трудные ситуации» станут лёгкой жизненной задачкой.

Как работает это упражнение? Развитие креативности – мнение психолога

Может быть интересно

  • Развитие творческих способностей – 3 важных упражнения
  • Развитие логичности разговора — правильная речь
  • Руководство: как сделать карту желаний!
  • Упражнения для развития памяти: способность запоминать
  • Развитие личности — как развить творческие способности взрослому самостоятельно
  • 2 простых упражнения на развитие ума и креативности на каждый день
  • Учимся управлять временем эффективно
  • Творческий тренинг – развитие творческих способностей в группе

В чем состоит развитие креативного мышления?

Конечно, есть люди, обладающие таким талантом с детства. Как правило, они отличаются открытостью, инициативностью. Как минимум, такой человек —  незаурядная личность и творческая натура.

Все дети очень креативны — это подтверждают многие тесты. Но со временем вырабатывается стереотипность мышления, которая сводит способности нестандартного поведения на «нет». Поэтому главная задача для развития креативного мышленияуход от привычного поведения.

В английском языке есть знакомое многим выражение “thinking outside the box” (дословно — «мыслить за пределами коробки»), которое используют для определения нестандартного поведения. На русский язык его можно перевести так: способность мыслить вне рамок.

Помните известную истину из «Матрицы» о том, что ложки — нет? В сущности, нужно постараться понять, что и рамок, вне которых нужно мыслить, тоже не существует объективно.

Рамки коробки возникают тогда, когда вместо вольного веселья и гулянья по бескрайним полям психики человеческая мысль день за днем уныло бредёт узкой и давным-давно заросшей родными привычками тропинкой ума.

К примеру, если мы привыкли ходить домой одной и той же дорогой, можно однажды попробовать пойти другим путем, и каждый день потом находить новые варианты.

Полезно бывать в новых местах, изучать что-то, принципиально отличное от того, что нам уже было известно.

Для развития креативности отлично подходят перемены в рационе питания. Можно придумать новое меню или попробовать голодание (только без фанатизма и риска для здоровья, пожалуйста! 🙂

Другой способ развития креативного мышления — увлечение искусством. Например, игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев. От них поступают импульсы в головной мозг. Вот поэтому и было замечено, что музыканты очень сообразительны. Это в равной степени относится и к тем, кто умеет вышивать, вязать и пользоваться клавиатурой компьютера 🙂

Спортивные нагрузки, танцы, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию творческого воображения. Кстати, наши фантазии полезно периодически тренировать.

Рисуйте желаемые образы, играйте в ассоциации, визуализируйте свои мечты — это приносит не только удовольствие, но и пользу в виде исполнения желаний и развития креативного мышления!

Скоро мы рассмотрим комплекс специальных упражнений для развития креативности. Подпишитесь на свежие статьи блога, чтобы ничего вдруг не пропустить. Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу или сайт (социальные кнопки — чуть ниже).

Людмила Пономаренко

Продолжение → Упражнения для развития креативного мышления

Развиваем креативность. упражнений

Креативность — это творческие способности личности, позволяющие создавать и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.

Творческая составляющая присутствует в каждом человеке от рождения. Посмотрите, как раскованы дети в любой творческой деятельности. К сожалению, большинство из нас теряет свободу творчества под влиянием воспитания и социального окружения.

Прямо сейчас мы хотим предложить несколько практических упражнений, которые помогут сделать ваш ум более острым и гибким, а также развить вашу креативность и будут способствовать дальнейшему совершенствованию творческого мышления.

Упражнение №1: “Два случайных слова”

В качестве вводных слов к данному упражнению процитируем Стива Джобса: “Креативность – это просто создание связей между вещами.

Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем.

Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют”. 

Теперь возьмите в руки толстую книгу или толковый словарь. Раскройте на любой странице и, не глядя, ткните пальцем. Выпишите первое выбранное слово. Повторите действие еще раз и выберите второе слово.

Затем попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, анализируйте, сравнивайте, ищите взаимосвязи. Придумайте историю, которая связывала бы два эти понятия, пусть самую невероятную историю.

Упражнение №2: “Игра в ассоциации” 

Посмотрите вокруг себя. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Предположим, за диктофон, что лежит на столе. Теперь возьмите бумагу и ручку и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к выбранному вами предмету.

Читайте также:  9 ранних симптомов болезни Альцгеймера

Например, а нашем случае: диктофон…

    • стильный;
    • функциональный;
    • удобный;
    • легкий;
    • белый.

Получилось? Продолжим. Напишите еще 5 прилагательных, которые к выбранному вами предмету абсолютно не подходят. Сделать это будет несколько сложнее: диктофон…

    • изумрудный;
    • зимний;
    • жареный;
    • ситцевый;
    • сморщенный.
Развиваем креативность. упражнений

Вот, что пришло нам в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятии окружающего мира и отыщите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Упражнение №3: “Безумный архитектор”

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать, к примеру, свой загородный дом? Даже, если вы совсем не умеете рисовать и с ужасом вспоминаете школьные уроки черчения. Поверьте, здесь нет ничего страшного. Умения рисовать и чертить здесь не важны. Главное – сам процесс. Мы смогли вас убедить? Отлично, тогда начали.

Сначала запишите на листе бумаги 10 любых существительных. Апельсин, ваза, лужайка, вода, томат – все, что приходит в голову. Представьте, что эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом.

Например, “апельсин” – выкрасите стены загородного дома в оранжевый цвет, “вода” – пусть перед домом будет прудик с водопадом или небольшой фонтан, “томат” – это красные рыбки в пруду или занавески в горошек на окнах и т.д. Просто дайте волю своей фантазии, включите креативность. Рисуйте и представляя, как бы это могло выглядеть в реальной жизни.

Упражнение №4: “Час молчания”

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как следует из названия упражнения, данному заданию вы посвятите лишь один час, но при этом вам не следует отрываться от своих привычных дел и обычного распорядка дня.

В течение этого времени отвечайте людям только на общие вопросы, используя “да”, “нет” и “не знаю”. Ведите себя естественно, чтобы никто из окружающих не заподозрил ничего странного. Ни у кого не должно сложиться впечатления, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте, мы уверены, вам понравится.

Упражнение №5: “Тест на креативность”

Поверьте в себя и отбросьте прочь все сомнения. Возьмите лист бумаги формата А4 и нарисуйте вот такие крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки, например, вот так:

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберите наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Исходное задание может выглядеть по-другому, например, вот так:

Генерируйте мысли, не останавливайтесь на достигнутом. Чем больше вы будете тренировать свой мозг, развивать фантазию и креативную составляющую, тем больше интересных идей и решений к вам будет приходить.

Будьте креативны!На ум приходит фраза из фильма “99 франков”: “Креатив — не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату; это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора, так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм”.

«Мозговой штурм» и синектика

Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.

«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.

Курс «Развитие креативного мышления» от

Время на прохождение 16 академических часов
На какой уровень ориентирован С нуля
Подходит Дизайнерам, продакт-менеджерам, предпринимателям
Тип обучения Видеолекции + обратная связь от преподавателя
Стоимость 9 990 рублей
Узнать подробнее Больше информации

Образовательная программа состоит из следующих модулей:

Курс «Развитие креативного мышления» от

Преподаватель:

Копнин Андрей Александрович — преподаватель-практик, бизнес-тренер, педагог-психолог, разработал более 50 авторских тренингов, обучил свыше 2500 человек, работающих в отечественных и международных компаниях.

После окончания курса вы сможете:

  • легко находить выходы из сложных ситуаций;
  • применять новые подходы к решению стандартных задач;
  • управлять собственным процессом мышления;
  • эффективно пользоваться гибкостью ума;
  • находить интересные новые идеи;
  • применять техники для развития внимания и памяти.
Курс «Развитие креативного мышления» от

Мнение о курсе: Программа поможет развить нестандартные подходы к решению бизнес-задач. Это отличное конкурентное преимущества специалиста любой сферы. Студенты научатся генерировать классные идеи даже в самых жёстких временных рамках. Упражнения и специальные методики, которые применяются в ходе обучения делают прохождение курса интересным и увлекательным.