14 распространенных ошибок в воспитании, которые калечат психику детей

Все родители хотят хорошо воспитать своего ребенка, но что для вас означает слово «хорошо»? Как вы считаете, правильно ли вы воспитываете своих малышей? Большинство родителей допускает массу ошибок, отрицательно сказывающихся на психике их детей. Давайте разберемся, какие именно основные ошибки мы зачастую делаем, воспитывая своих любимых деток.

Воздействие стресса на развитие нервной системы ребенка

Сегодня точно известно, что психофизиологическое развитие и поведение ребенка первых трех лет жизни предопределено генетически. Это связано с интенсивным развитием головного мозга именно в этот период, где особо выделяется первый год жизни. Известно также, что поведение матери по отношению к ребенку этого возраста, тоже отражено в его генетической программе , и должно находиться в соответствии с развитием малыша. По этому признаку материнское поведение и поведение окружающих можно разделить на “ожидаемое” (т.е. предусмотренное генетически) и “парадоксальное” (несоответствующее генетической программе). Помешать процессу развития ребенка может стресс, который сегодня рассматривают как фактор, влияющий на реализацию генетической программы развивающегося организма. Для грудного ребенка стрессом будет являться любое несоответствие между генетически предусмотренной и реальной ситуацией. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к младенцу является стрессовым фактором. А теперь давайте рассмотрим воздействие стресса на развитие головного мозга и психики грудничка. Стрессовая реакция разворачивается на уровне нервной и эндокринной систем, выражаясь в чрезвычайно высоком содержании в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем и задерживают его. В этом отношении нервная система имеет особое значение. Головной мозг ребенка развивается до трех лет, а это означает, что переживаемые в этот период жизни стрессы приводят к отставанию, а в последующем к нарушению в его развитии. Согласно исследованиям проведенным и описанным Науменко Е.В. и другими авторами “даже относительно слабые воздействия, не вызывающие видимых морфологических повреждений, могут привести к длительным, а иногда и постоянным нарушениям” в развитии нервной и эндокринной систем. Последствием этих нарушений являются расстройства различных типов поведения, психоэмоциональные и психические расстройства. Другой исследователь Дернер Г. на основании экспериментальных и клинических наблюдений приходит к выводу, что гормоны стресса, действуя за несколько недель до рождения, во время родов и в течение первого года жизни, участвуют в формировании мозга. Аномальные уровни гормонов во время его развития могут играть роль вредоносных факторов, “способных вызвать физиологические и/или психологические нарушения его функций в последующей жизни”. По мнению автора, которое он высказал еще в 1978 году, “миллионы людей являются умственно, эмоционально и физически отсталыми или даже инвалидами и/или преждевременно умирают из-за расстройства здоровья или заболеваний, связанных с нарушением процесса развития”. Особое внимание исследователь обращал на ряд факторов, которые он относит к числу опасных в период развития мозга в раннем возрасте. Одними из них являются стресс, психосоциальная депревация и гипоксия или асфиксия. Таким образом, парадоксальное поведение родителей по отношению к детям первого года жизни, к которому, в частности, относятся искусственное вскармливание, динамическая гимнастика, плавание, проныривание, моржевание/обливание холодной водой и т.д., является стрессом и приводит к нарушениям в развитии его головного мозга и психики.

Мало общались со своими детьми

Жизнь так устроена, что всегда необходимо делать выбор. Карьера или семья, отдых или развитие, я или другие. Вот мы и попадаем на этот крючок, зацикливаясь на вещах, которые уводят нас от нашего счастья. Многие родители так стараются обеспечить детям лучшую жизнь, что все время проводят на заработках, упуская главное… Ту самую жизнь. Они не играют с детьми в снежки. Не читают им сказок. Не пекут вместе пряников. Они всегда заняты. Но время не щадит никого. То, что сейчас кажется мелочью, – не сходили в театр, пропустили поход – в будущем превращается в огромную проблему. Ведь дети быстро вырастают, а момент оказывается упущенным. Вы пропускаете все самое интересное и не можете этого вернуть. Как итог, ребенок становится незнакомцем, с которым вас ничего не связывает, кроме взаимных претензий и обид.

Мало общались со своими детьми

Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа»

Подобные фразы часто используются на конкурсах и соревнованиях. Взрослым кажется, что такими словами снижают риск возникновения психологической травмы в результате проигрыша. С другой стороны, принижение значения победы, которая достигается благодаря тому, что каждый участник постарался и приложил все силы, приводит к тому, что во взрослой жизни они будут сталкиваться с неудачами, не замечая за собой отсутствия стараний. Если «победила дружба», значит, люди должны не прилагать усилия, а быть дружелюбными, чтобы всем было хорошо. В реальном мире подобный подход не имеет своего положительного результата: если человек не стремится к победе, значит, проигрывает.

2. Поучение без реальных примеров

Если родители учат тому, чему сами не следуют, малыш повторяет то, что видит, а не то, что ему говорят. Ему не интересно, что взрослые делали в годы, когда были в его возрасте. Ему важно то, что он видит на живом примере своих родителей в настоящее время. Обучение происходит лишь на примере: мама и папа каждый день что-то делают и как-то себя ведут, а ребенок смотрит и копирует их характеры и поведение. Это самая распространенная ошибка родителей. Когда ребенок видит нездоровую атмосферу внутри семьи, неуважительное отношение друг к другу, то туже модель ребенок перенесет и в свою будущую семью, и это ему будет казаться нормальным.

Проблемы в семье

Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа»

3. Незаслуженная награда

Если родители покупают игрушку только потому, что «малыш хороший» либо одного ребенка желают поощрить за его заслуги, а второго – не обидеть, здесь возникают последствия. Ребенок вырастает неприспособленным к реалиям жизни. Он начинает думать, что имеет право требовать «вкусненькое» и «желаемое», не прилагая усилий. «Он же хороший»: почему мир не преподнесет ему подарков, которые он хочет получить? Человек ничего не делает, но многого хочет.

4. Ум – не взрослость

Следует понимать разницу между обладанием большим количеством знаний и навыками, которые помогают ежедневно справляться с повседневными задачами. Когда ребенок начнет входить во взрослую жизнь, где нужно коммуницировать, зарабатывать деньги, быть успешным в учебе и работе, иметь уважение в обществе, у него должен быть базис не только в виде знаний, но и в виде сноровки. Готовите ли вы его к взрослой жизни? Пусть он будет самым умным, образованным, начитанным. Но это не поможет, если он не умеет находить общий язык с людьми.

5. Признание своих ошибок родителями

Взрослые тоже ошибаются. Если они умнее деток, это еще не говорит о том, что они никогда не ошибаются. Родителям следует признавать свои ошибки. Дети скоро вырастут и сами увидят все промахи своих мам и пап. Лучше не терять доверия и авторитета.

Читайте также:  Нейроны головного мозга: что это такое, где находятся, функции

6. Сказочный мир

Переживая из-за того, что малыш будет плакать, страдать и горевать, родители стараются различными способами оградить его от всех бед – типичное заблуждение родителей в воспитании ребенка. Они во всем его контролируют, всегда советуют, стараются сделать так, чтобы он не сталкивался с неприятностями. Таким образом они оказывают малышу «медвежью услугу», поскольку, когда он вырастет, они не всегда смогут быть с ним рядом. Он будет страдать, сталкиваться с горем и несчастьями. Неприспособленность к реалиям жизни будет наносить ему эмоциональный и психологический вред. Он жил в сказке, а теперь попал в кошмар. Справится ли с этим взрослый человек, который привык, что его постоянно кто-то оберегает и защищает?

Лозунги: «Победила дружба», «Главное – участие, а не победа»

Делать все за ребенка7. Обучение несамостоятельности

Примерно с 3-х лет ребенок начинает говорить: «Я сам!». Это большая радость для родителей, которые желают, чтобы он побыстрее стал самостоятельным и не требующим их постоянной заботы. Однако здесь некоторые родители совершают ошибку: они не обладают большим терпением, чтобы подождать, когда ребенок сам оденется, или спокойствием, когда у малыша что-то не получается. Они не позволяют ему самому научиться выполнять работу, которая вначале выполняется медленно, неправильно, тяжело. Помогая или делая за ребенка его работу, они приучают к тому, что не нужно ничего делать. Нужно поплакать, сделать жалкий вид, подождать, и обязательно появится кто-то более сильный и умный, кто сделает за него всю работу. Насколько это эффективно в реальном мире?

Какие ошибки в воспитании детей совершали ваши родители, которые вы не хотели бы совершить в воспитании своего ребенка? Оставляйте отзывы и комментарии!

Как правильно вести себя родителям?

Если вы уже не знаете, что делать, силы и нервы покидаются вас, хочется физически наказать дитя, сделайте вдох, затем выдох, соберитесь, успокойте свои нервы и действуйте, согласно инструкции:

  • Спокойно объясняйте ребенку, почему «нужно», а почему «нельзя». Так малыш будет лучше понимать вас.
  • Не вздумайте менять правила. Нельзя сегодня, нельзя будет и завтра, послезавтра, то есть всегда. Предупредите бабушек, дедушек, чтобы тоже действовали согласно общим правилам. Вы не разрешаете много сладкого, бабушка не должна обкармливать его вкусняшками.
  • Не сюсюкайтесь. Даже до года не стоит сюсюкаться, нужно сразу объяснять малышу, что и как.

Если ребенок отказывается вас слушать, проявите мудрость. Чтобы быстрее собрал игрушки, устройте «Веселые соревнования» с поощрительным призом. Не хочет укладываться спать? Обязательно купайте его в ароматной ванночке, затем читайте сказку. У малыша начнет вырабатываться привычка, он потом сам будет приносить вам книжки.

Когда ваше чадо хорошо себя ведет, помогает, реагирует на ваши просьбы, хвалите его. Дети любят, когда родители ими гордятся.

Внимание! Для послушания нужен строгий режим дня, в котором будет сон и питание.

Иногда не стоит спешить отказывать в чем-то малышу. Захотел ребенок попрыгать по лужам, в чем проблема? Наденьте старенькую одежду, резиновые сапожки, если теплая погода – вперед. Вспоминайте свое детство.

Если видите, что ваше чадо слишком активное, направьте энергию в нужное русло. Хочет рисовать? Купите краски, альбомы, сядьте с ним вместе и творите. Нравится лепить? Не обязательно покупать вредный пластилин, приготовьте папе на ужин вкусные домашние вареники, пельмени.

Ошибки семейного воспитания

4. Мы даём чувству вины побеждать над хорошим поведением

Ребёнок не обязан испытывать к вам тёплые чувства каждую минуту. По мере взросления перед ним встаёт всё большее количество неприятностей, которые он должен преодолеть. Однако, проблемой может стать избалованность.

Читайте также:  8 признаков, что у вас не свидание, а обычная встреча

Учитесь отказывать своим детям и говорить им: "не сейчас". Тогда они будут бороться и отстаивать свои желания и потребности. Если в семье больше одного ребёнка, то родители в большинстве случаев полагают, что наградить одного и оставить в стороне другого – это несправедливо.

Но награждать всех и всегда – это в корне неверно. Производя такие действия, мы не показываем детям, что успех – это результат нашего собственного труда и поступков.

Подумайте дважды, если вы решаете вознаградить ребёнка поездкой в торговый центр. Если основа ваших отношений – это исключительно материальные стимулы, то дети никогда не почувствуют ни безусловной любви, ни внутренней мотивации.

5. Мы не рассказываем им об ошибках из своего прошлого

Рано или поздно приходить момент, когда подросток решает расправить крылья и набить свои шишки. Родители обязательно должны позволить ему это сделать. Однако, это совершенно не означает, что мы не должны помогать своему ребёнку сориентироваться в чем-то ему неизвестном.

Расскажите ребёнку о своих ошибках, которые вы совершали в его возрасте, но не скатывайтесь в нравоучения про алкоголь, наркотики и сигареты. Ребёнок должен быть готовым к встрече с проблемой, а также быть в состоянии ответить за последствия принятого им решения.

Поделитесь с ним своими чувствами и переживаниями во время встречи с чем-то подобным, расскажите, что вас направляло, а также какой урок вы из произошедшего усвоили.

Не бойтесь проявлять свои чувства

Некоторые считают, что чрезмерное проявление любви и нежности к сыну могут привести к слабохарактерности в будущем. Они воспитывают мальчиков по принципу «жизнь научит». Мать должна принимать участие в жизни ребенка, но ровно настолько, насколько он сам этого хочет. Нарушать границы детей нельзя. Это учит ребенка объяснять свою позицию, отстаивать интересы, говорить «нет».

«Долюбленные» мальчики вырастают и чувствуют себя уверенно в отношениях с женщинами. Те, кто не дополучил нежности, могут начать «мстить» (обзывать, неуважительно относиться к женщинам, грубить, эмоционально подавлять).

Ошибка Недостаток времени

Это большая ошибка и проблема, когда у родителей нет времени на своих детей. Понятно, что все крутятся на работе и у каждого есть свои обязанности, но это ведь не означает, что о ребенке с его потребностями надо забыть. Он, как и в младенчестве, нуждается во внимании и проведении вашего свободного времени совместно с вами.

Проводить его в школу, отправить в детский сад, накормив завтраком с утра, или сходить за покупками вместе – всего этого совершенно недостаточно. Научитесь выкраивать время на занятия или игры с ребенком, попробуйте посмотреть вместе мультики или погуляйте в парке.

Если не делать всего этого, ребенок будет ощущать себя забытым и потерянным и начнет искать утешение в другом месте. Не доводите ситуации до такой, когда чужой человек стал роднее вас.

Сравнение с другими детьми

Если ребенка постоянно сравнивать с кем-то, у него быстро разовьется комплекс неполноценности. Таким детям сложно что-либо начинать, они заранее программируют себя на неудачу, потому что не верят в собственные силы. У ребенка создается впечатление, что любовь родителей надо заслужить. В большой семье, где несколько детей, такой подход приводит к постоянным ссорам и ревности.

Психологи советуют сравнивать ребенка с самим собой. Такой подход вызывает у детей желание самосовершенствоваться.