Заикание у детей: причины, лечение, рекомендации

Взрослые люди довольно часто относятся к своему здоровью по принципу «не помру, так само пройдет», откладывают посещение врача и давят симптомы таблетками. Но когда речь идет о болезни детей, любой родитель начинает волноваться, особенно, когда диагноз не совсем понятный. Например – невроз. Что это такое и почему у детей все чаще выявляются подобные состояния?

| Заикание, Логоневроз, запинки в речи

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, ом или дыхательном отделе речевого аппарата. Заикание у детей характеризуется «застреванием» на отдельных звуках, их неоднократным, непроизвольным повторением, сопутствующими движениями, речевыми уловками, логофобией, вегетативными реакциями.

Нейрологопедические занятия по коррекции заикания в нашем центре могут строиться на основе различных авторских методик: Чевелевой, Власовой и Рау, Шкловского, Волковой, Мироновой и др.

Основными приемами логопедической работы при заикании являются дыхательно-ая гимнастика, релаксация напряженных артикуляционных мышц, речевые упражнения по ритмизации речи, нормализации ее темпа, выработке выразительной речевой интонации, логоритмические занятия.

Дети с заиканием, логоневрозом и даже запинками в речи должны быть обязательно обследованы нейропсихологом и логопедом.

Грамотная  коррекция заикания, которая приводит к устойчивым результатам обязательно должна включать  нейрокоррекционный комплекс мер (нейропсихологическую коррекцию, нейроакустические программы) и систему «правильных» логопедических занятий.

Заикание у детей – непреднамеренные остановки, запинки в устной речи, возникающие вследствие судорожного состояния речевой мускулатуры.

Нужно обязательно помнить, что кроме речевых судорог, заикание у детей сопровождается нарушением высшей нервной деятельности, которое в одних случаях может быть связано с невротической реакцией, в других – с органическим поражением ЦНС. Поэтому было бы неправильно рассматривать заикание у ребенка как чисто речевую проблему; изучение и коррекция заикания у детей невозможны без интеграции знаний из области неропсихологии и развития зон головного мозга.

Именно там лежит корень проблем с запинками в речи.

В зависимости от патогенетических механизмов, лежащих в основе  запинок, выделяют 2 формы заикания у детей: невротическую (логоневроз) и неврозоподобную. Невротическое заикание у детей является функциональным расстройством; неврозоподобное связано с органическим поражением нервной системы и мозга.

В самых крайних случаях из-за заикания речь и коммуникация становятся практически невозможными. Степень тяжести заикания может быть непостоянной у одного и того же ребенка в различных ситуациях.

В зависимости от характера течения выделяют следующие варианты заикания у детей:

  • волнообразный (заикание усиливается и ослабевает в различных ситуациях, но не исчезает);
  • постоянный (заикание имеет относительно стабильное течение)
  • рецидивирующий (заикание возникает вновь после периода речевого благополучия).
| Заикание, Логоневроз, запинки в речи

У детей, страдающих заиканием, часто выявляется энурез, ночные страхи, повышенная тревожность и ранимость. Поэтому игнорировать запинки и «запускать» эту проблему ОПАСНО.

Перинатальные повреждения головного мозга у детей могут быть связаны с токсикозами беременности, гемолитической болезнью плода, внутриутробной гипоксией и асфиксией в родах, родовыми травмами – и всё это в последствие может привести к заиканию и запинкам в речи.

Развитию заикания более подвержены дети физически ослабленные, с недостаточно развитым чувством ритма, общими моторными навыками, мимикой и артикуляцией.

Увеличение частоты случаев заикания напрямую связывается с внедрением в повседневную жизнь компьютерных игр, различных компьютерных технологий, обрушивающих огромный поток аудиовизуальной информации на неокрепшую нервную систему детей.

Следует помнить, что процессы созревания коры больших полушарий, оформление функциональной асимметрии деятельности головного мозга в основном завершаются к 5 годам жизни, поэтому воздействие любого чрезмерного по силе или длительности раздражителя может привести к нервному срыву и заиканию у детей.

К непосредственным причинам заикания у детей также относят одномоментные психические потрясения или длительные травматизации психики.

К возникновению заикания у детей может привести подражание заикающимся,  перегрузка сложным речевым материалом, переучивание леворукости. Специалисты указывают на связь заикания у детей с левшеством, другими речевыми нарушениями (дислалией, тахилалией, дизартрией, ринолалией). Вторичное заикание у детей может возникать на фоне моторной алалии.

В случае неврозоподобного заикания, возникающего на фоне органического поражения ЦНС в перинатальном или раннем периоде развития ребенка, расстройство развивается постепенно. Неврозоподобное заикание у детей появляется с момента начала речи или в возрасте 3-4 лет, т. е. в период становления фразовой речи.

У детей с неврозоподобным заиканием нарушена общая моторика: их движения неуклюжи, скованы, стереотипны.

Характерна вялая мимика, плохой почерк; часто возникают дисграфия, дислексия и дискалькулия.

Течение неврозоподобного заикания у детей относительно постоянно; ухудшения речи могут вызываться переутомлением, повышенной речевой нагрузкой, соматической ослабленностью.

Читайте также:  Старческая деменция — приговор?

Причины развития

Учеными – медиками установлено, что истерический невроз у детей – достаточно распространенное состояние, которое может возникнуть у абсолютно здорового малыша с крайне устойчивой психикой. Кроме того, заболевание имеет много разновидностей, но успокаивающим фактором становится утверждение врачей о том, что ИН у детей хорошо поддается полному излечению и профилактическому воздействию уже на самом раннем этапе развития.

Дети чаще всего сами страдают от своих истерик

Причины развития

По утверждениям врачей – психиатров, наиболее распространенная причина появления истерического невроза у детей – погрешности в воспитании со стороны взрослых. Причем основными факторами становятся как чрезмерное внимание к малышу, так и практически полное отсутствие такового.

Угнетение воли ребенка или повышенное внимание даже к незначительным его жизненным достижениям влияют на формирование психологического состояния малыша и одинаково провоцируют развитие невроза. Часто единственной правильной мерой предотвращения подобной ситуации становится создание достаточно спокойной и адекватной обстановки вокруг малыша, правильно подобранный режим дня и питания и положительные эмоции.

Логоневроз из-за невроза

Доброго дня, дорогие читатели! Когда у малыша проявляются проблемы с речью, родители показывают его врачу. Но порой, из-за волнения, бывает сложно понять сразу, о чём говорил специалист. Поэтому, добрая часть взрослых, придя домой, обращается за разъяснениями к интернету. Приходиться перерыть не один десяток статей, прежде, чем разберёшься. Я решила вам помочь!

И сегодня расскажу, чем отличаются невротическое заикание и неврозоподобное заикание. А так же опишу их особенности.

Виды заболевания

Виды напрямую зависят от причин возникновения болезни. Если вы изучали информацию или уже посетили врача, наверняка встречали такие термины:

  • Невротическая форма. Синоним этого понятия — логоневроз.
  • Неврозоподобное, или органическое заикание.

Это и есть виды, на которые специалисты дробят заболевание. Чтобы было понятнее я сначала расскажу их особенности. А потом подытожу сказанное, указав на основные отличия.

Невротическое заикание

По мнению специалистов у ребёнка в возрасте 4-6 лет происходит речевой всплеск. Словарный запас активно пополняется. Вот только мозг и речевой аппарат к этому не совсем готовы. Нет, они справятся с нагрузкой, только если крохе не помешает некое событие, способное вызвать стресс.

Мозг малыша и так перегружен поступающей информацией, а тут волнительное происшествие. Представляете, как может пострадать неокрепшая психика? На таком фоне легко разовьётся речевой невроз. Да, кроха начнёт заикаться. В основном, это происходит когда дитя нервничает. В спокойной обстановке невроз затихает. Кажется, что всё пришло в норму. Но это обманчиво.

В интернете, на форумах, можно встретить случаи, когда такой сбой проходит сам собой. Но, есть и иные ситуации. Когда логоневроз остаётся на всю жизнь. В реальности встречается много взрослых — невротиков, получивших проблему речевого развития именно из-за сильного стресса.

К сожалению, даже опытный специалист не в силах предсказать, как будет развиваться болезнь, если всё пустить на самотёк. Поэтому лучше покажите кроху хорошему врачу, чтобы избежать неприятностей.

Итак, мы выяснили, что причиной здесь служит сильный стресс. И получается, что выраженных невротических расстройств нету. Иная ситуация с неврозоподобным типом.

Неврозоподобное заикание

Читая информацию, меня заинтересовало, почему второе название этого вида — органическое заикание. Всё дело в причине. Смотрите, тут уже страдает головной мозг. Т.е. это физиологическая особенность.

Страдают тут детки, мать которых тяжело переносила беременность. Или роды были сложными. Среди знакомых я часто слышу, что доктора родившимся малышам ставят диагнозы: повышенные гипертонусы и гипоксию. Это когда организм (в частности мозг) не насыщается в полной мере кислородом. А это уже звоночек к речевым нарушениям в дальнейшем.

Наследственный фактор тоже берёт своё. Поэтому на чеку нужно быть тем родителям, в семьях которых есть близкие родственники со схожей проблемой. Мой совет, в этом случае наблюдайте, когда заговорил малышок. Как он это делает. Конечно, самостоятельно не всякий взрослый определит качество начинающейся речи. Тем более все детки сперва говорят невнятно. Но вот периодически посещать невролога просто необходимо.

У малышей, относящихся к этой группе, нарушена моторика, они нервные и возбуждённые. И нарушение у них носит постоянный характер. Т.е. если начал заикаться, то перерывов нет.

Это то, что касается особенностей. А теперь, чтобы было понятнее, давайте я определю отдельно отличия по каждому.

Читайте также:  Менингит симптомы и лечение у детей и взрослых

Отличия

Возможно, невооружённым взглядом не каждый родитель определит истинную картину. Но различия этих типов существенны:

  1. Причина происхождения. Неврозоподобное нарушение вызвано физиологическими причинами. А логоневроз стрессами.
  2. Периодические затухания. Речевой невроз затухает на время, когда дитя ничего не раздражает. А органическое на постоянной основе. Оно имеет свойство только усиливаться.
  3. Нарушение координации движения. Проявление органической формы чаще сопровождается нарушениями моторики. А невротические нет.

На первый взгляд может показаться, что логоневроз лечиться легче. Что там, попил успокоительных, исключил эмоциональные переживания и вылечился. Но не всё так просто. Порой у крох с гиперактивным и нервным поведением отмечается именно логоневроз. И наоборот.

Дорогие мои, зачастую наблюдение и тех и других деток осуществляют 3 специалиста: невролог, логопед и психолог. И методика порой пересекается. Так что нужно заниматься. Усиленно и кропотливо.

Использованные источники:

ВАС МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ :  Невроз нетрадиционная медицина  Срыв и невроз  Предрасположение к неврозу навязчивости  Симптомы невроза по ночам

Лечение логоневроза

Методы лечения логоневроза у детей делятся на несколько групп:

  • Логопедические. Задача логопеда – освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, устранить неправильности произношения и помочь сформировать четкую артикуляцию и плавную, выразительную речь. Вначале ребенок выполняет задания вместе с логопедом, затем упражняется самостоятельно. Закреплять полученные навыки малыш будет в устном разговоре с окружающими. Основываясь на своем опыте могу сказать, что тренинг речи и речевого аппарата очень действенная вещь, вы можете ознакомиться на страницах моего блога со многими историями успеха в борьбе с заиканием. Во всех этих историях красной нитью прослеживается  тренинг речевого аппарата, в большинстве случаях это школа актерского мастерства. Кстати нет ни единого случая (на сколько мне известно), чтоб помог врач, родители водили меня ко многим «специалистам» которые в основном назначали медикаментозное лечение логоневроза и могу вам с полной ответственностью сказать, что они ничего не могут и в 99% случаев просто накачивают ребенка транквилизаторами. Я ни в коем случае не отговариваю вас от посещения врача! Возможно это мне такие попадались!
Лечение логоневроза
  • Дыхательные. Традиционная медицина предлагает дыхательные упражнения, которые вкупе с релаксацией, позволяет сделать голос естественным и свободным. На занятиях человек учится дышать глубоко, тренирует диафрагму, чтобы при разговоре голосовые связки были подвижнее и тесно смыкались. Такое лечение логоневроза дает кое какие результаты, но помогает не всем.
  • Компьютерные программы  от логоневроза также могут быть эффективными методами лечения детского заикания. Суть этих программ заключается в синхронизации слуховых и речевых центров мозга. Заикающийся говорит в микрофон, а программа выдает его речь с задержкой в несколько секунд. Человек слушает свой голос и, повторяя, пытается подстроиться под него. В результате речь становится более плавной и непрерывной. Этот способ реально работает, но проблема в том, что не будешь же ты всегда ходить в наушниках и с микрофоном… Тут тоже срабатывает психологическая привязка, вы наверняка замечали, что когда не можете произнести слово и кто-то подсказывает, сразу за этим человеком вы легко произносите это слово(почти всегда).
  • Медикаментозное лечение логоневроза может включать прием противосудорожных препаратов, транквилизаторов. Курс лечения также может быть дополнен успокаивающими нервную систему травами (отвар пустырника, мелиссы, зверобоя и мн. др.). Но медикаменты дают лишь временный эффект, одно время родители давали мне транквилизаторы, но они отказались от них, т.к. я стал очень рассеянный, забывчивый, не внимательный. В общем это лишь способ заглушить логоневроз медикаментозно, могут возникнуть побочные последствия. После отказа от препаратов логоневроз вернулся.

Подробнее о лечении заикание читайте тут.

Если ребенок заикается: рекомендации родителям

Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. О сути и причинах данной проблемы можно прочесть в статье «Что такое заикание».

 Когда начинать коррекцию?

В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше».

Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми.

Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный  вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.

 С чего начать?

Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий. 

  • Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
  • Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает  постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.
Читайте также:  Сепсис

Кто и как лечит заикание?

Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.

Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог.

Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр.

Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.

При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года).

Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом.

Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.

Профилактика

Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

Важно соблюдать такие правила:

  1. Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
  2. Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
  3. Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
  4. В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
  5. При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
  6. При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).

Диагностика

Диагноз «заикание» ставится не сразу. Небольшие паузы между словами, редкое повторение слов и слогов не всегда являются показателем наличия расстройства. Незначительные нарушения речи могут свидетельствовать о сильном возбуждении, спешке или, наоборот, задумчивости.

Некоторые моменты речи (пение, удлиненные паузы между словами) могут быть отличительными чертами какой-либо расы или географического региона. Темперамент также может способствовать изменению характеристик речи.

Более того, недостаточно поставить диагноз «заикание», необходимо определить, к какому невротическому типу относится это расстройство речи, поскольку это будет определять правильность и эффективность выбранных методов лечения.

Диагностика

Специалист может назначить различные анализы (кровь и моча), а также инструментальную диагностику, которая может выявить органическое повреждение головного мозга на разных этапах. Инструментальные методы в этом случае включают МРТ (томографию) головного мозга и электроэнцефалограмму (ЭЭГ).

У всех взрослых много различий. Необходимо определить причину возникновения нарушения речи, чтобы понять, какие методы лечения будут наиболее эффективными.

Это дифференциальный диагноз с участием логопеда, психолога, невролога, психиатра на основе полной истории болезни, с использованием результатов инструментальных и лабораторных исследований могут привести к полной картине заболеваний, установить или опровергнуть наследственную предрасположенность к разработке плана эффективного контроля этой патологии.

Медикаментозная терапия

Терапия с помощью лекарственных средств имеет второстепенное значение в процессе лечения. Как правило, она проводится перед психотерапией. Назначаются:

  • общеукрепляющие, тонизирующие препараты (витамины группы В, С, препараты кальция);
  • ноотропы (пирацетам);
  • препараты для уменьшения количества жидкости в организме или отдельных органах (диуретики);
  • настойки из лекарственных трав (травы, оказывающие успокаивающее действие);
  • транквилизаторы — применяются только в случае чрезмерной активности, расторможенности (хлордиазепоксид);
  • физиотерапия (электрофорез, электросон);
  • возможно применение малых доз антидепрессантов (имипрапин).

Следует помнить, что только врач может назначить препараты, необходимые для лечения заболевания.