Школьный невроз: болезнь или каприз?

По симптомам проявления неврозов у детей, их можно подразделить на виды. В чем то они даже схожи со взрослыми неврозами. Давайте познакомимся с видами детских неврозов поближе.

Не болезнь, но проблема

Школьный невроз, как и все остальные неврозы, сегодня не считается самостоятельным заболеванием. У врачей нет даже такого диагноза — вместо него в международной классификации болезней есть лишь расплывчатое понятие «невротические расстройства, связанные со стрессом». Но, тем не менее, любой психолог скажет вам, что невроз сегодня — одна из самых распространенных проблем, и у детей школьного возраста он встречается особенно часто.

Татьяна Дунаева: «Школьный невроз — это психологическое и эмоциональное расстройство, возникающее как результат стресса и нарушения адаптации ребенка к школе. Чтобы было понятнее, можно сказать, что это неадекватная реакция ребенка на возникающие в школе повседневные ситуации и проблемы.

В основе невроза всегда лежит какой-то внутренний конфликт между особенностями личности и характера человека и окружающей его ситуацией.

Если разрешить этот конфликт нормальным способом не удается, развивается состояние невроза, который для детской психики становится своеобразной защитной реакцией.

Проявляться школьный невроз может очень разнообразно, это во многом зависит от особенностей личности ребенка. Но в любом случае все неврозы, даже длительные, являются обратимым состоянием, возникают у детей с невротическими особенностями личности, развиваются и усиливаются под действием какой-либо психотравмирующей ситуации».

Профилактика неврозов у детей

Состояние высшей нервной деятельности человека в значительной степени определяется влиянием внешней среды, социальными условиями, в которых находится человек. Большое значение в формировании высшей нервной деятельности человека имеет правильное воспитание с раннего детства.

«Тепличная обстановка» при воспитании может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется «жалким трусом», — отмечал И. П. Павлов. Вот почему в основе воспитания в детском и юношеском возрасте на первом плане должны стоять меры, которые развивают выдержку, стойкость в достижении цели, любовь к труду, желание самосовершенствования. Целесообразно сказать, что здесь нельзя недооценивать большое значение не только домашнего воспитания, но и воздействие педагогического коллектива, класса, дают многочисленные примеры для подражания.

В воспитании волевых качеств большая роль принадлежит физической культуре и спорту с их разнообразными видами и методами, среди которых всегда можно найти такие, которые могут быть интересны для молодого человека. Организованые соревнования способствуют развитию устойчивости, воли к победе, коллективных навыков. Воспитание в коллективе (в дошкольном учреждении, школе) прививает ребенку чувство товарищества, дружбы, общей цели. По статистическим данным, неврозами часто болеют дети, воспитывающиеся одиночками среди взрослых, которые делают их центром своего внимания, поэтому потакают всем их желаниям и требованиям.

Большое значение в формировании личности и высшей нервной деятельности ребенка, подростка и юноши имеет жизнь в семье и не только взаимоотношения ребенка с родителями, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, пьянство родителей, драки, деспотизм во взаимоотношения родителей могут вызывать срывы в нервной деятельности ребенка и предпосылки к развитию невротических состояний. Достаточно частой причиной невроза в детском возрасте является развод родителей, что приводит к сложной ситуации, в которой ребенок не может разобраться и не знает, на кого из родителей ему следует ориентироваться, особенно если она продолжает встречаться и с отцом, и с матерью.

Для укрепления процессов внутреннего торможения большое значение в детском возрасте имеет правильный режим распределения времени ребенка с соблюдением дневного отдыха, своевременного и достаточно продолжительного сна. Последнее особенно важно, поскольку во время сна нервные клетки отдыхают от дневных впечатлений и особенно от негативных эмоциональных нагрузок. Вышеперечисленные профилактические меры для предотвращения неврозов у детей и подростков в значительной мере имеют значение и для учителей. Здесь также существенное значение имеет правильное распределение труда и отдыха, нормальный рабочий день и сон не менее 8 часов в сутки, а также характер микроклимата в педагогическом коллективе, умение анализировать проблему, принятия продуктивных решений, отказ от признания своей точки зрения как единственно возможной, умение найти возможность компромисса.

Следовательно, предотвратить усталость возможно путем избежания стрессовых ситуаций, положительной установки на преодоление тех или иных нервных отклонений (нормализация семейных отношений, справедливое отношение учителя ко всем детям в классе и т.п.).

Наши статьи по теме:

  1. Профилактика гриппа у детей
  2. Заболевания нервной системы и их профилактика
  3. Перкуссия у детей. Виды перкусии. Перкусия легких и сердца
  4. Влияние подвижных игр на характер и поведение детей
  5. Головной мозг и спинной мозг у детей
Читайте также:  Каковы симптомы синдрома люмбалгии и как лечится это заболевание

Причины невроза

С точки зрения физиологических учений невроз представляет собой патологическое состояние организма, вызванное продолжительными сбоями в высшей нервной деятельности человека. Данное явление является следствием чрезмерной активности психики при избыточном количестве одновременно текущих нервных процессов, происходящих в коре больших полушарий головного мозга. В рамках физиологической теории невроз – результат перенапряжения нервной системы из-за длительного или краткосрочного воздействия раздражителей, чрезмерных для возможностей психики субъекта.

Ученые выдвигают и иные гипотезы, согласно которым причина невроза – сочетание двух факторов: наличия чрезмерного по силе раздражителя и специфические особенности личностного портрета человека. При этом значимость действующего раздражителя зависит в большей мере не от его интенсивности, спонтанности и существующей угрозы. Причина невроза – именно то, как человек воспринимает и интерпретирует этот стрессор. Как показывают исследования, отношение к переживаемой ситуации и, соответственно, возникновение аффективных эмоций зависит от индивидуальных особенностей личности, а именно: существующего у человека способа реагирования на любой сигнал опасности и скорость ответа на предъявленный стимул.

Немалую роль среди причин, способствующих зарождению невроза, имеет и реальное функциональное состояние организма. В высокой группе риска возникновения невротических расстройств – люди, которые ведут неправильный образ жизни, не соблюдают режим труда и отдыха, испытывают колоссальные умственные перегрузки и психически переутомляются. Развитие невроза также зависит от вида деятельности, которую проводит субъект и его отношения к выполняемым обязанностям. Среди причин невроза – реалии нашей бурной современности с обилием негативной информации и избыточными требованиями к «успешному» человеку.

Следует подчеркнуть, что невроз не является наследственным, генетически обусловленным расстройством. Его появление практически всегда связано с условиями, в каких рос и воспитывался субъект. Основной причиной невроза у детей выступает взросление в неблагополучной семье. Проживание с пьющими родственниками, частые скандалы между родителями, чрезмерно экспрессивное выражение чувств предками закладывает почву для формирования невротических реакций у ребенка.

Невроз может возникнуть не только из-за длительного переживания отрицательных чувств. Очень яркие и интенсивные положительные эмоции также могут стать причиной невроза. Поэтому воспитание по типу «кнут-пряник» часто приводит к невротическим расстройствам.

Также дети очень часто подражают манере поведения своих родителей. Если в семье принято с помощью истерик добиваться желаемого или доказывать свою правоту полным игнорированием своих домочадцев, то у малыша с неокрепшей психикой наверняка со временем появится астеническое состояние, депрессивные настроения или истерические повадки. В дальнейшем такая персона станет настоящим деспотом в семье или будет талантливым «истериком», дабы совершать недозволенные поступки и не быть наказанным. Поскольку привычка формируется у человека очень быстро, а для отказа от пагубной модели поведения у невротика просто не хватает внутреннего стержня, большинство детей, выросших в неблагополучной среде, имеет различные виды неврозов.

С точки зрения психоаналитических теорий невроз являет собой продукт, возникший из-за существования в глубинах психики человека неразрешенного конфликта. Такой психологический конфликт нередко возникает по причине отсутствия удовлетворения существующих базовых потребностей личности. Фундаментом для невроза является и существование реальной или вымышленной угрозы для будущего, которую персона интерпретирует как не разрешаемую проблему.

Среди иных причин невроза:

  • социальная изоляция человека;
  • противоречия между инстинктивными влечениями и нормами морали;
  • тотальный контроль со стороны окружающих;
  • чрезмерная потребность в признании и защите;
  • неудовлетворенная жажда власти и славы;
  • нереализованная потребность в личной свободе;
  • стремление выполнить все действия идеально;
  • трудоголизм и неумение качественно отдыхать;
  • отсутствие навыков грамотного реагирования на стресс.

Биологической причиной невроза выступает недостаточное производство определенных нейротрансмиттеров и сбой в функционировании нейромедиаторных систем. Такие дефекты делают человека чрезмерно восприимчивым к действию различных раздражителей, награждают эмоциональной лабильностью и лишают возможности функционального разрешения трудных ситуаций.

В числе причин, предрасполагающих к зарождению невроза, ученые называют острые вирусные и инфекционные заболевания, которые ухудшают общую сопротивляемость организма негативным факторам. Особое значение в развитии невротических расстройств отведено пагубным привычкам человека. Хронический алкоголизм, употребление психоактивных веществ в первую очередь «бьют» по нервной системе, награждая персону болезненными невротическими реакциями.

Причины

Совокупность ряда факторов обуславливает возникновение заболевания. Главная причина — это стресс в семье, ссоры между родителями, агрессивная обстановка в доме. Частые испуги — еще один провоцирующий фактор. Важно понимать, что здоровый маленький ребенок чувствителен сам по себе — его может испугать даже тон, которым разговаривает папа с мамой.

Наследственность, генетика, заболевания мамы, состояние плода в период беременности играют роль в формировании заболевания.

Читайте также:  Признаки эпилепсии у новорожденных детей

Подстрекающим фактором выступают и чрезмерные физические или интеллектуальные нагрузки, недостаток сна. Все вышеперечисленное требует особого внимания при поступлении малыша в детский сад, где нагрузки должны наращиваться постепенно.

Отсутствие педагогической подготовленности родителей, гиперопека или гипоопека, моральное давление на ребенка — все это становится причинами неврозов у детей дошкольного возраста.

Причины детских неврозов

Как и в любой болезни, когда у вас из ребенка получается невротик, то вы можете сразу понять, что на то были свои веские причины. Причиной детских неврозов может стать что угодно. Как правило, все они сводятся к следующим вариантам:

  • Стресс. Вышли с малышом в садик, школу – получили большую нагрузку, и вот вам на лицо стрессовое состояние. Если нагрузку не снизить и постоянный стресс не убрать, то это все выльется в ребенка невротика;
  • Переутомление. Этот вариант проявляется, когда мама решает заняться всесторонним развитием своего крохи и записывает на все курсы: подготовка к школе, занятия спортом, танцы, карате, курсы по шитью и обязательно английский язык! У малыша просто не становится свободного времени, постоянное физическое выматывание и огромные нагрузки на его крошечных плечах превращаются в хроническое переутомление;
  • Ссоры между родителями. Вы с мужем, когда ругаетесь или кричите друг на друга, а ребенок это слышит или даже видит – воспринимает он это, как огромный большой скандал-катастрофу. Так как такие ссоры возникают постоянно у вас в доме, то и нестабильность ситуации, и возможность в любой момент стать вовлеченным в семейный конфликт приводит к невротизму;
  • Недостаточное внимание или излишняя требовательность со стороны родителей. Либо вы попросту не обращаете внимание на своего ребенка, такое особенно замечают у родителей, которые слишком заняты работой или собой. А при этом вы еще и требуете у своего малыша постоянно что-то, к чему он еще не готов. Малыш в итоге понимает, что ничего сам сделать не может, а ваша невозможность или нежелание оказать ему помощь – убивает все хорошие начинания на корню;
  • Испуг. Пугать малыша опасно. У него появятся страшные сны, он будет бояться остаться один, будет все время смотреть на вас испуганными глазам – такой страх ему могут привить как дома родители с бабушками и дедушками, так и другие дети, которые со своими страхами борятся именно так – проговаривая их другим детям;
  • Психологическая травма. Травму может получить кто угодно. Весь вопрос в том, как с этим справится ваш малыш. Сможет ли он пережить ее сам, а когда вам нужно вклиниться в ситуацию. Например, его «заклевали» в школе, что он картавит. Поэтому он толком не может ответить даже на вопрос учителя. Не говоря уже о том, чтобы рассказать стихотворение. Детские травмы самые опасные, они будут провоцировать и настраивать человека против себя же всю жизнь;
  • Изменение в социальной жизни ребенка. Например, вы переехали и старые друзья остались где-то там, а новых пока нет. Школа, кружки, соседи – все новое. Нужно строить со всеми взаимоотношения, а прийти к кому-то, чтобы обсудить волнующие его вопросы – некуда. В таких случаях нужно постараться вместе с малышом пройти через все эти ситуации. Помочь адаптироваться и найти новых друзей.

При усугублении этих факторов невроз у ребенка с возрастом может прогрессировать. Так что нельзя с этим затягивать, помощь нужно оказать своевременно.

Причины развития

Учеными – медиками установлено, что истерический невроз у детей – достаточно распространенное состояние, которое может возникнуть у абсолютно здорового малыша с крайне устойчивой психикой. Кроме того, заболевание имеет много разновидностей, но успокаивающим фактором становится утверждение врачей о том, что ИН у детей хорошо поддается полному излечению и профилактическому воздействию уже на самом раннем этапе развития.

Дети чаще всего сами страдают от своих истерик

Причины развития

По утверждениям врачей – психиатров, наиболее распространенная причина появления истерического невроза у детей – погрешности в воспитании со стороны взрослых. Причем основными факторами становятся как чрезмерное внимание к малышу, так и практически полное отсутствие такового.

Угнетение воли ребенка или повышенное внимание даже к незначительным его жизненным достижениям влияют на формирование психологического состояния малыша и одинаково провоцируют развитие невроза. Часто единственной правильной мерой предотвращения подобной ситуации становится создание достаточно спокойной и адекватной обстановки вокруг малыша, правильно подобранный режим дня и питания и положительные эмоции.

Подростковый кризис

Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно  снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

Читайте также:  Протокол Бахнера для лечения болезни Лайма

Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

Подростковый кризис

Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми.  Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая  решения и выбирая компании.

Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

Подростковый кризис

Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

Невроз навязчивости у детей подразделяется на обсессии и компульсии.

Обсессивный невроз у детей проявляется в навязчивых мыслях. Ребенку свойственно бояться то, чего нету или было когда то. Это и есть навязчивые мысли, которые не оставляют дитя в покое.

Компульсии — это определенные повторяющиеся навязчивые движения, с целью избавиться от негативных эмоций. У каждого ребенка могут быть разные «сигналы» навязчивых движений. Например, вертеть головой в разные стороны, означает отрицательный ответ.

Невроз навязчивости у детей так же может быть следствием других видов невроза.

Постановка диагноза

Лечение невроза у детей должно начинаться с постановки точного диагноза. Ребенка должен осмотреть невролог, психолог и психотерапевт, которые помогут установить причину заболевания.

  • На первом этапе диагностики врач тщательно изучает психологическую обстановку в семье. Затем обследует родителей, пытается выявить ошибки поведения и воспитания.
  • На следующем этапе исследования проводится беседа с ребенком в виде игры. Врач наблюдает за малышом, предлагает ему рисовать, затем анализирует эти рисунки.
  • С помощью этих методов специалист определит наличие невроза, установит его тип и назначит лечение.

    Заключение

    В современной психиатрии невротические расстройства изучены не в полной мере: «В рассматриваемой проблеме остается еще много нераскрытых сторон, прежде всего в отношении взаимосвязи между неправильным воспитанием, как главным патогенным фактором, и личностными особенностями родителей, которые являются в отечественной психоневрологии «terra incognita»» [3].

    Однако в настоящее время науке доподлинно известно, что среди факторов возникновения неврозов ведущую роль играют особенности воспитания ребенка в семье: «если среда устойчива, если требова­ния к ребенку соразмерны его возможностям, не­противоречивы, адекватны возрасту, разумно моти­вированы, если он окружен теплом и заботой, является желанным, если обучение своевременно, ненавязчиво и способствует выявлению и развитию потенциальных возможностей, если систематически тренируются волевые качества, если в отношениях устанавливается устойчивый гармонический стере­отип, то можно с известной долей уверенности сказать, что ранней невротизации родители не при­внесут» [1].

    Однако, к сожалению, в современном обществе «психогенные факто­ры сыплются на ребенка чуть ли не с рождения, и при ослабленности его нервной системы или повторности травм часто развиваются психогенные состояния с широким, пестрым спектром симпто­матики» [1]. Именно поэтому в настоящее время продолжается рост распространенности неврозов среди детей и подростков.

    Можно предположить, что основной причиной создавшегося положения является психологическая безграмотность родителей, их неумение правильно воспитывать своих детей, непонимание последствий своих поступков и требований по отношению к детям. И, следовательно, наиболее действенным способом борьбы с неврозами детей и подростков может стать их профилактика путем психологического просвещения родителей.