Роль фонематического слуха в развитии речи ребенка

Нарушения слуха — снижение способности слухового анализатора обнаруживать звуки и воспринимать речь. Частичная потеря слуха называется тугоухостью, а полная неспособность обнаруживать и различать звуки — глухотой.

Особенности развития

Психическое развитие детей с тугоухостью отстает от сверстников. Для того чтобы справиться с таким нарушением необходимо правильно воздействовать на его личность и дать ему соответствующее образование.

Особенности развития

Обучение при нарушении слуха проходит в соответствующем специализированном месте. Там есть все условия для того, чтобы малыш мог полноценно развиваться, его личность будет формироваться, психические характеристики также будут восстановлены.

Логопедическая работа позволяет правильно сформировать речь, улучшить память. Дети учатся читать по губам своего преподавателя. Они могут воспринимать разную форму речевой деятельности.

Особенности развития

Воспитание и обучение детей с нарушением слуха – это долгий и трудоемкий процесс. Ключевую роль в этом играют наглядные предметы, делаются различные инсценировки и подобное этому.

Особенности психического развития малыша с нарушением слуха должны контролировать прежде всего сами родители. Важно заниматься с ребенком, проверять как он реагирует на звуки.

Особенности развития

Способы развития фонематического слуха

Приемы формирования фонематического слуха различны: практика восприятия на слух (умение опознать и различать фонемы на слух) и говорения; фонетический анализ и синтез (определять характеристики звуков: ударность-безударность гласного, твердость-мягкость, глухость-звонкость согласного, последовательность звуков) и прочее.

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

Работа ведется с учетом формирования фонематического слуха в онтогенезе, т. е. исходя из закономерной последовательности того, как фонематический слух формируется естественным путем. Также необходимо учитывать возраст и возможности ребенка. Работу необходимо начинать с менее сложных видов работы и затем стремиться к более сложным (приблизительно так и отражена последовательность работы в примерных заданиях для развития фонематического слуха).

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

Варианты заданий

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха
  1. Хлопни, если услышишь звук А (и другие гласные звуки, потом и согласные) среди других звуков, слогов, слов (А — ОУЫЭИАОИЫААЫУО; АМ, ОП, ЫП, ЭС, АВ…; ПО,ТА, СЫ, МА, ВЭ…; АВТОБУС, УШИ, ОБРУЧ…; МАК, НОС, ПУХ…; РУКА, ПИЛЫ, ОВОЩИ…).
  2. Вспомни слова, которые начинаются на А (О, У, И) (АИСТ, АЗБУКА, АРКА; ОБРУЧ, ОБЛАКО, ОВОЩ), первый гласный обязательно ударный.
  3. Вспомни слова, которые заканчиваются на М (и др.) или найди среди картинок.
  4. Обведи (или найди) картинки, названия которых начинаются с гласных красным цветом, а с согласных — синим (ИГОЛКА, МЯЧ, УТКА, ЗОНТ).
  5. Раскрась (или найди) гласные буквы красным цветом, а согласные — синим.
  6. Обведи (или найди) картинки, названия которых заканчиваются на гласный звук красным цветом, а на согласный — синим (ТОПОР, РУЧКА, ОКНО, ШАРФ, ЛУК).
  7. Найди картинку, которая начинается на заданный звук (звук произносит взрослый) (на гласный — ударный, затем на согласный) (О — ОБЛОКО, У — УХО; С — СЛОН, М — МУХА).
  8. Соедини между собой картинки, названия которых начинаются на один и тот же звук.
  9. Найди картинку, которая заканчивается на заданный звук (звук произносит взрослый) (сначала согласный, затем на гласный) (Н — ДИВАН; О — ПЕРО).
  10. Соедини между собой картинки, названия которых заканчиваются на один и тот же звук.
  11. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на первый звук.
  12. Какая картинка лишняя? Обрати внимание на последний звук.
  13. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую начинается слово (сначала гласная — ударная, затем согласная). 
  14. Напиши рядом с картинкой букву (или найди и поставь букву), на которую заканчивается слово (сначала согласная, затем гласная). 
  15. Раскрась (или найди) только те картинки, в названии которых есть звук С (КУБИК, БУСЫ, СНЕЖИНКА, ГРИБ, ЛИСТ); У (ЦВЕТОК, УТКА, КАПУСТА, ЧАШКА, ПАУТИНА) и другие гласные и согласные звуки.
  16. Где находится звук Р: в начале, в середине или в конце названий картинок? (соедини с нужной схемой или раскрась нужный квадрат в схеме) и другие и согласные звуки.
  17. Названия каких картинок начинаются на звук М (твердый), а каких на звук МЬ (мягкий)?
  18. Найди предметы, названия которых заканчиваются одинаково.
  19. В середине каких слов есть звук Ч (и другие). Придумай свое слово.
  20. Раскрась квадраты в схеме (или составь из фишек) соответствующие гласным звукам — красным, твердым согласным — синим, мягким согласным — зеленым (ЛЕС, КОТ, ОСА — восприятие на слух).
  21. Прочитай слова, раскрась квадраты в схемах в нужный цвет (или используй фишки).
  22. Прочитай слова (или на слух, находя нужную букву, или используя картинки) по первым звукам названий картинок. Запиши их (или используй буквы из кассы букв) (ЗАМОК, ОСЛИК, НОЖНИЦЫ, ТРУБОЧКА — ЗОНТ).
  23. Назови картинки. Сколько слогов в каждом слове (определи с помощью хлопков)? Напиши (скажи или найди цифру).
  24. Прочитай слова (напечатанные или выложенные из букв кассы), раздели на слоги — вертикальной чертой, хлопками (или отделяя слоги).
  25. Подбери схемы к словам (или к картинкам) в соответствии с количеством слогов.
  26. Соедини картинки, в названиях которых одинаковое количество слогов.
  27. Назови предметы, назови все звуки в слове по порядку (БУСЫ, МЫЛО, СЫР, ЛУНА, МАК).
  28. Определи какой звук в слове 2-ой, 4-ый, 1-ый… (ЧАСЫ, ЖУК, ЧАШКА, НОС, СТУЛ, ПИЛКА, БОЧКА).
  29. Помоги подобрать рифму (БИЛЕТ — омлет, жилет, вельвет; МОШКА — ложка, крошка, брошка, кошка).
  30. Определи, чем похожи слова (БЫЛ-БИЛ, ВЫЛ-ВИЛ, РАД-РЯД, МЫЛО-МИЛО, ДАРЫ-ДАРИ, САДЫ-САДИ, НОСЫ-НОСИ).
  31. Измени в названии картинок (слова) последний звук (СТОП — стол, СУК — суп, СОН — сок, СЫР — сын).
  32. Измени в названии картинок (слова) первый звук (МАК-рак, СУК-лук, СОН-тон, РОТ-кот).
  33. Отгадай какое слово хочу сказать (ПРИ…, КУ…, ЗО…, ЧЕ…, ЛО…).
  34. Подбери нужное слово (на слух или с картинками) (МИШКА — МИСКА, кот ест из…, в берлоге спит…; КАСКА-КАШКА, НАС-НАШ, МАШЕТ-МАЖЕТ, КРЫША-КРЫСА, КОЗА-КОСА). 
Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

На этом я завершаю статью, посвященную роли фонематического слуха в развитии речи ребенка. Надеюсь что статья была вам интересна и полезна.

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

С уважением, логопед Центра Семейной Помощи «Энергия Семьи»

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

Альхименко Ольга Викторовна.

Способы развития фонематического слуха
Способы развития фонематического слуха

Профилактика

Профилактика нарушения слуха в большинстве случаев способствует его сохранению. Основные профилактические мероприятия:

  1. Своевременное проведение всех профилактических прививок согласно Национальному календарю.
  2. Вакцинация лиц женского пола от краснухи до зачатия.
  3. Соблюдение гигиены ушей, своевременное удаление серных пробок.
  4. Исследование беременных женщин на сифилис, краснуху, хламидиоз и прочие инфекции.
  5. Контроль за применением ототоксичных препаратов и недопустимость их самостоятельного использования.
  6. Уменьшение воздействия шума на производстве с помощью средств индивидуальной защиты.
  7. Прекращение воздействия длительных сильных шумов в быту.
  8. Своевременная диагностика и адекватное лечение среднего отита и прочих заболеваний органов слуха.
  9. Грамотное лечение вирусных заболеваний.
  10. При необходимости использование берушей.
  11. Периодическое посещение ЛОР-врача.
  12. Соблюдение охранительного режима и щадящей диеты.
  13. Отказ от курения и употребления алкоголя.
  14. Профилактика стресса.
  15. Лечение авитаминозов.
Профилактика

Следует помнить, что уши — один из самых главных органов чувств, который надо беречь.

Читайте также:  Причины развития ишемии головного мозга у новорожденного

Особенности образовательного процесса

Дети с нарушениями слуховой функции имеют особые образовательные потребности. При любом нарушении самым главным является развитие устной речи и связанных с этим процессов логики, мышления.

Даже тотальная глухота (которая у детей, кстати, встречается не так уж часто) – вовсе не приговор. Их можно научить говорить и воспринимать речь других людей.

Остаточный слух, зрение, кожная чувствительность в этом помогут. Для них разработаны особые образовательные программы, упражнения, к которым ребенок будет приступать с использованием усиливающей звуки аппаратуры.

Они довольно легко обучаются искусству читать по губам, и для этого педагоги используют особую артикуляцию. При отсутствии какого-либо остаточного слуха педагог развивает тактильные и вибрационные ощущения малыша, которые отлично дополняют умение читать по губам. Есть специальные виды приборов, которые помогают преобразовать речь человека в вибрацию.

Глухие и слабослышащие дети много пишут. Жестовой речи и мимике тоже находится место в обучении. Обязательно учитываются особенности психического развития конкретного ребенка, уделяется внимание профилактике психических нарушений, которые могут развиться, если ребенок начнет чувствовать себя неполноценным.

В России есть специальные садики и школы для глухих и слабослышащих детей. Малышей в детские сады принимают с 3 лет, в ясли – с 2 лет. Для детей школьного возраста есть специальные классы коррекционных школ, где обучение продолжается по специально разработанным программам.

Родители должны помнить, что возможности для интеллектуального развития детей со слуховыми нарушениями не ограничены. И с нарушениями слуха есть возможность получить блестящее образование, стать отличным специалистом, достичь высоких результатов в искусстве, спорте, науках.

Читайте также:  Головная боль не проходит несколько дней

Замечено, что дети, которые с детства привыкли преодолевать что-то (в данном случае проблему слабого слуха) вырастают очень целеустремленными и успешными людьми.

Дети с легкими степенями тугоухости могут обучаться в обычных школах по общей, не коррекционной программе. Но и тут все довольно индивидуально – если ребенку не комфортно, над ним смеются, дефект заметен для окружающих, лучше перевести его в специализированный класс, где он получит возможность развиваться и обучаться без оглядки на окружающих.

Часто даже сам факт ношения слухового аппарата смущает здоровых сверстников. На ребенка в очках никто не реагирует так сочувственно и с таким вниманием, как на ребенка в слуховом аппарате. И принцип тут только один: если ребенок стесняется надевать слуховой аппарат перед ровесниками, ему нужно переводиться в ту среду, где ношение аппарата – дело привычное, которым никого не удивишь.