Когнитивные нарушения:разновидности и причины

Дата публикации 12.03.2013 03:42

Этиология

В медицине все причины таких нарушений делят на два вида:

  1. Функциональные. Не характерно прямое поражение головного мозга. Нарушения возникают при сильном переутомлении, после получения негативных эмоций и перенесения стрессовых состояний. Могут наблюдаться у людей разного возраста, но для людей это неопасно, потому что вскоре все проходит. В некоторых ситуациях необходим прием легких лекарственных препаратов.
  2. Органические. Органическое проявившееся когнитивное расстройство указывает на поражение головного мозга. Чаще от этого вида патологии страдают люди преклонного возраста. Если вовремя и правильно начать лечение, можно добиться улучшения.

Наиболее распространенные причины когнитивных нарушений:

  • болезни сосудов головного мозга (атеросклероз, инсульт, гипертония);
  • полученные травмы головного мозга;
  • сахарный диабет;
  • употребление наркотических средств;
  • почечная и печеночная недостаточность;
  • болезни Альцгеймера и Паркинсона;
  • новообразования головного мозга;
  • отравления;
  • диссоциативное расстройство;
  • рассеянный склероз.
Этиология

Причины когнитивных нарушений

Когнитивные нарушения у детей диагностируются очень часто. Причин таким нарушениям множество, например, у ребенка могут наблюдаться:

  • нехватка витаминов и минералов;
  • перенесенные тяжелые болезни;
  • травмы, полученные во время родов;
  • инфекционные заболевания в ходе внутриутробного развития;
  • кислородное голодание головного мозга.

В каждом случае причина появления заболевания индивидуальна.

Классификация

Существуют разные виды расстройства данной психической функции. В первую очередь это две большие группы, которые делятся на множество мелких: к нарушениям памяти относятся дисмнезии (количественные) и парамнезии (качественные).

Количественные нарушения памяти (дисмнезии)

Гипермнезия

Состояние, при котором патологически точно сохраняются до мельчайших подробностей воспоминания о многих событиях из прошлого. И всё бы хорошо, но они не имеют никакого значения для настоящего. При нормальном развитии обычно такое забывается. Почему это плохо? Во-первых, ненужные старые воспоминания забивают место в хранилище памяти и тем самым не дают закрепиться новым. Поэтому при гипермнезии текущая информация почти не фиксируется. Во-вторых, нарушается логическая последовательность событий.

Пример. После отдыха на море запоминаются не приятные моменты (пляж, яркая тропическая растительность, новые знакомства, вкусная еда и т. д.), а такие незначительные нюансы, как интерьер номера в отеле, одежда обслуживающего персонала, особенности перелёта и т. д. При различных патологиях гипермнезия приобретает форму парциальной, т. е. избирательной. В частности, олигофрены отлично запоминают последовательности цифр, причём делают это без всякой цели.

Гипомнезия (дырчатая, прорешливая, перфорированная память)

Состояние, при котором человек воспроизводит информацию из прошлого лишь частично. Как правило, он способен запомнить только то, что постоянно повторяется в его жизни и имеет лично для него важное значение. А вот исторические даты, новости, давние знакомства, термины, имена — всё это предаётся забвению.

Пример. Человек безошибочно воспроизводит многозначный код разблокировки телефона, т. к. делает это ежедневно и это для него важно. Но сказать, в каком году отменили крепостное право или как звали его первую учительницу, он не сможет.

Амнезия

Классификация

Состояние, характеризующееся невозможностью вспомнить определённый промежуток времени. В зависимости от того, насколько большой период выпадает, внутри этого нарушения различают ещё несколько подвидов:

  • ретроградная — забываются события до какого-то травмирующего фактора (сильнейшего стресса, черепно-мозговой травмы и т. д.), они могут охватывать минуты и года;
  • антероградная — отсутствуют воспоминания о том, что было сразу после травмирующего фактора;
  • конградная — выпадение происходящего во время затяжной болезни, сопровождавшейся нарушением сознания;
  • антероретроградная (полная, тотальная) — забывается всё, что связано с затяжной, тяжёлой болезнью и травмирующим фактором, а также события, происходящие до этого.
Читайте также:  Затяжная депрессия: признаки, лечение и последствия

В зависимости от того, какая именно функция оказывается нарушенной, данное расстройство делят ещё на несколько подвидов:

  • фиксационная — невозможность запоминать и воспроизводить информацию, приводит к дезориентации (человек не понимает, где находится, кто его окружает, как он должен себя вести);
  • анэкфория — невозможность осознанного, произвольного вспоминания без подсказки.

Классификация в зависимости от течения:

  • прогрессирующая — нарастающее расстройство, объяснённое законом Рибо (см. ниже);
  • стационарная — стойкая потеря памяти;
  • регрессирующая — постепенное восстановление забытых событий;
  • ретардированная (запаздывающая) — события восстанавливаются не в хронологическом порядке, какой-то период может надолго выпасть, а затем вспомниться спустя много лет.

Закон Рибо. Память у человека с прогрессирующим расстройством похожа на слоёный пирог, в котором нижний пласт — самые отдалённые во времени воспоминания (детство, например). При таком нарушении исчезают сначала верхние прослойки (т. е. того, что происходило совсем недавно), затем — последовательно забываются события по направлению от настоящего времени до прошлого.

В зависимости от объекта амнезия бывает:

  • аффектогенной (кататимной) — возникает вследствие психотравмирующей ситуации, после сильного потрясения, забываются все события, которые сопровождают нервный срыв;
  • истерическая — результат психопатического синдрома, забываются какие-то отдельные моменты;
  • скотомизация — осознанное забывание событий, которые причиняют боль, травмируют;
  • палимпсесты (алкогольная) — выпадение того, что происходило во время опьянения.

Статья по теме: Амнезия

Причины

Психические расстройства личности возникают по разным причинам – от генетических предрасположенностей и родовых травм до перенесенного насилия в разных жизненных ситуациях. Нередко болезнь возникает на фоне пренебрежения ребенка родителями, надругательства интимного характера или проживания малыша в семье алкоголиков. Научные изыскания показывают, что мужчины более подвержены патологии, чем женщины. Факторы риска,, провоцирующие болезнь:

  • склонность к суициду;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • депрессивные состояния;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения.

Когнитивное расстройство у детей

Развитие когнитивных функций в большинстве своем имеет зависимость от обеспеченности человеческого организма витаминами и другими полезными веществами.

Когнитивное расстройство у детей

Сегодня, к сожалению, довольно острой становится проблема гиповитаминоза у детей. Употребление рафинированных продовольственных товаров, продуктов долговременного хранения, товаров, которые подвергались длительной температурной обработке, ведет к невозможности восполнения необходимого количества незаменимых микронутриентов только при помощи рациона питания.

Согласно проведенным в последние годы исследованиям витаминно-минерального состояния организма детей можно сделать вывод, что нехватка аскорбиновой кислоты (витамин С) среди детского населения страны достигает практически 95%, приблизительно у 80% детей обнаружился дефицит тиамина (витамин В1), рибофлавина (витамин В2), пиридоксина (витамин В6), ниацина (витамин В4 или РР) и фолиевая кислота (витамин В9).

Когнитивное расстройство у детей

Познавательные функции являются сложнейшим и сегодня не до конца постигнутым явлением. Однако целый комплекс проведенных исследований оценки отдельных когнитивных процессов, например, таких как воспроизведение, память, четкость умственного восприятия, интенсивность мыслительных процессов, способности к концентрации внимания, обучение, разрешение проблем, мобилизация позволил проследить четкую взаимосвязь между когнитивными функциями детей и их обеспеченностью определенными микронутриентами.

Сегодня когнитивные нарушения являют собой одну из важнейших проблем психиатрии и неврологии. Такие патологии, к сожалению, наблюдаются приблизительно у 20% субъектов детского и подросткового возраста.

Когнитивное расстройство у детей

Распространенность нарушений речи и функций языка, которые включают расстройства письма и чтения, составляет от 5% до 20%. Нарушения аутистического спектра достигают практически 17%. Недостаток внимания в соединении с повышенной активностью наблюдается приблизительно у 7% индивидов детского и подросткового возраста.

Читайте также:  Вторичная эпилепсия. Особенности у взрослого и у ребёнка

Также широко распространены и расстройства психологического развития, эмоциональные нарушения, синдромы умственной отсталости и расстройства поведенческой сферы. Однако наиболее часто можно отметить возникновение расстройства развития навыков учебы, моторных процессов, смешанные специфические нарушения развития.

Когнитивное расстройство у детей

Когнитивные расстройства у детей наиболее часто встречаются вследствие перенесенных заболеваний, характеризующихся дисгенезией коры головного мозга, врожденными обменными расстройствами, поражающими нервную систему, дегенеративными заболеваниями, поражениями нервной системы в период формирования плода.

К поражениям нервной системы в перинатальном периоде относят: гипоксию мозга, травму, полученную в процессе родов, внутриутробную инфекцию. Поэтому по сей день важной проблемой остается диагностика начальных фаз расстройств когнитивных функций у детей. Ее ранние результаты способствовать более своевременному назначению соответственной терапии и предупреждению ранней инвалидизации детей.

Когнитивное расстройство у детей

Лечение

К сожалению, не существует никаких препаратов, которые были бы одобрены для лечения когнитивных симптомов шизофрении. Использование альтернативных психиатрических препаратов для лечения этих симптомов встречается довольно редко и считается «не по назначению». Для того чтобы устранить когнитивные симптомы, мало что можно сделать. Однако это не означает, что надежда потеряна. Есть еще несколько вариантов, которые можно использовать. [R]

Когнитивно-восстановительная терапия. Это поведенческое лечение, в котором используются практические упражнения и различные стратегии для улучшения познания людей с нарушениями. Данный вид терапии нацелен на: внимание, память, организацию, расстановку приоритетов и способность решать проблемы. Вся цель этой терапии заключается в том, чтобы помочь пациентам улучшить свое самочувствие, и они смогли выполнять базовые задачи.

Физические упражнения. Выполнение ежедневных физических упражнений улучшает познавательные способности пациентов с психическими заболеваниями.

Натуральные средства. Существуют различные природные средства от шизофрении. Многие из них доказали свою эффективность в снижении симптомов в сочетании с антипсихотическими препаратами.

Психосоциальное лечение. Это подразумевает добавление к жизни человека определенной формы социальной поддержки. Это могут быть друзья или члены семьи, которые помогают больному справляться с симптомами.

Органические поражения головного мозга

Более серьезной проблемой являются органические когнитивные нарушения, поскольку их причина кроется в повреждении участков головного мозга. Как правило, их причиной является преклонный возраст человека или заболевание. К основным причинам органических повреждений клеток головного мозга относят:

— возрастные изменения;

— недуги сердечно-сосудистой системы;

— наличие заболевания головного мозга или нарушение его кровоснабжения;

— физическая травма;

— токсические отравления организма (алкоголизм, табакокурение, всевозможные виды наркоманий);

— нарушения обмена веществ и работы внутренних систем

Тяжелая форма когнитивных нарушений

Эта форма патологии наблюдается у пациентов, входящих в старшую возрастную группу. Чаще всего развитие патологии вызывает прогресс болезни Альцгеймера. Данное заболевание характеризуется отмиранием определенных нейронов. Одним из первых признаков прогресса БА — частичная потеря памяти. У некоторых пациентов выпадают из памяти довольно важные жизненные события. На определенных этапах болезни проявляется неспособность ориентации в пространстве и правильном выражении собственных мыслей. Из-за трудностей в повседневной жизни, больной человек нуждается в тщательном уходе и заботе близких.

Когнитивные нарушения при сосудистых заболеваниях головного мозга достаточно распространенное явление. В этой ситуации страдает не сама память, а интеллектуальные способности больного. У больного появляются трудности с концентрацией внимания, замедляется ход мыслей и пропадает способность различать полученную информацию. Тяжелая форма когнитивных расстройств сопровождается значительным повышением тонуса мышц, что приводит к изменению походки. Наличие вышеперечисленных симптомов является своеобразным сигналом о необходимости лечения и прохождения нейропсихологического обследования.

Читайте также:  Как вылечить синдром карпального канала

Народные методы лечения

Эффективную помощь при психических расстройствах может оказать вспомогательное лечение народными средствами. Сюда относятся не только настои и отвары из трав, но также коррекция режима питания, физическая активность и ароматерапия. Стратегия лечения народными средствами:

При нервных и психических заболеваниях хорошо помогают травы, оказывающие успокаивающее действие. Настои с использованием душицы, валерьяны, герани, мелиссы, кипрея, мяты, тимьяна, хмеля успокаивают нервную систему, снимают головные боли и способствуют нормализации сна.

Проверенными народными средствами при депрессии и шизофрении являются чаи с шалфеем, гвоздикой, кардамоном, женьшенем – они хорошо снимают стрессовое состояние.

Успокоить нервную систему и снять напряжение можно с помощью расслабляющих массажей и ароматерапии. Хорошо подходят эфирные масла мелиссы, мяты, ванили, бергамота, мандарина, лаванды, кедра и др.

Похожие записи:

  1. Истерия: как она проявляется, и что следует знать? Истерия – это психическое расстройство, проявляющееся в виде разнообразных функциональных,…
  2. Фобии и стрессы у детей Фобии у детей и подростков – патологические, чрезмерно выраженные реакции страха,…
  3. Панические атаки у детей Панические атаки у детей – внезапные спровоцированные либо беспричинные приступы…
  4. Страх при глотании пищи Существует великое множество различных фобий человека. Начиная от страха хищных…

Профилактика и прогноз

Общий прогноз при когнитивных расстройствах нельзя составить. В каждом случае последствия носят индивидуальный характер. Но при условии своевременного обращения за помощью к специалисту и соблюдении всех врачебных предписаний удается приостановить развитие патологического процесса.

Важно отметить, что существует два типа когнитивных расстройств: обратимые и необратимые. Первая форма поддается коррекции, а вторая – нет.

Профилактика включает в себя мероприятия, направленные на снижение стресса и повышение умственной и физической активности человека. Во избежание возникновения подобных нарушений рекомендуется уже с молодого возраста регулярно выполнять интеллектуальные задачи.

Профилактика и прогноз

Помимо этого, в целях профилактики деменции следует своевременно проводить лечение сосудистых патологий, печеночных заболеваний, а также регулярно восполнять недостаток витаминов группы В.

При эффективном этиотропном лечении прогноз ЛКР у большинства пациентов благоприятный: процесс снижения познавательных способностей приостанавливается, возникшие нарушения редуцируются (при регредиентном течении основной патологии). Основная профилактика сводится к предупреждению сосудистых и атрофических процессов в головном мозге.

Комплекс провоцирующих факторов

Выделяют более 10 различных факторов, способных привести к когнитивным расстройствам функции мозга. Самой распространенной причиной развития подобных нарушений считается болезнь Альцгеймера. Эта патология сопровождается постепенным отмиранием нейронов головного мозга, вследствие чего подавляются его отдельные функции.

Первым и наиболее ярким признаком болезни Альцгеймера является снижение памяти. При этом двигательная активность и другие когнитивные функции долгое время остаются в пределах нормы.

Помимо болезни Альцгеймера снижение интеллектуальных возможностей человека наблюдается при следующих нейродегенеративных патологиях:

Довольно часто расстройства познания могут проявиться при сосудистых заболеваниях головного мозга. К их числу относятся:

Когнитивный дефицит может развиться и при следующих заболеваниях (хотя с гораздо меньшими рисками, чем в предыдущем случае):

  • печеночная и почечная недостаточность;
  • гипоксия;
  • гипогликемия;
  • гипотериоз;
  • тиреотоксикоз;
  • дефицит белков, витаминов группы В;
  • опухоль головного мозга.

Среди вероятных причин развития психоневрологических сбоев выделяют сильные отравления и длительный прием психотропных веществ. Также к деменции и умеренным нарушениям функций головного мозга могут привести травмы головы.