Классификация деменции — более 10 типов заболевания

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от проблем раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья .

Формы отклонений в нервно-психическом развитии

  1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.
  2. Задержка развития, представляющая собой различные варианты инфантилизма, нарушения навыков обучения, недостаточность высших корковых функций и т.д. В отличие от умственной отсталости, задержка развития характеризуется частичным отставанием в развитии и разной степенью его обратимости.
  3. Поврежденное умственное развитие подразумевает случаи, когда у ребенка заболеваниям (прежде всего центральной нервной системы) или травмам предшествовал период нормального развития.
  4. Дифицитарное развитие – это вариант психофизического развития в условиях глубоких зрительных, слуховых и суставно-мышечных аномалий.
  5. Искаженное развитие представляет собой комбинацию недоразвития, задержки и повреждения.
  6. Дисгармоническое развитие – нарушения в формировании личности. Свойственной такому типу дезонтогенеза могут быть различные формы психопатий.
Формы отклонений в нервно-психическом развитии

Симптоматика нервных заболеваний

Для каждой формы поражения неврологических структур имеются свои определенные клинические проявления – очаговая симптоматика. Тем не менее, отдельные признаки присутствуют в жалобах всех людей, которые обращаются за медицинской помощью к невропатологу.

Характерные общемозговые неврологические симптомы:

  • упорное головокружение и дезориентация – неуклонно нарастает, не ослабевает после хорошего отдыха;
  • болевые ощущения в различных частях головы, тела – иногда человек точно указывает, где у него болит, либо же не может описать локализацию патологического процесса;
  • тошнота, вплоть до частой рвоты, которая не приносит облегчения состояния;
  • снижение остроты зрения – вначале пелена или мушки перед глазами, затем выпадение определенных участков изображения, вплоть до слепоты;
  • ухудшение памяти – патологическая утрата воспоминаний;
  • нарушение сна.

Отдельные симптомы неврологических заболеваний позволяют поставить врачу правильный диагноз уже на первом консультировании – к примеру, при эпилепсии у больного возникают неконтролируемые судорожные припадки. Лечебные рекомендации к ним постоянно обновляются. Тогда как чаще в неврологии симптомы приходится дифференцировать – периферический паралич/парез, иные сбои иннервации, могут возникать при множестве болезней. Остается загадкой и такая патология, как мигрень – о ней известно уже сотни лет, но действенного лекарства так инее разработано.

Читайте также:  Cамовнушение человека — формы аутосуггестии

По степени интеллектуальных поражений

Степень слабоумия и особенности патологии используются при классификации заболевания по его симптоматике. В зависимости от вида органической деменции пациент может критически относиться к собственному состоянию и проявлять мыслительные процессы, либо интеллект полностью угасает, а больной считает себя здоровым. В медицине выделяют следующие виды деменции.

Луканарная

Сопровождается разрушением частей нервной системы, позволяющих вести интеллектуальную деятельность. Лакунарная деменция отличается нарушением кратковременной памяти — человек забывает собственное местонахождение, не может вспомнить планы или недавние разговоры.

Клиническая картина:

  • критичность к собственному состоянию сохраняется;
  • нарушения эмоций и волеизъявления малозаметны;
  • с дальнейшим развитием болезни эмоциональное состояние становится нестабильным;
  • повышенная слезливость.
По степени интеллектуальных поражений

Появление лакунарной деменции может означать наступление первой стадии болезни Альцгеймера или других патологий.

Парциальная

Для этого вида характерен динамический разлад психической активности — изменения настроения спонтанны, часто сопровождаются резкими движениями и другими признаками моторного возбуждения. Распространенная причина болезни — образование опухолей в лобной части мозга или эндокринная дисфункция, при которой поджелудочная и щитовидная железы, а также другие органы секреции не могут нормально функционировать.

Тотальное слабоумие

Указанный диагноз ставится при постепенном и стабильном распаде личности. Интеллект угасает, человек больше не может обучаться, теряется воля и способность проявлять эмоции. Чувство стыда, моральные и нравственные нормы теряют значение для личности. Становится результатом обширных патологий и дисфункции кровеносной системы в лобной части головного мозга.

При тотальном слабоумии наблюдается полное поражение памяти и интеллекта, критика отсутствует, психические процессы замедляются, а признаки индивидуальности личности стираются. Отсутствует логика, возможность доказывать свою точку зрения, находчивость, мышление теряет глубину и гибкость. Диагноз дает основание для лишения человека дееспособности через суд, далее человек теряет право на принятие юридически значимых решений. Все выполненные им действия в правовой и финансовой сфере, включая покупки в магазине, считаются недействительными.

Частичная деменция

Характерное состояние, при котором интеллектуальные функции утрачиваются лишь частично. Чаще всего болезнь характеризуется снижением сообразительности и ослаблением одного из видов памяти. Профессиональные навыки не изменяются, но эмоции становятся нестабильными. Человек часто ощущает растерянность при малейших сложностях. Обследование показывает наличие нескольких очагов поражения в коре мозга.

Детская деменция

Хотя чаще всего от данного заболевания страдают лица, достигшие старшего возраста, иногда оно проявляется у детей в результате задержки психологического развития или наличия врожденных патологий.

По степени интеллектуальных поражений

Психические нарушения также становятся результатом поражения разных отделов головного мозга. У детей диагностируют два вида деменции:

  • Прогрессирующая. Церебральная (мозговая) функция стабильно ослабевает, что становится следствием переданных от родителей заболеваний, разрушения сосудов, заболевания спинного мозга или из-за СПИДа.
  • Органическая. Возникновение обусловлено влиянием инфекций — энцефалита, менингита, а также в результате полученной травмы или токсического поражения организма.

Чаще всего задержка проявляется при достижении 2-3 лет, или вскоре после получения травмы либо поражения организма токсинами. Если причиной развития заболевания является генетическое наследование, симптомы наблюдаются в подростковый период.

Важно отличать деменцию от врожденной олигофрении. Недостаточная скорость развития психики, ставшая следствием черепно-мозговой травмы или избыточного употребления медикаментов, разрушает уже сформированные мыслительные функции. Олигофрения патология всей психической деятельности организма.

Своевременное выявление патологии позволяет бороться с ее проявлениями и предотвратить дальнейшее развитие симптомов. Точный диагноз может поставить только специалист. По результатам осмотра будет дана психологическая характеристика, описывающая особенности личности, психики, обнаруженные патологии и другие данные.

Приходько Василий Васильевич

Врач функциональной диагностики Невролог Эпилептолог

Читайте также:  Дисциркуляторная энцефалопатия 2 степени: сколько можно прожить?

Образование

  • Ординатура по специальности «Невролог», Уральская государственная медицинская академия (2007 г.)
  • Диплом по специальности «Лечебное дело», Челябинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (2009 г.)
  • Интернатура по специальности «Неврология», Уральская государственная медицинская академия (2010 г.)

Курсы повышения квалификации

  • «Функциональная диагностика», Челябинская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (2012 г.)
  • «Клиническая электроэнцефалография», Школа клинической электроэнцефалографии и нейрофизиологии им. (2012 г.)
  • «Вегетативные расстройства», Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (2016 г.)
  • «Общая электромиография» (2016 г.)

Член ассоциаций врачей

  • Член Общества специалистов по нервно-мышечным болезням.

Специализация

  • Диагностика и лечение пароксизмальных состояний, в том числе эпилепсии у детей и взрослых;
  • Диагностика и лечение неврологической патологии у детей;
  • Задержка моторного развития;
  • Расстройства психологического развития;
  • Расстройства речи;
  • Эмоциональные расстройства и расстройства поведения детского и подросткового возраста;
  • Тики;
  • Головные боли;
  • Соматоформные расстройства вегетативной нервной системы;
  • Расстройства сна;
  • Наследственные болезни нервной системы;
  • Диагностика и лечение неврологической патологии у взрослых;
  • Когнитивные нарушения;
  • Болевые синдромы;
  • Функциональные нарушения нервной системы;
  • Проведение нейрофизиологических обследований: ЭЭГ, ЭЭГ — видеомониторинг, поверхностная стимуляционная электромиография, игольчатая электромиография.

Прием ведёт:

Цветные кубики (восприятие цвета)

задание направлено на выявление сформированности зрительного восприятия цвета.

Оборудование. Цветные кубики (8 штук) основных цветов — 2 красных, 2 желтых, 2 зеленых, 2 синих.

Проведение обследования. Четыре кубика разного цвета ставят перед ребенком и просят показать такой, какой находится в руках педагога: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый, зеленый, синий». Затем взрослый просит ребенка по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик?» и т. д.

9 стр., 4393 слов

… и способы в соответствии с мотивами ребенка. Успех Практического действия учителя будет зависеть от того насколько … затрудняется аргументировать свою позицию. 0 баллов – студент не выполнил задание. Задание 2. Количество часов – 2 (максимальная оценка – 2 … напряжение 0 баллов – студент не выполнил задание. 8. Индивидуальные задания Подготовка рефератов на предложенные темы. Темы рефератов …

Обучение. Если ребенок не сличает цвета, то педагог обучает сличать сначала 2 цвета. В тех случаях, когда ребенок сличает цвета, но не выделяет по названию, педагог учит его выделять по названию два цвета, повторив при этом каждое 2−3 раза.

Показатели оценки действий ребенка: принятие задания, уровень восприятия цвета — сличает ли ребенок цвета, выделяет ли по слову название цвета, называет ли основные цвета, отношение к результату, результат.

Болезнь Альцгеймера

Заболевание пожилых людей. Характерный патологоанатомический признак – отмирание нервных клеток в коре головного мозга. Постепенно атрофируются извилины, расширяются желудочки. Лабораторные исследования не выявляют каких-либо значимых изменений.

Симптоматика имеет нарастающий характер.

1. На начальной стадии превалируют когнитивные расстройства:

  • нарушение памяти и внимания;
  • потеря ощущения времени;
  • изменения в характере (грубость, замкнутость, немотивированная ревность, подозрительность).

Все эти изменения не воспринимаются пациентом и его близкими как патология. Начальный период может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. На протяжении всего периода изменения становятся более значимыми.

2. Следующая стадия характеризуется усугублением клинической картины:

  • прогрессирует забывчивость (пациент забывает своих близких, названия привычных предметов);
  • сбивчивость речи;
  • сложность с восприятием письменной и устной информации;
  • инертность больного (реакции становятся шаблонными, появляется безразличность).

3. Развернутая форма болезни, при которой появившиеся симптомы достигают максимума:

  • пациент перестает понимать речь;
  • его собственная речь – это набор бессмысленных выкриков или бессвязных слов;
  • при восприятии картинок больной вычленяет только отдельные элементы;
  • полная дезориентация во времени и пространстве;
  • нередко пациент начинает вести себя как ребенок или подросток;
  • больной теряет способность ухаживать за собой, пользоваться элементарными бытовыми приборами;
  • возможны эпилептические припадки.

4. На последней стадии – глубокое общее слабоумие.

Основное лечение – симптоматическое плюс попытка замедлить дегенеративный процесс.