Как развить эмоциональный интеллект? Пошаговое руководство

Эмоциональная компетентность важна для людей любого возраста и рода занятий. Она позволяет лучше ориентироваться в жизненных ситуациях, определять родные ценности, добиваться поставленных целей. Эмоциональный интеллект имеет прямую связь с уровнем личной эффективности. Такой навык не даётся с рождением, он является результатом усердной работы над собой и своими привычками.

Список использованной литературы:

  1. Thorndike E. Intelligence and its use. / Thorndike E. L. // Harper’s Magazine. 1920. 140. 227-235.
  2. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта. / Пер. с англ. / В кн.: Психология мышления. М., 1968. С. 433-456.
  3. Люсин, Д.В., Современные представления об эмоциональном интеллекте Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В.
  4. Ушакова. М.: Институт психологии РАН,
  5. Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. М., 1965. С. 433-456.
  6. Андреева, И.Н. ЭИ: исследования феномена / Андреева И. Н. М.: 2006. 78-86 с. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения./ Бобнева М.И. // М.: Наука, 1978. – 311 с.
  7. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. / Пиаже Ж. // М.: Просвещение,1969, 658 с.
  8. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д.В. Ушаков// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. М., 2004. С. 11-29.
  9. Емельянов Ю.И. Активное социально-психологическое обучение / Емельянов Ю.И. // Л.: 1985. С. 24-28.
  10. Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / Южанинова А.Л. // Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. С. 63-67.
  11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. — М.: Альпина Бизнес Букс,
  12. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003, С. 291-300.
  13. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. // Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2008. 120 с.

Эмоциональный интеллект

Начинаем публикацию материалов психолога центра детского развития «Сократик» Алёны Прониной. Сегодня о том, что такое эмоциональный интеллект и как развивать его у ребёнка.

Что такое эмоциональный интеллект

«Эмоциональный интеллект. Почему это может быть важнее, чем IQ»

Из чего состоит эмоциональный интеллект

  • Осознание своих эмоций
  • Понимание того, как эмоции влияют на поведение, принимаемые решения и совершаемые поступки, понимание своих сильных и слабых сторон, уверенность в себе.

  • Управление эмоциями
  • Способность контролировать негативные эмоции, умение конструктивно их выражать. Это помогает справляться со стрессом, тревогами, злостью и другими негативными переживаниями.

  • Мотивация
  • Способность человека вдохновлять себя на достижение целей, а также умение контролировать негативные эмоции, которые могут увести в сторону от поставленной задачи.

  • Распознание эмоций окружающих
  • Умение выбирать адекватную линию поведения в соответствии с состоянием собеседника.

  • Развитие и поддержание качественных отношений
  • Успешная работа в команде, управление конфликтами и способность в принципе поддерживать крепкие профессиональные, дружеские, романтические и семейные отношения.

Как эмоциональный интеллект влияет на жизнь человека

Никто из нас не застрахован от трудных жизненных ситуаций и сопутствующих им вспышек отрицательных эмоций. Самое важное в такие моменты осознавать свои переживания и не давать выплескиваться этим отрицательным эмоциям.

Как развивать эмоциональный интеллект у детей

  1. Разговаривайте с ребёнком, читайте ему или вместе с ним книги. Пополняйте его словарный запас новыми словами, которые отображают суть эмоций. Ребёнок не всегда может понять, что он чувствует. Кроме того, ему часто просто не хватает слов, чтобы описать внутренние переживания.
  2. Учите ребёнка распознавать и понимать эмоции других людей. Можно распознавать эмоции по мимике, голосу, поведению. После того как ребёнок научится понимать чужие эмоции, он сможет сочувствовать, оказывать эмоциональную помощь и поддержку другим людям.
  3. Озвучивайте собственные эмоции. Когда мы проговариваем свои эмоции, детям легче понять, что мы чувствуем. Таким образом, они будут учиться распознавать чувства окружающих.
  4. Демонстрируйте принятие переживаний ребёнка. Все эмоции и чувства детей имеют право на существование. Важно проговаривать: «Да, я понимаю, что ты злишься, потому что поссорился с другом. Давай подумаем вместе, как можно исправить ситуацию».
  5. Искренне интересуйтесь эмоциональным состоянием ребёнка. Проявляйте заинтересованность к его настроению, чувствам. Детям важно чувствовать поддержку и заботу со стороны взрослых.

Мы живём в тесном контакте с социумом. Наше благополучие, удовлетворенность отношениями с другими людьми, успех на работе зависит от умения понимать то, что мы чувствуем, и выражать это конструктивным способом. Это не только является показателем высокого эмоционального интеллекта, но и обуславливает важность его развития у ребёнка.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Расскажу один случай.

Я читал книгу. Вдруг в комнату вошла моя сестра и включила какой-то сериал. Я не сдержался и сказал: «Выключи планшет или я его сломаю!»

Она только прибавила звук. Я вышел из себя и начал кричать. Мол, она мешает читать, пусть уходит в другую комнату.

Через пару минут к нам пришла мама. Выключила компьютер, отобрала у сестры планшет и забрала мою электронную книгу. В общем оставила нас без гаджетов.

Если бы я прочитал книгу Дэниела Гоулмана, то использовал бы его советы и усмирил бы свои эмоции.

Зачем развивать эмоциональный интеллект

Ушёл бы в другую комнату или договорился без криков.

Но тогда я ещё ничего не знал об эмоциональном интеллекте и сорвался. От этого стало хуже всем.

Если у тебя высокий EQ, ты:

  • легко справляешься со стрессом;
  • успешно борешься с вредными привычками;
  • можешь сдерживать гнев;
  • умеешь управлять людьми и работать в команде;
  • не ноешь по любому поводу;
  • сохраняешь спокойствие в трудных обстоятельствах;
  • пользуешься популярностью среди других людей.

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
  2. Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
  3. Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
  4. Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.

Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?

Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.

Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:

Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.

Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.

Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.

Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты

Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?

Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели, или модели социально-эмоционального интеллекта. Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана, которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих (компонентов):

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Примеры успеха в развитии эмоциональной компетентности

Об эмоциональном интеллекте говорят уже давно, но не во всех странах ему уделяют одинаковое внимание. На Западе его преподают в школах и институтах, как основу успеха в трудоустройстве и личной жизни. Программы MBA делают упор на управление эмоциями и лидерство.

Зарубежный пример

Компания American Express с выводом на рынок нового продукта «Страхование жизни» столкнулась с огромным сопротивлением. Негативное отношение наблюдалось и у клиентов, и сотрудников, ведь данная услуга наводила на мысли о смерти. Агрессивный стиль продаж не сработал, нужно было срочно предпринимать эффективные меры. Тогда в American Express всех сотрудников отправили на обучение по развитию эмоционального интеллекта. В результате продажи резко увеличились.

Отечественный пример

В России концепция не так популярна, но в последнее время к ней стали относиться с повышенным интересом. Всё больше и больше компаний целенаправленно способствуют развитию эмоционального интеллекта своих сотрудников. Хорошим примером являются компании «СИБУР», «Сбербанк». Этот навык имеет хороший отклик в производственной сфере, где результат внедрений виден практически сразу.

Многие люди обладают талантами, умом и сообразительностью, но это не делает их состоятельными. Они часто находятся в одном шаге (знании) от полноценного преуспевания. Возможно, для вас это недостаточный уровень эмоционального интеллекта?

Читайте также:  НСГ новорожденного: что это такое и какая норма УЗИ головного мозга