Гимнастика для мозга: упражнения для детей для дошкольного возраста

Гимнастика для мозга для маленьких детей — это простые упражнения, которые направлены на повышение навыка целостного развития мозга. Комплекс упражнений эффективно оптимизирует интеллектуальный процесс, а также повышает умственную работоспособность малыша. Детская тренировка мозга способствует улучшению мыслительной деятельности, синхронизации работы полушарий, восстановлению речевых функций.

Улучшение памяти у взрослых

Методики тренировки памяти для запоминания большого объема информации называются мнемотехникой. Она позволяет улучшить память очень быстро, буквально за 10 дней. Для этого требуется лишь уделять занятиям не менее получаса в день и тренироваться ежедневно.

Большинство методик основано на трех основных природных законах: повторение, ассоциация и эффект яркого переживания.

Начинать тренировки лучше всего с тренировки концентрации внимания. Это позволит подготовить мозг к восприятию дальнейшей информации. Самый простой тренинг по концентрации — движущаяся картинка.

Смотря на нее, необходимо сфокусировать взгляд так, чтобы картинка перестала двигаться. Удерживать взгляд нужно начиная с 5-10 секунд и доводя время до 15 минут. В это время ум должен быть свободен от мыслей, тело расслаблено.

Научившись должным образом концентрировать внимание, можно переходить к следующим этапам тренировки памяти. Здесь важно помнить о постепенности и дозированности упражнений. Не следует хвататься за все сразу и начинать делать все упражнения в одно время. Приступать к следующему заданию можно, лишь научившись хорошо выполнять предыдущее.

Несколько простых упражнений для тренировки памяти:

  1. 1. Зрительную память поможет развить запоминание лиц прохожих. Для этого, идя по улице, нужно постараться запомнить лицо всех, проходящих мимо, встречных. Придя домой, нужно присесть или прилечь в спокойной обстановке и постараться воспроизвести в памяти облик увиденных на прогулке людей.
  2. 2. Улучшить звуковое запоминание хорошо способствует заучивание вслух стихов или песен. Проделывать это лучше в одиночестве, чтобы не испытывать лишней неловкости.
  3. 3. Тренировать обонятельную память можно, нюхая различные виды духов (в парфюмерном магазине, к примеру) или других ароматических средств. Через некоторое время нужно попытаться вспомнить все запахи и соответствующие названия духов.
  4. 4. Еще один простой способ улучшения работы памяти — запоминать числа. Нужно постараться запомнить телефонные номера друзей и знакомых и затем воспроизвести их.

Последовательное выполнение всех упражнений позволит довести систему запоминания до автоматизма. Уже не нужно будет напрягаться и пытаться заучить нужные сведения. Запоминание будет происходить само по себе и даже по прошествии времени необходимая информация всплывет в сознании.

Правила гигиены мозга

Каждый, кто решил взяться за развитие памяти и внимания, безусловно, желает добиться наилучших результатов. Чтобы эффективно тренироваться, спортсмену нужны подходящие условия (площадка, инвентарь). То же самое касается и развития мышления – мозг нуждается в определенных условиях для плодотворной работы. Выполнение следующих правил гарантирует максимальный уровень запоминания.

  • Обеспечьте мозг кислородом.

Каждые сутки кровь в полном объеме циркулирует через мозг 400 раз и несет его клеткам жизненно необходимый кислород. Чтобы его хватало для интенсивной деятельности нашего суперкомпьютера, минимум 24 часа в неделю следует проводить на свежем воздухе. Если нет возможности совершать прогулки, помещение нужно регулярно проветривать.

  • Обеспечьте себе полноценный сон.

Возможно, Наполеон мог спать три часа в сутки, но сегодня среднестатистическому взрослому человеку желательно выделять для пребывания в царстве Морфея 7-8 часов ежесуточно.

  • Не курите.

Табак действительно дает краткосрочный эффект концентрация внимания. Но память курильщиков со временем ухудшается, и это факт.

  • Откажитесь от алкоголя.

Этиловый спирт сначала расширяет сосуды, а затем вызывает их сужение, потому мозг начинает страдать от недостатка кислорода. Всем известно, что в состоянии опьянения возникают так называемые провалы в памяти. Но речь не только о вечеринках, на которых текут пивные или винные реки – бокал вина за ужином существенно снижает запоминание.

  • Остерегайтесь некоторых медикаментов.

Временные проблемы с памятью могут вызывать успокоительные на базе диазепама, лоразепама, хлоразепама и прочие, а также некоторые болеутоляющие, противовоспалительные и лекарства от аллергии.

Методики

Взрослым важно, чтобы была правильно подобрана методика развития памяти. Если для детей есть конкретные программы (чаще всего игровые), то после школьной скамьи человек остаётся наедине со своими проблемами. Кто-то предпочитает их игнорировать: забыл про назначенную встречу — с кем не бывает! Кто-то не решается идти на приём к психотерапевту или нейробиологу: стыдно сознаваться, что никак не можешь запомнить собственный номер телефона. Другие пытаются идти по стопам детских воспоминаний и играют в онлайн-тренажёры для дошкольников и подростков, так как ничего более путного сами найти не умеют.

Читайте также:  Эктодермальный крестцово-копчиковый синус

Провальными оказываются все три ситуации. В итоге память будет неизменно ухудшаться и с каждым годом всё больше и больше. Поэтому всем взрослым нужно знать, какие методики по её развитию созданы для людей, которым уже за А их на самом деле не так уж и мало:

  • мнемотехника,
  • нейробика,
  • пальчиковая гимнастика,
  • речевые зарядки,
  • скорочтение,
  • онлайн-тренажёры,
  • тестовые и игровые задания,
  • обычные упражнения на развитие памяти,
  • мобильные приложения.

Помимо этих эффективных методик можно использовать чудо-средства народной медицины и инновационные технологии современной. БАДы, витаминные комплексы, таблетки, улучшающие работу мозга и укрепляющие познавательные психические процессы, вкупе с вышеперечисленными способами позволят запоминать и воспроизводить гигабайты полезной информации. Ну и, конечно, не забывайте, что всё это не будет иметь эффекта, если не нормализовать образ жизни и не следить за своим здоровьем.

Упражнения для развития памяти.

1. В мире животных.

Для подобной тренировки понадобится картинки с изображением рандомных животных. Нужно внимательно рассмотреть картинки в течение минуты, а после записать названия животных в алфавитном порядке.

2. Запоминание важных дат.

Запоминания незнакомых дат помогут развить память, а в дальнейшем упростить запоминание важных событий. Нужно в течение минуты запомнить даты и события, связанные с ними, а потом воспроизвести. Например:

  • Катерина и Максим поженились 24 февраля 1993 года
  • Светлана родилась 7 августа 1998 года
  • Руслан защитил курсовую работу 20 мая 2015 года
  • Мер города установил новый памятник 4 ноября 2004 года
  • Родители Елизаветы купили дом 28 декабря 1987 года
  • Польский художник Франциск Смуглевич родился 6 октября 1745 года

Подобной методикой можно пользоваться при запоминании имен и дат рождения известных личностей. Это поможет не только улучшить память, но расширить кругозор, узнать что-то новое.

  • Людвиг Ван Бетховен 1770
  • Сальвадор Дали 1904
  • Билл Гейтс 1955
  • Чарли Чаплин 1889
  • Леонардо да Винчи 1452

Для усложнения задания даты, имена можно перемешать, восстанавливая их по памяти.

3. Мастерство дешифровки.

Подобные упражнения для развития памяти у взрослых вызовут трудность, что уж говорить о детях. Задание будет по зубам не каждому, но постоянные тренировки обеспечат успех. Система заключается в запоминании букв и соответствующих символов. После запоминания нужно попробовать расшифровать слова по памяти.

4. Таблица для запоминания.

§ « # $ & @
А Б Г Е И К Л М Н О П Р С Т Ф

5. Зашифрованные слова.

« « &
« §
# $ «

6. Запоминание слов.

Такие упражнения на развитие памяти выступают не только в роли тренировки, но часто встречаются на проверках в школах или детсадах. Настроены они для наиболее возможного запоминания не связанных между собой слов и в дальнейшем их воспроизведения с памяти.

Например: друг, море, одежда, продукт, каждый, ночник, гриб, куртка, кокос, космос, авария, метеорит, замша, растительность, слон, влага.

7. Запоминание предметов.

Такие упражнения можно делать где угодно, в любое время. Для этого потребуется запомнить один или несколько предметов. Их нужно внимательно рассмотреть, сделав акцент на деталях. Потом попробовать по памяти воспроизвести в мельчайших подробностях. Например, это будет кружка. Задавая себе вопросы нужно точно описывать предмет: Какого она цвета? Размера? Что на ней изображено? Какой формы ручка? Есть ли сколы? Какая поверхность? Постепенно можно выбирать предметы с большим количеством элементов, тем самым усложняя тренировку.

8. Составление карты.

Такой прием крайне интересен и необычен. Для этого нужно выбрать новый для себя маршрут, например, от дома к работе. Пройти его пешком с запоминанием всех выдающихся предметов, вывесок, зданий. По приходу домой стоит нарисовать карту маршрута, отмечая на нем как можно больше деталей.

9. Тест Струпа.

Упражнения на память по методике американского психолога Джона Струпа направлены на концентрацию внимания и усиленную работу мозга. Тест построен на эффекте Струпа, который заключается в противоречии между прочитанной и увиденной информацией. Нужно называть цвета слов, не произнося сами слова. Чем быстрее и правильнее ответ, тем эффективнее работает метод.

Читайте также:  Глиоз головного мозга лечение гомеопатией

КРАСНЫЙ СИНИЙ ЖЕЛТЫЙ ЧЕРНЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ ЧЕРНЫЙ КРАСНЫЙ КОРИЧНЕВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ ЖЕЛТЫЙ СИНИЙ

Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг

Благодаря кинезиологическим тренировкам, в организме ребенка происходят положительные изменения, например, ребенок становится сильным, пластичным, выносливым, гибким. Нейрогимнастика для детей, комплекс упражнений которой направлен на борьбу с проблемами в развитии интеллекта, позволяет также выявить скрытые способности малыша.

Важно! Динамический процесс нужен в том варианте, если требуется улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

Детям необходимо делать растяжки в положении лежа, сидя, стоя. Ребенок сам выбирает интересных для него персонажей. Например, можно изобразить любое животное, цветок, птицу и прочее.

Упражнения, оказывающие положительное влияние на мозг

Классификация упражнений

Вот несколько упражнений, которые благоприятно влияют на мозг человека:

  • «Кнопки мозга»

Обратите внимание! Данная физкультура поможет положительно настроиться на выполнение определенных действий. Зарядка приводит в готовность вестибулярный аппарат.

Как упражнения по нейрогимнастике влияют на мозг

Для выполнения действия нужно одной рукой провести углубления между первым и вторым ребрами. Другую руку следует поднести на зону пупка. Подобное упражнение оптимизирует деятельность мозга.

  • «Крюки»

Такие движения помогут вовлечься в любой процесс и полноценно воспринять сведения. Влияние кинезиологической тренировки способствует активизации работы интеллекта. Действия нужно повторять примерно до 10 раз. Для начала можно попробовать до 5 раз.

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе

Физические действия можно выполнять стоя, сидя, лежа. Главное условие — скрестить лодыжки ног. Затем нужно вытянуть руки вперед, скрестив ладони друг к другу. Руки нужно держать на таком расстоянии, чтобы опустить локти к низу.

  • Упражнения для отдыха

Тот, кто занимается гимнастикой, должен регулярно отдыхать.

Обратите внимание! Детский организм — это хрупкий механизм, поэтому не стоит малышей подвергать тяжелым нагрузкам. Для релаксации подойдет музыка, танец. Зарядка выполняется медленно от трех до пяти раз.

Заключение

Дорогие читатели, всегда важно оставаться внимательным и собранным. Это пригодится не только на работе, но и в быту, на дороге и в общении с людьми. Порой мы начинаем внезапно испытывать с этим проблемы. Важно вовремя обратить на себя внимание. Понять свой организм и помочь ему.

Вас спасут интересные упражнения, которыми стоит увлекаться регулярно. И помогут дельные рекомендации.

Помните, наш светлый разум — наше спасение!

Не забывайте подписываться на наш блог, чтобы не пропускать интересных новостей.

Моя статья подошла к концу. Надеюсь, она была вам полезна. Нажимайте на кнопки социальных сетей, которые находятся ниже. И оставляйте свои вопросы в комментариях.

До скорой встречи! С вами была Юлия Кель.

Классификация упражнений

Нейрогимнастика включает 4 группы упражнений, которые представлены в таблице.

Название группы Суть Полезный результат
Пересекающие среднюю линию тела Направлены на одновременную работу двух рук, ног, глаз, то есть на интеграцию деятельности сразу двух полушарий. Улучшение координации движений, навыков чтения, письма. Получение дополнительной энергии. При постоянных занятиях человек развивает навык пространственного ориентирования.
Энергетические Направлены на обеспечение определенной скорости нервных процессов. Улучшают эмоции и саморегуляцию. Регулярные тренировки помогают улучшить мышление, способствует повышению скорости осознанного чтения, улучшают внимание.
Растягивающие Помогают избавиться от мышечного напряжения и расслабить сухожилия. Снимают стресс. Способствуют улучшению внимания, концентрации, полезны для письменной работы.
Повышающие позитивное отношение Направлены на стабилизацию нервных процессов. Позволяют в стрессовой ситуации сохранять спокойствие. Перед важными событиями (публичными выступлениями, контрольными) ребенок перестанет нервничать, его память и внимание будут активны.

Таковы основные группы упражнений для мозга. Часть из них вполне успешно может использоваться детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Упражнения для развития памяти у дошкольников

Тренировать мозг надо еще в самом маленьком возрасте. Когда ребенок собирает пирамидку из колец, повторив несколько раз возведение этой конструкции, он скоро запомнит, что сначала надо на штырь надевать самый большой бублик, потом поменьше, сверху самые маленькие. На верхушке устанавливается конус или звездочка.

Очень весело при этом изображать походку медведя, стукнуть себя по лбу и топнуть ногой в нужном месте. Эти несложные манипуляции к слуховой памяти добавляют зрительную и двигательную.

Сказки, с частыми повторениями: «Мышка за кошку, кошка за жучку, жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку», – развивают слуховую память и зрительную, если при этом рассматривать красочную книгу с картинками.

Составление картинки из пазлов развивает внимание к деталям и зрительную память. Ребенку постоянно приходится сравнивать кусочек рисунка с общим изображением.

Тесты на запоминание

Итак, перед вами список из 20-ти слов, не связанных между собой.

Чайник, Кресло, Пианино, Лодка, Мыло, Апельсин, Ковер, Буква, Машина, Ручей, Пробка, Оружие, Туфля, Брошка, Сумка, Крыло, Картина, Цветок, Миксер, Медаль.

Перечень слов нужно изучить в течение полутора минут, а затем постараться записать их по порядку. Далее, подсчитайте, сколько слов удалось правильно запомнить.

  • 18-20 слов – великолепный результат.
  • 17-15 – хороший показатель.
  • 14-10 – удовлетворительный результат.
  • Менее 10 – вы не используете все ресурсы памяти, но показатель можно улучшить.

В таком виде это задание считается проверкой визуального восприятия, но с его помощью также можно протестировать и слуховую память. Для этого нужно, чтобы слова кто-то произносил вслух.

Еще одну проверку зрительной памяти можно пройти с помощью картинки, расположенной ниже. Внимательно изучите ее в течение минуты, а после назовите предметы, изображенные на ней, в любом порядке.

  • Если вы назвали 18-20 предметов – у вас замечательная кратковременная зрительная память.
  • 17-15 баллов – похвальный результат, с помощью упражнений объем визуальной памяти можно расширить еще больше.
  • 14-11 баллов – неплохой показатель, но есть куда стремиться.
  • 10-5 баллов – средний результат, возможно, нужно было лучше сосредоточиться над поставленной задачей.
  • От 1 до 4 баллов – ваша сильная сторона – явно не зрительная память, придется ее усердно тренировать, ведь глазами мы воспринимаем очень много информации.

Что вредит внимательности?

Для любого человека нормой считается не обращать внимания и не запоминать ненужную информацию. Так наше сознание защищает нас от «сбоя системы». Если же невнимательность переходит в стадию рассеянности и нерадивости, то это может повлечь за собой неприятные последствия.

Главный враг сосредоточенности – лень и нежелание работать над собой

Другие факторы, рассеивающие внимание:

Разнообразные отвлекающие предметы, находящиеся на рабочем столе. Например, яркие маркеры, журналы, открытки, записки, мелкие канцелярские принадлежности. Если столешница завалена этой мелочью, то она вполне будет отвлекать от концентрации внимания. Наведенный порядок на столе и обустройство рабочего места создаст благоприятную почву для работы. Внешние раздражители – разговоры коллег, звуки с улицы и работающей техники, собственные переживания и т. д. Избавиться от этих факторов непросто, здесь потребуется не одна тренировка, цель которой – научиться сосредотачиваться на работе независимо от посторонних звуков. Простые приемы – чтение книги при включенном телевизоре или в вагоне метро, заучивание четверостиший или иностранных фраз в людном месте. Через несколько тренировок сосредоточенность будет намного выше, а вы приспособитесь работать в шумных условиях. Интернет. Открывая любую страницу браузера, на экран лезет настойчивая реклама. Во время рабочего процесса мигающие и всплывающие окна очень мешают. Простой способ устранить рекламу, чтобы она не отвлекала от работы – отключить ее в настройках браузера. Усталость. Сосредоточиться на каком-то действии в дневное время после хорошего сна гораздо легче, чем вечером, когда организм уже порядком устал и вымотался. Поэтому психологи советуют решать важные дела в первой половине дня, а после обеда делать небольшие перерывы. Недосып. Хроническая нехватка сна вызывает недостаток энергии, а это сказывается на работоспособности мозга. Соответственно концентрация внимания сводится к нулю. Врачи рекомендуют хорошо высыпаться, придерживаясь своей нормы сна. Здоровый сон полезен не только для повышения сосредоточенности, но и для функционирования всего организма

Если утром ожидается важное событие или необходимо что-то запомнить, лучше лечь спать пораньше. Согласно исследованиям, память работает и ночью, а утром «перезагруженный» мозг способен полноценно воспроизводить и записывать новую информацию.

Блокировка внимания возникает по разным причинам. Если это внешние факторы из нашего окружения, то их можно частично ликвидировать, к некоторым из них приходится приспосабливаться.

Наши внутренние факторы – это плохое самочувствие и недомогание. Полноценный сон и процесс выздоровления быстро восстановят нашу внимательность. Не стоит исключать и внутреннее настроение, поведение, личные качества. В этом случае только самодисциплина, работа над собой, гармония внутреннего состояния поможет повысить самооценку и стать внимательным.