Дизартрия у детей — что за болезнь и как ее лечить

Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.

Симптомы

Дизартрия (в логопедии это, прежде всего, нацеленность на улучшение речи) имеет ряд признаков, которые различаются в зависимости от первопричины и типа расстройства:

  • Невнятная речь.
  • Медленная речь.
  • Неспособность повышать голос или говорить громче шепота.
  • Быстрая, труднопонимаемая речь.
  • Носовой, скрипучий или напряженный голос.
  • Неравномерный или ненормальный ритм речи.
  • Неравномерный объем речи.
  • Монотонная речь.
  • Тугоподвижность языка и лицевых мышц.
Симптомы

Риск развития дизартрии повышается при наличии симптомов:

  • высокой вероятности развития инсульта;
  • дегенеративного заболевания головного мозга;
  • нервно-мышечного расстройства;
  • злоупотребления алкоголем или наркотиками.

Признаки дизартрии

Характеристика патологии заключается не только в выявлении причины и места поражения речевого аппарата, но и в определении степени тяжести болезни. Специалисты выделяют 4 формы заболевания, отличающихся по выраженности нарушений речи у ребенка.

Стертая дизартрия (I степень)

При этой форме заболевания дети не слишком отличаются от своих сверстников. Заболевание, как правило, выявляется в возрасте 4-5 лет. Симптомы патологии не слишком специфичны и могут маскироваться под другие схожие болезни нервной системы. При стертом варианте дизартрии родители замечают смешение, искажение или замену одних звуков другими. Очень часто малыши не могут выговорить свистящие и шипящие звуки. Многие дети испытывают определенные сложности в произнесении длинных слов, опуская часть звуков.

Стертая форма дизартрии очень похожа на дислалию, и даже опытным специалистам не всегда удается с первого приема выставить верный диагноз. Дислалия у детей характеризуется появлением различных дефектов речи при полной сохранности речевого аппарата. В противовес этому при дизартрии нарушена иннервация мышц, отвечающих за формирование речи у ребенка. Дислалия чаще обнаруживается у детей 6-7 лет и школьников, тогда как стертую дизартрию определяют несколько раньше.

Совет

Обнаружили у ребенка дефекты речи? Обратитесь к врачу!

Стертая дизартрия сопровождается и другими симптомами. У многих детей отмечается снижение интонационной окраски речи. Нередко голос приобретает характерный носовой оттенок. Большинство детей со стертой формой заболевания не способны имитировать различные звуки (например, подражать мяуканью кошки или мычанию коровы). Характерна монотонность голоса при рассказывании стихов или пересказе текста.

Стертая форма дизартрии является самым легким вариантом течения болезни.

II степень дизартрии характеризуется довольно понятной речью с выраженными дефектами произношения. Понять ребенка можно, однако для этого приходится прилагать определенные усилия. Лечение дизартрии наиболее эффективно именно на первой и второй стадиях заболевания.

Полезно: Если глазик плачет, или Почему слезится один глаз у ребенка?

В III стадии болезни речь малыша становится понятной только его родителям и некоторым близким людям. Посторонним разобрать слова ребенка бывает достаточно сложно.

В IV стадии речь малыша непонятна даже родителям или же вовсе отсутствует.

Синдром дизартрии у детей и взрослых

Проявления заболевания у детей и взрослых отличаются. Так, во взрослом возрасте оно не сопровождается сопутствующим распадом системы речи – нарушением письма, чтения, слухового восприятия.

При появлении болезни у детей она нередко приводит к нарушениям, связанным с воспроизведением слов. В итоге отмечаются проблемы с письмом и чтением, иногда присутствует недоразвитие речи.

Синдром дизартрии у детей и взрослых

Можно обнаружить нечеткость звуков, речь не имеет необходимой плавности, меняется дыхание. Помимо этого, расстраивается темп – он то замедляется, то ускоряется.

Читайте также:  Как избавиться от мигрени и лечение мигрени в домашних условиях

Возможные осложнения

Дизартрия на начальной стадии опасна для нормального психологического развития ребенка. Недостаточная внятность речи будет препятствовать нормальному общению, а также может вызывать насмешки от других детей. В этом случае социальная адаптация малыша будет проходить проблематично.

Возможное осложнение тяжелой стадии дизартрии , анартрия. Патология возникает в результате глубокого нарушения работы мышечных групп. Лицо ребенка будет напоминать маску, нижняя челюсть немного провисает и движения губ ограничены. Речь полностью отсутствует. Иногда могут присутствовать нечленороздельные звуки.

Для проведения диагностики необходимо обратиться к детскому неврологу и логопеду. Методы неврологического обследования зависят от тяжести поражений. Чаще всего назначаются следующие диагностические процедуры:

  • МРТ головного мозга,
  • электрофизиологические исследование,
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Параллельно проводится логопедическое обследование. Его цель , оценка речевых и неречевых нарушений. Врач изучает строение артикуляционного аппарата, состояние мимической и речевой мускулатуры. Диагностика устной речи предполагает определение звукопроизношения, разборчивость речи, темпа и ритма. Проводится также и диагностика письменной речи. Ребенку дается текст для списывания и письмо под диктовку. На основе полученных результатов врач ставит диагноз и назначает соответствующее лечение.

Дизартрия у детей – что это? Стертая, псевдобульбарная, бульбарная, корковая дизартрия

Псевдобульбарная дизартрия – это расстройство речи, связанное с нарушение иннервации артикуляционных мышц. Возникает из-за поражения кортико-бульбарных проводящих трактов.

При появлении патологии у человека наблюдается замедление речевой функции, нечленораздельность слов, малоподвижность лицевых мышц. Может измениться тембр и громкость голоса.

При возникновении первых симптомов понадобится обратиться к врачу для прохождения диагностики. По результатам обследований врач назначит правильное лечение, благодаря которому появится шанс улучшить самочувствие.

Главные характеристики бульбарной дизартрии

При бульбарной дизартрии поражаются периферические двигательные нейроны, которые располагаются в специальном отделе головного мозга (продолговатом). Импульсы не поступают в мозг, что приводит в бульбарному параличу и значительным изменениям речи. У больного ребенка, первым делом, повреждаются нервные окончания, которые расположены под языком и в области глотки.

  ТОП 10 упражнений для развития словесно логического мышления

Главная характеристика бульбарной дизартрии – это отсутствие связи между мышцами артикуляционного аппарата и центральной нервной системой. Губы и язык пациента не могут двигаться правильно, поэтому у человека не получается произносить звуки речи. Лицевая мускулатура становится малоподвижной, а во рту скапливается очень много слюны.

Классификация

Классификация патологии предполагает разделение на формы с учетом уровня психофизического развития пациента. В соответствии с указанными критериями выделяют дизартрию у детей с нормальным психофизическим развитием или с отклонениями в работе органов и систем. В числе распространенных состояний и заболеваний, провоцирующих речевую дисфункцию:

  • ДЦП (детский паралич церебрального генеза).
  • Умственная отсталость, нарушение интеллекта.
  • Гидроцефальный синдром.
  • Задержка развития психики.
  • ММД (мозговая дисфункция с минимальными проявлениями).

Дизартрия – это диагноз, который отражает нарушение иннервации мускулатуры, участвующей в образовании звуков, что обуславливает различные речевые дефекты. Виды дизартрии с учетом этиологических факторов:

  1. Бульбарная. Характеризуется поражением стволов черепных нервов, ядра которых располагаются в продолговатом мозге (IX-языкоглоточный, X-блуждающий, XII-подъязычный), нередко в патологический процесс вовлекаются нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  2. Псевдобульбарная. Развивается в результате повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – IX-языкоглоточного, X-блуждающего, XII-подъязычного. В редких случаях повреждения затрагивают нервы – V-тройничный и VII-лицевой.
  3. Мозжечковая. Развивается из-за поражений мозжечка и путей передачи мозжечковых импульсов.
  4. Подкорковая. Характеризуется поражением отделов паллидарной (черное вещество, бледный шар, красное и субталаическое ядра) или стриарной (скорлупа, хвостатое ядро) системы.
  5. Корковая. Развивается на фоне повреждения корково-ядерных путей, отходящих от черепных нервов – VII-лицевого, XII-подъязычного.

С учетом, какая форма дизартрии развивается, бывают разные проявления патологии. При разных формах различаются характер и степень выраженности речевых дефектов. Дизартричная речь – это нарушения в образовании звуков, тональности, силы голоса, которые нередко поддаются медицинской коррекции.

Читайте также:  Головная боль после ботокса: норма или патология

Симптомы развития патологии

У пациента с бульбарной дизартрией может проявляться речевая и неречевая симптоматика. Чтобы вовремя выявить патологию и начать эффективное лечение, нужно точно знать, как она проявляется. Симптомы могут быть разными.

Речевые признаки дизартрии:

  • Речь ребенка неожиданно становится невнятной, даже родители не могут понять, что он говорит. Создается впечатление, что у малыша полный рот каши, и она мешает ему четко произносить звуки.
  • Нарушается артикуляция губ и языка.

Классификация псевдобульбарной формы

Заболевания может быть лёгким, средней тяжести и тяжёлым.

При лёгкой или стёртой степени пациент:

  1. затрудняется поднять кончик языка;
  2. чётко произносит отдельные звуки;
  3. хорошо управляет мимикой;
  4. удерживает названную врачом артикуляционную позу более 10 секунд;
  5. голосовые связки смыкаются.

В потоке речи звуки смазаны, дыхание равномерное.

Признаки состояния средней тяжести включают:

Классификация псевдобульбарной формы
  1. затруднения с определением, до какой части лица дотронулся специалист;
  2. смазанная, нечёткая и неплавная речь;
  3. маловыразительная мимика, лицо асимметричное, открытый рот в покое;
  4. голос жёсткий, затухающий к концу фразы из-за расхождения связок;
  5. язык с широким кончиком, отклонённый в сторону;
  6. правильное в целом произношение, но отдельные группы согласных нечёткие;
  7. удерживание требуемой артикуляционной позиции с появлением дрожания.

Неправильно произносятся шипящие и фрикативные звуки. Темп речи замедлен.

При тяжёлой форме заболевания диагноз прорисован «на лице»: оно амимичное, маскообразное, асимметричное.

Другие симптомы включают:

  • открытый рот с асимметричным, атрофированным с одной стороны языком, находящимся снаружи;
  • слабое дыхание;
  • неустойчивый голос, который то затихает, то усиливается, в итоге затухая;
  • неспособность выполнить движения ртом (пожевать, облизнуть);
  • гнусавость;
  • искажения звукопроизношения.

Ребёнок говорит невнятно, неразборчиво, оглушает звонкие и озвончает глухие согласные, речевое действие осуществляется на вдохе.

Психолого-педагогическая характеристика

Дети с диагнозом дизартрии в большинстве случаев не имеют интеллектуальных отклонений. Слух при этом полностью сохраняется, но восприятие звуков происходит с нарушениями. Главным признаком патологии является наличие неразвитого речевого аппарата.

Последствием такого состояния могут стать скудный словарный запас, трудности в объяснении мыслей, несоответствие интонации произносимым словам, отклонения в грамматическом строе речи и ярко выраженное искажение слов.

Каковы признаки астенического синдрома у детей? Ответ узнайте прямо сейчас.

Коррекция

Успешным считается лечение дизартрии, в результате которого пациент восстанавливает свои способности изъясняться понятно для окружающих. Для того чтобы достичь этой цели, необходим комплексный подход к тому, как лечить заболевание, в основе которого заложена верная диагностика дизартрии, грамотное медикаментозное лечение, логопедическая коррекция дизартрии и физиотерапевтические меры.

Медикаментозное лечение назначается специалистом после полного обследования пациента. Однако решить проблему только медикаментозно не получится, поэтому в курс лечения больного включаются физиотерапевтические меры.

Пациенту назначаются лечебные ванны, специальные физические упражнения, иглоукалывание, разного рода массажи, а также такие нетрадиционные, но, тем не менее, действенные методы коррекции, как плавание и общение с дельфинами, лечение творчеством, созидательные и развивающие игры с песком и многое другое.

Логопедические меры по коррекции дизартрии направлены на восстановление артикуляционного аппарата. В ходе занятий логопед работает с пациентом над произношением звуков, постановкой правильного дыхания и голоса, выполняет специальную гимнастику для разработки артикуляционного аппарата, а также проводит массаж языка.

Лечение дизартрии у ребенка должно опираться на логопедические занятия, а также лечение в домашних условиях.

Диагностика по локально-диагностическим признакам

Важность правильного диагностирования обусловлена тем, что различные формы заболевания требуют применения кардинально отличающихся друг от друга корреляционных методик.

Корковую дизартрию нередко путают с дислалией, однако для последней не характерно наличие симптомов органического поражения, постановка звуков и доведение их до автоматизации проходит проще и быстрее, а вероятность избавления от проблемы высока.

Давать прогноз для пациентов, страдающих корковой дизартрией, специалисты могут лишь исходя из того, насколько точно и своевременно поставлен диагноз, насколько сильно выражен дефект, какие методы воздействия из арсенала логопедов и медиков выбраны, сколь долго планируется их применение.

Читайте также:  Причины и способы лечения заикания у детей

При подкорковой форме заболевания наблюдается мышечная дистония, мимика и артикуляция сопровождается насильственными движениями, проявляющимися порой даже в спокойном состоянии. Характерными являются нестабильные и неоднотипные нарушения речи, ее скорости, ритма, интонации.

При бульбарной форме фиксируется периферический парез, а также паралич, однако они отличаются вялостью и избирательностью появления. Наблюдается амимия лица, у пациента возникают сложности с жеванием и поглощением пищи, как твердой, так и жидкой.

Голос характеризуется слабостью, назальностью, оглушением звонких звуков. Имеет место невнятность, нечеткость и замедление речи, серьезное искажение губных звуков.

Псевдобульбарная форма сопряжена с повышением тонуса мышц отдельных групп, лимитированностью движений произвольной категории. Наблюдается напряжение языка, его оттянутость назад и отклонение в здоровую сторону, неспособность к сглатыванию слюны. Двигательная активность замедлена, имеет небольшую амплитуду, характеризуется истощаемостью. Имеют место трудности в произношении сложных звуков переднеязычной группы, глухие гласные произносятся звонче, чем требуется. Фиксируется назализация звуков.

Дизартрию мозжечковой формы выдает снижение тонуса губно-языковых мышц, распластанный и ограниченно подвижный язык, с трудом удерживаемые артикуляционные позы. Артикуляционные органы не способны двигаться в полном объеме и в привычном темпе.

Мимические движения вялые, координация движений нарушена. Речь при этом отличается медлительностью, невыразительностью, скандированностью, эффектом затухания к концу фразы. Речь, как и походка, такого пациента, схожи с теми, которые бывают у пьяных людей.

А тот ли диагноз?

Почему я решила начать данную статью с вопроса о том, стоит ли доверять всем врачам, которые ставят диагноз дизартрия. В своей практике, мне часто приходится видеть его, в заключениях неврологов и психиатров. Однако, обследовав некоторых детей, с подобным заключением, я, мягко говоря, приходила в недоумение, почему доктор поставил такой диагноз.

Однажды, я оказалась в кабинете у детского невролога и увидела, как доктор поставил диагноз дизартрия ребёнку, которому задал всего два вопроса: «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?». И тогда, мне всё стало понятно. Бумага она всё стерпит, а что станут делать родители малыша, которому поставили подобный диагноз, как и отчего будут его лечить, доктора, видимо, не слишком тревожило.

Нельзя ставить диагнозы за две минуты. Какой бы ни был высококвалифицированный врач.

Существуют специальные тесты, о которых я расскажу ниже, с помощью которых можно диагностировать дизартрию. Да, они занимают время, но после их проведения, вы будете знать, есть у ребёнка дизартрия или нет.

Подвижность речевых органов

При дизартрии ребёнок не может в полном объёме совершать движения, необходимые для речи. Это приводит к нарушению звукопроизношения. В лёгких случаях, это могут быть искажения отдельных звуков, «смазанная речь». В более тяжелых, наблюдаются искажения, пропуски и замены звуков, нарушается темп, выразительность.

При дизартрии могут иметь место параличи и парезы органов артикуляции. Речь становится малопонятной, вплоть до её отсутствия из-за полного паралича речедвигательных мышц (анартрия).

Часто дизартрия встречается у детей с ДЦП.

Причинами возникновения дизартрии могут быть:

  • отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония (повышенное давление) нефропатия во время беременности и др.;
  • инфекционные заболевания (ОРВИ, Грипп, и пр.) перенесенные во время беременности асфиксия новорожденных;
  • стремительные или затяжные роды;
  • длительный безводный период;
  • механическое родовспоможение (щипцы, вакуум).

В первый год жизни такие дети наблюдаются у невролога, им назначаются медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до года стоит ПЭП (перинатальная энцефалопатия). А после года диагноз либо снимают, либо ставят ММД (минимальная мозговая дисфункция).