Частичная атрофия зрительного нерва у детей: лечение и профилактика

от врача-офтальмолога Курьяновой Ирины Валентиновны

Этиология врожденной и приобретенной патологии

В большинстве случаев косоглазие отмечается с дошкольного возраста, что связано с врожденными аномалиями рефракции (миопия или гиперметропия высокой степени, зачастую с астигматизмом) и возникающей в ее результате амблиопии. Отклонение глаза кнаружи, или расходящееся косоглазие, наблюдается при миопии высокой степени, как одно из осложнений. Это вызывается снижением нагрузки на глаз, так как он плохо видит, и головной мозг не посылает нервные импульсы к глазодвигательным мышцам. В разговорной речи, этот феномен называют «ленивый глаз», а в медицинской терминологии – амблиопия. При гиперметропии высокой степени механизм развития тот же, что и при миопии, но глаз отклонен к носу. Это в свою очередь называется сходящееся косоглазие.

Во взрослом возрасте, косоглазие может возникать в результате травм глаза, зрелой катаракты, терминальной стадии глаукомы, атрофии зрительного нерва в результате ЧМТ и других болезней ведущих к значительному снижению зрения, вплоть до его потери. В данных случаях механизм развития косоглазия одинаков с врожденными причинами. Про электростимуляцию глаз у детей расскажет эта статья.

Этиология врожденной и приобретенной патологии

Гораздо реже косоглазие развивается при хорошем зрении. Это чаще всего связано с перенесенным инсультом (ОНМК), или травмой глазодвигательных мышц при обширных повреждениях черепа и глазниц.

Ухудшение зрения у взрослых

Список болезней, которые обычно развиваются с возрастом, достаточно велик, и чем старше становится человек, тем больше риск их развития.

В первую очередь, к возрастным болезням относятся катаракта — помутнение хрусталика, и открытоугольная и закрытоугольная глаукома — повышение внутриглазного давления, приводящее к сдавлению и отмиранию зрительного нерва.

Также с возрастом могут развиться близорукость и дальнозоркость. Если они появились в молодости, то с годами будут прогрессировать. Схожая картина характерна и для многих других болезней — кератоконуса,

Диабетическая ретинопатия — это болезнь сетчатки, вызванная сосудистыми осложнениями сахарного диабета. При тяжелом протекании основного заболевания она возникает и у детей, но обычно для ее развития требуются несколько десятилетий жизни с диабетом.

Ведут к проблемам с глазами и другие эндокринные заболевания, такие, как гипотиреоз, гипертиреоз, аденома гипофиза.

Распространенной среди алкоголиков причиной ухудшения зрения и даже слепоты можно назвать токсическую нейропатию, возникающую вследствие употребления метилового спирта.

Резким снижением зрения чреваты многие поражения головного мозга и его сосудов, начиная инсультом и ЧМТ и заканчивая повышением внутричерепного давления и злокачественными опухолями, а также отслойка сетчатки.

Эти состояния чаще всего дают о себе знать не только проблемами с глазами, но и другими болезненными симптомами: частичным параличом, нарушениями мелкой моторики и помутнением рассудка при инсульте, сильными головными болями при высоком внутричерепном давлении, и требуют немедленной помощи врача.

Классификация атрофии

  • Простая (первичная) и вторичная (послевоспалительная или послезастойная) атрофия
  • Частичная и полная атрофия
  • Стационарная и прогрессирующая атрофия
  • Односторонняя и двусторонняя атрофия

Атрофия может быть полной либо частичной, первичной и вторичной, глаукоматозной, нисходящей. В отдельную категорию выделяют оптическую нейропатию Лебера.

  • Полная

При полной атрофии нерва у человека пропадают все зрительные функции, изменения диска зрительного нерва характеризуются бледностью, белым или сероватым цветом, суженными сосудами глазного дна.

  • Частичная

Частичная атрофия наносит меньшие поражения зрительных функций, а изменения диска зрительного нерва отличаются меньшей бледностью. Так, в случае атрофии папилломакулярного пучка, диски зрительного нерва деколорированы только в височной области.

  • Первичная
Читайте также:  Косвенные признаки мр признаки внутричерепной гипертензии

Первичная форма атрофии может возникнуть вследствие сифилиса или болезней спинного мозга. Диски зрительных нервов отличаются резкостью границ и сильной бледностью. Зрительная дисфункция быстро развивается, наблюдается концентрическое сужение поля зрения.

  • Вторичная

При вторичной атрофии видны белые диски зрительных нервов с расширенными венами и нечеткими границами. Подобные атрофии относятся к вторичным ввиду возникновения в качестве следствия другого патологического процесса (к примеру, неврита или застоя).

  • Глаукоматозная

Выделяют глаукоматозную атрофию — диски нервов сильно бледнеют, образовываются экскавации (ямки), которые изначально локализуются на центральных и височных отделах, а после наблюдается переход в область диска.

Изменения диска нерва при глаукоматозной атрофии характеризуется серостью цвета ввиду особенностей поражения глиальных тканей.

  • Нисходящая

Нисходящая атрофия зрительного нерва образуется в интрабульбарной части и спускается на диск. При таких изменениях диска, заболевание распространяется по типу первичной атрофии.

После первичного поражения клеток ганглия может возникнуть восходящая атрофия, при которой цветовые изменения диска зрительного нерва характеризуется невыраженным, восковидным цветом, а количество сосудов, находящихся по краям диска, значительно уменьшено (характерный симптом Кестенбаума).

Классификация атрофии
  • Нейропатия Лебера

Отдельно медики выделяют наследственную оптическую нейропатию Лебера или просто атрофию нерва Лебера.

Отметим, что оптическая нейропатия Лебера характеризуется изменениями в ганглионарных клетках сетчатки. Клиника и симптоматическая картина заболевания такая же, как при обычной атрофии.

  • Врожденная

Врожденной атрофии зрительного нерва, как таковой, не существует, если брать во внимание типичные офтальмоскопические исследования. Характеристика в большей мере позволяет не определить особенность заболевания, а выставить его возрастной критерий.

Если у ребенка наблюдается врожденная форма заболевания, симптомы проявляются сразу после рождения или через несколько дней. Это может привести к полной слепоте с самого детства.

Нисходящая форма недуга

Рассматриваемая патология классифицируется на восходящую и нисходящую формы. При восходящей форме поражаются клетки, находящиеся в сетчатке глаза. При нисходящей частичной атрофии поражаются нервные волокна.

Возникновение нисходящей атрофии зрительного нерва связывают с различными причинами. Патология может возникнуть не только из-за нарушения функциональности или состояния нерва, но и от нарушения деятельности всего организма.

Причиной возникновения может стать нарушение обмена веществ в организме или процесс воспаления. Если не лечить обычную близорукость, может возникнуть нисходящая атрофия.

Эта форма болезни может проявляться первично либо вторично. Симптоматика таких форм схожа между собой. Одновременно наблюдается сужение сосудов. Для устранения такой клиники требуется длительная терапия.

Отличие между формами нисходящей атрофии заключается в том, что во время вторичной атрофии у диска появляются неровные грани. Может возникнуть воспалительный процесс или застой зрительного нерва.

При рассматриваемой патологии требуется срочное лечение, направленное на спасение функций органов зрения. Но восстановить их практически невозможно. Чем сложнее терапия, тем больше вероятность ее неэффективности.

Если вылечить патологию на ранних стадиях с помощью медикаментов, прогноз будет позитивным. В таком случае зрение сохранится. Для этого ребенку назначают очки или линзы. Терапия проводится по аналогичной схеме, что и у взрослых пациентов:

  1. применение ноотропов, улучшающих обменные процессы в ГМ;
  2. стимуляция зрения путем электрического, светового, лазерного и магнитного воздействия.
  3. При необходимости офтальмолог назначает другие методы терапии. После каждого курса лечения врач осматривает ребенка. После оценки проведенной терапии офтальмолог принимает решение о последующей схеме терапии.

Каковы основные причины нарушения зрения

Зрение является ценным даром, ведь благодаря ему мы получаем до 90 % информации об окружающем нас мире. Но, к сожалению, не все обладают стопроцентным зрением в равной мере. И многие заболевания глаз проявляются еще в детском возрасте. Каковы же бывают причины и последствия нарушения зрения у детей?

Читайте также:  Препараты от деменции у пожилых после инсульта

Основные нарушения

Во время развития ребенка имеются некоторые критические периоды, в которые тот или иной орган становится более уязвимым к повреждающим факторам. Это в полной мере относится и к зрительным органам, вследствие чего и возникают различного рода отклонения.

Нарушением зрения у маленьких детей и подростков является:

  • близорукость;
  • дальнозоркость;
  • астигматизм;
  • косоглазие.

Если близорукость или дальнозоркость – заболевания, встречающиеся довольно часто, то астигматизм и косоглазие не так распространены. В этих случаях у детей нарушается бинокулярное зрение. Чем же это может быть вызвано?

Причины нарушения бинокулярного зрения – это неправильное функционирование глазных мышц, их ослабление. Это приводит к смещению глазного яблока.

Причины нарушений

Рассмотрим, каковы причины нарушения зрения у детей. Помимо наследственного фактора, имеется ряд оснований для появления отклонений в развитии зрительных органов. Это:

  • неправильная осанка;
  • перенапряжение глаз.

Казалось бы, какая связь может быть между неправильной осанкой и глазами? Оказывается, прямая. Ведь при постоянном неправильном положении головы ребенка происходит снижение кровообращения. А это создает благоприятную почву для возникновения и стремительного развития близорукости.

Систематическое перенапряжение органов зрения также способствует этому. Малыши очень любят рисовать, играть с конструкторами, а в более старшем возрасте – и читать, но во всех этих занятиях зрительные органы играют очень активную роль. Следовательно, увлекаясь своими занятиями, дети проводят так слишком много времени, что ведет к перенапряжению и усталости глаз. Но особенно опасен бесконтрольный просмотр телевизора и игры на компьютере.

Чем меньше возраст ребенка, тем менее продолжительными должны быть занятия, требующие активного участия глаз. У детей до 3-х лет это время не должно превышать 40 минут, в возрасте 6-7 лет не быть более 1 часа.

Чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, просмотром телевизора или чтением при недостаточном освещении способны вызвать перенапряжение зрения. Слишком близкое расстояние от глаз до книги или экрана будет способствовать возникновению и быстрому развитию близорукости у детей.

Оптимальным считается расстояние 30-35 см от глаза до тетради, монитора или книги и 2-5 метров от экрана телевизора. Причем просмотр телепередач или игры на компьютере должны происходить в комнате с достаточным равномерным освещением.

Но желательно не допускать прямого попадания яркого света в глаза – это негативно может отразиться на здоровье глаз.

Последствия нарушений

Причины нарушения зрения ясны, но у некоторых заболеваний глаз могут иметься и серьезные последствия, которые вследствие невнимательного отношения к здоровью глаз у детей могут быть печальны. Это может выражаться следующим образом:

  • неполная потеря зрения, или слабовидение;
  • полная потеря зрения, или слепота.

Причинами, вызывающими такие серьезные последствия, являются заболевания поражающие зрительный нерв. Некоторые из них, как, например, глаукома, носят наследственный характер. И в этом случае своевременный профосмотр поможет выявить отклонение на ранней стадии и спасти зрение.

Профилактика нарушений

Предупрежден – значит вооружен! Именно этим принципом и нужно руководствоваться в отношении здоровья ребенка. Ведь лучшим способом выявить заболевания глаз и причины нарушения зрения у детей является регулярное посещение специалиста. Ведь чем раньше «неполадка» обнаружится – тем проще и быстрее устранить ее.

Хотя многие родители на предложение сводить малыша к офтальмологу зачастую утверждают, что это не обязательно и их ребенок отлично видит. Но такой подход правильным назвать никак нельзя. Ведь глаз ребенка растет и развивается до трех лет. Невеселые мысли вызывает вид маленького карапуза с очками на носу. Если разумный родитель не хочет этого допустить в отношении своего чада, лучше сводить малыша к офтальмологу для профилактического осмотра.

Читайте также:  Глиома головного мозга – чем опасна опухоль и сколько с ней живут?

Действие внешних отрицательных факторов

Почему падает зрение у подростка? Это может быть обусловлено воздействием таких отрицательных факторов:

  • Неправильно составленный рацион, из-за которого подросток получает слишком мало полезных элементов, которые необходимы для правильной работы разных органов и тканей.
  • Искривленный из-за неправильного расположения за партой позвоночник.
  • Постоянное пользование компьютера, смартфона, ТВ, планшета, иными современными гаджетами, особенно при низком уровне освещения.
  • Неиспользование оптических изделий при начале ухудшения зрительной функции.

Если своевременно устранить влияние перечисленных факторов, зрительная функция может перестать ухудшаться.

Отклонения и неравномерности в развитии

Фактор времени наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития слепого ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях.

При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности.

Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. Совсем по-иному складывается развитие ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте. Имеющийся прошлый опыт зрительных впечатлений облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения.

У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка.

Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у аномального ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящих общее развитие. Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка.

Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л. Н. Солнцевой, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете.

Бедность практического опыта, слабое развитие предметной моторики или относительно сохранной речи создает своеобразие игровой деятельности слепого ребенка, которая протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождающаяся значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Это является ярким примером асинхронии развития.

Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы.

Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.