Апраксия: что это, формы, причины, симптомы и лечение

Изначально диагноз «диспраксия» употреблялся только в неврологии. Но чем больше изучалось данное нарушение и проводилось исследований, тем больше было выявлено причин рассматривать диспраксию не только с точки зрения неврологии, но и с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет про артикуляционную диспраксию).

ⓘ Глазодвигательная апраксия

Глазодвигательнная апраксия, известная также как глазодвигательная апраксия Когана или отказ саккадической иннициации — отсутствие или недостаток управляемого, волевого и целенаправленного движения глаз. Её впервые описал в 1952 году американский офтальмолог Дэвид Гленденнинг Коган. Люди с этим заболеванием имеют трудности перемещения глаза по горизонтали и быстрого их перемещения. Основная трудность заключается в иннициации саккады, но есть также нарушение типа срыва вестибулоокулярного рефлекса. Пациенты должны повернуть голову, чтобы компенсировать отсутствие начала движения глаз для того, чтобы следить за объектом или увидеть объекты своим периферийным зрением, часто на угол, превышающий направление на цель.

Лечение диспраксии

Данное заболевание необходимо лечить у невролога или остеопата. При первичном осмотре врач оценивает координацию и двигательные функции ребенка, проводит тщательный осмотр для исключения неврологических заболеваний, таких так ДЦП легкой степени. Не смотря на то, что диспраксия считается неизлечимым заболеванием, своевременно оказанное лечение способно улучшить поведение ребенка, успеваемость в школе, снизить тревогу и всевозможные проблемы со стороны психоэмоциональной сферы.

Лечение диспраксии

Если Вы замечаете за Вашим ребенком симптомы, перечисленные выше, обратитесь к неврологу илидетскому остеопату как можно раньше. Все вопросы, касающиеся здоровья, необходимо решать безотлагательно.

Как распознать диспраксию – внимание на симптомы

Мы уже указали, в общем виде, что может случиться с ребенком, который имеет диспраксию. Сейчас следует оговорится, что каждая возрастная группа имеет свои симптомы.

Мы можем отличить симптомы диспраксии в зависимости от возраста:

Раннее детство: в течение этого периода, который длится от рождения ребенка до первого года жизни, диспраксия может проявляться такими симптомами, как:

  • изменения сна;
  • трудности с сосанием и кормлением;
  • проблемы с направлением взгляда и движением глаз;
  • трудности с захватом объектов;
  • изменения в поведении – раздражительность и безутешный плач.

Также возникают задержки в фазе движений, например, ребенок не может сидеть или ползать, слабый интерес к играм, отсутствие словесных сигналов или выразительность жестов.

Дошкольный период: у ребенка дошкольного возраста (от 1 года до 4-5 лет) диспраксия проявляется такими симптомами, как:

  • чрезмерная двигательная активность;
  • сниженная концентрация внимания;
  • нарушения сна (в частности, трудности с засыпанием);
  • неспособность принимать пищу самостоятельно и трудности с поддержанием равновесия.

Кроме того, возникают проблемы с социализацией, трудности в артикуляции слов, скудный словарный запас (ребенок знает меньше 50 слов), низкая координация движений (ребенок не умеет пользоваться ножницами, потому что он не может координировать свои движения, не может рисовать, координировать жесты в ритме музыки).

Школа: у детей школьного возраста (от 6 лет) диспраксия проявляется:

  • трудностями в изучении математики;
  • дисграфией;
  • общие трудности обучения;
  • чрезмерное замедление выполнения задач, например, копирование с доски или письмо под диктовку.

Диагностика диспраксии

Методы диагностики диспраксии до сих пор остаются предметом дискуссий и часто результаты диагностики являются неопределенными и не окончательными, так как это нарушение часто скрывается или маскируется другими формами поведения.

Процесс диагностики включает первоначальный сбор точной истории болезни ребенка, которая включает в себя историю семьи, историю беременности, когда произошли родов, как проявляется расстройство (например, проблемы с приемом пищи, поведением, сном и т.д…) и когда. Затем переходят к выполнению некоторых целевых тестов.

Например, просят ребенка:

  • Раздеться или одеться, чтобы увидеть, имеет ли он трудности с одеванием одежды в правильном порядке.
  • Поиграть с головоломкой или игрой, в которой предусматривается соединение деталей по пазам, чтобы понять, имеются ли трудности в пространственной ориентации.
  • Ходить в различных стилях, например, на цыпочках, на пятках, прыжки через препятствия, для диагностики двигательной диспраксии.
  • Выполнять движения в быстрой последовательности, например, быстро дотронуться до носа.

Вы также можете воспользоваться консультацией врачей-экспертов (офтальмолог, логопед и т.д.), для диагностики конкретных форм диспраксии (офтальмологической и вербальной).

Нарушение аккомодации у детей

Основными проявлениями спазма аккомодации (ложной близорукости) являются ухудшение остроты зрения и головные боли.

При несвоевременном и позднем выявлении спазма аккомодации, а также пренебрежении лечением он может перерасти в близорукость.

Лечение спазма аккомодации и других нарушений зрительной функции. Компьютерные программы

В детском медицинском центре «Маркушка» проводится современная диагностика и лечение спазма аккомодации, а также других часто встречающихся заболеваний глаз у детей с применением специальных компьютерных программ восстановления нормальной функции зрения.

Читайте также:  Почему возникает пароксизмальная ночная одышка?

Комплекс программ для диагностики, лечения и профилактики глазных болезней в Детском медицинском центре «Маркушка» предоставлен фирмой «Астроинформ СПЕ» ().

Программа «Relax! 2». Нормализующее действие на аккомодацию

Программа «Relax!» оказывает нормализующее действие на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.

Нарушение аккомодации у детей

Программа предназначена для восстановления аккомодационной способности и применяется в комплексном лечении миопии и амблиопии. Программа рекомендуется для профилактики детской миопии, пресбиопии и для разгрузки аккомодации при работе с компьютером. Продолжительность тренировки для ребенка – 5 минут.

Диагностика, лечение косоглазия, амблиопии у детей, ребенка. Программа «eYe» («Ай»)

Программа «eYe» («Ай») предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Показания к лечению: амблиопия любой степени, нарушения бинокулярного зрения, при содружественном косоглазии и гетерофории, при остроте зрения хуже видящего глаза не ниже 0,4 (с коррекцией), при бифовеальном слиянии или функциональной скотоме на синоптофоре, при угле косоглазия до 5-10 градусов по Гиршбергу (при больших углах – с призматической коррекцией).

Развитие правильной локализации и фиксации, повышение остроты зрения у детей, ребенка

Упражнения «Тир» и «Погоня» – это игры, способствующие развитию правильной локализации и фиксации, повышению остроты зрения.

Во время игры происходит локальное и общее раздражение сетчатки яркими цветовыми динамическими стимулами. Лечебный эффект достигается даже в тех случаях, когда резко неустойчивая фиксация делает применение самостоятельных способов лечения амблиопии невозможным.

Симптомы Глаукомы у детей:

Типичные симптомы глаукомы у детей:

  • светобоязнь, слезотечение
  • повышение ВГД
  • изменения диска зрительного нерва
  • увеличение диаметра роговицы и ширины лимба
  • увеличение размера глазного яблока, которое быстро прогрессирует
  • замедление зрачковых реакций
  • отек роговицы

При врожденной глаукоме у детей могут быть дефекты в других органах и системах:

  • пороки сердца
  • микроцефалия
  • факоматозы
  • глухота

При врожденной глаукоме могут быть другие патологические процессы в глазу:

  • катаракта
  • аниридия
  • микрокернеа

В большинстве случаев врожденная глаукома проявляется на двух глазах. Часто жалоб у ребенка нет, разве что вызванные роговичным синдромом. Это значит, что юолезнь протекает по типу открытоугольной глаукомы. Поздние стадии заболевания проявляются появлением стафилом, иногда разрывами склер, может быть растяжение и истончение конъюнктивы, осложненная катаракта. В начале врожденной глаукомы глазное дно в норме.

При врожденной форме глаукомы у ребенка ухудшаются зрительные функции, поскольку происходят сначала изменения роговицы, аномалии рефракции, а потом происходит поражение зрительного нерва и сетчатки.

Синдромы, включающие детскую глаукому

При некоторых заболеваниях в части случаев у ребенка возникает глаукома.

Синдром Стерджа-Вебера (ангиома лица)

При данном синдроме появляются внутричерепные ангиомы, багровые телеангиоэктазии лица и глаукома. Диагностируется она у трети больных с данным синдромом. Зафиксировать глаукому могут, пока ребенок совсем маленький. Но есть множество случаев, когда проявления глаукомы начинались у детей дошкольного и школьного возраста.

Мраморность кожных покровов при врожденных телеангиоэктазиях

Это редкий синдром, который схож с выше описанным. Появляются сосудистые расстройства по причине поражения кожи. У ребенка мраморная кожа, апоплексические удары, иногда бывают судороги и глаукома.

Нейрофиброматоз

При данном заболевания первого типа может быть глаукома. Частое сочетание ее в данных случаях с плексиформными невромами орбиты и ипсилатеральной колобомой радужки или века. Причины кроются в патологии тканей угла передней камеры или закрытии угла, что вызвано нейрофиброматозом.

Синдром Рубинштейна-Тейби

Он бывает крайне редко, характеризуется антимонголоидным разрезом глаз, гипертелоризмом, широкими пальцами рук, удлинением ресниц, увеличением пальцев на ногах. Предположительно глаукома становится результатом недоразвития угла передней камеры.

Аномалия Петерса

Это центральное помутнение роговицы, возникающее у ребенка от рождения; сочетается око с дефектами десцеметовой мембраны, стромы и эндотелия.

Ювенильная открытоугольная глаукома

Такая форма глаукомы редкая, она наследуется по аутосомно-доминантному типу. Клиническое обследование не дает врачу нужной информации. Эффективно гистологическое исследования в качестве диагностического метода.

Вторичная глаукома

Патология хрусталика и ее взаимодействие с диафрагмой радужки

При сферофакии есть склонность склонны к смещению хрусталика вперед и появлению глаукомы. Болезнь может быть при изолированной сферофакии и при синдроме Вайля-Маркезани.

Афакическая глаукома

Болезнь может начаться через несколько лет после экстракции катаракты. Патогенез остается полной тайной, но в некоторых случаях находят его связь с развитием патологических изменений в углу передней камеры. Прогноз неблагоприятный.

Ретинопатия недоношенных

Глаукома может появиться при тяжелой ретинопатии недоношенных, когда происходит тотальное повреждение сетчатки.

Ювенильная ксантогранулема

Эта болезнь часто проходит как кожный процесс, и более редко – внутриглазной, который вызывает глаукому (она, как правило, появляется по причине кровоизлияний).

Глаукома при воспалительных заболеваниях глаз

Рассматриваемая болезнь может стать следствием увеита. Лечение заключается в подавлении воспаления. В некоторых случаях глаукому может вызвать блокада экссудатом трабекулярной сети и острый трабекулит.

Читайте также:  Кожное заболевание сикоз – симптомы и лечение

Травма

При тупой травме глазного яблока (гифема, рецессия угла) может также возникнутьб глаукома у детей.

Причины развития патологий скелетно-мышечной системы

  • Наличие заболеваний у женщины в период вынашивания плода: герпетическая инфекция, хламидии, ОРВИ и др.
  • Имеющиеся хронические болезни, в том числе в период их обострения.
  • Тяжелый токсикоз.
  • Пребывание в экологически небезопасном районе.
  • Механическое травмирование плода и его кислородное голодание в результате асфиксии.
  • Менингококковая инфекция, воспаление мозга, травма головы, осложнения после вакцинации в возрасте до одного года.

Своевременно принятые меры по исправлению врожденных или приобретенных дефектов уменьшают риск развития еще более грозных заболеваний костно-мышечного аппарата в старшем возрасте и способствуют гармоничному физическому и психическому развитию ребенка.

Бубновский Сергей Михайлович

Основатель современной кинезитерапии, д.м.н., профессор

Ходынку

Заполнив форму, я даю согласие на обработку персональных данных (Ф.И.О., телефон, e-mail) для связи со мной, хранение моих данных в течение года для возможности информирования, без права передачи третьим лицам и другим организациям.

Центр Бубновского на ул. Дм. Ульянова (метро Академическая)

117447, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, (метро Академическая, Площадь Гагарина, Ленинский проспект) Лицензия № ЛО-77-01-009284 +7 (495) 114-55-65+7 (495) 114-55-64 Понедельник — пятница с 9:00 до 21:00 суббота, воскресенье с 9:00 до 19:00 Записаться на консультацию

Центр на Ходынке (метро ЦСКА)

125252, г. Москва, проезд Березовой рощи, (Метро ЦСКА (7 минут) Полежаевская, Динамо, Аэропорт, Сокол, Зорге, Хорошевская)Лицензия № ЛО-77-01-017813 +7 (499) 762-72-72 Понедельник — пятница с 9:00 до 21:00 суббота, воскресенье с 9:00 до 19:00 Записаться на консультацию

Центр Ходынке

125252, г. Москва, проезд Березовой рощи, +7 (499) 762-72-72 Понедельник — пятница с 9:00 до 21:00 суббота, воскресенье с 9:00 до 19:00

Центр на ул. Дм. Ульянова

117447, г. Москва, ул. Дм. Ульянова, +7 (495) 114-55-65 Понедельник — пятница с 9:00 до 21:00 суббота, воскресенье с 9:00 до 19:00 Карта проезда

Причины и возможные заболевания

Апраксия вызвана повреждением мозга (поражением мозга) в голосовом доминантном полушарии. Обычно это левосторонний (или двусторонний) инсульт или другие поражения. Кроме того, апраксия также может быть вызвана, например, дегенеративными заболеваниями. Например, болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной причиной тяжелой апраксии. Другие формы деменции (деменция с тельцами Леви, лобно-височная деменция = болезнь Пика) также могут причиной данного нарушения.

Причины и возможные заболевания

Классификация заболевания

Специалисты различаются несколько видов заболевания в зависимости от степени прогрессирования:

  • односторонняя апраксия, которая характеризуется нарушениями двигательной системы лишь с одной стороны;
  • двухсторонняя апраксия, характеризующаяся диффузным поражением коры или лобной доли.

Клинические проявления заболевания всецело зависят от того, как продолжает функционировать пораженный мозговой участок. Кроме того, апраксия различается также по месту локализации нарушений, таким образом, выделяют следующие виды заболевания:

  1. Лобная или регуляторная обуславливается нарушениями регуляции выполняемых движений. При этом поражается кора префронтальной области мозговых полушарий. Как результат возникают нарушения сложных двигательных актов, имеющих последовательное течение. Таким образом, выполняемые движения не доводятся до конца.
  2. Идеомоторная или моторная подразумевает собой невозможность выполнения действий, которые были запланированы.
  3. Премоторная или динамическая форма заболевания характеризуется дезавтоматизацией и патологической инертностью движений. При этом нарушаются навыки, отвечающие за перевод движений в систему более сложных. Зачастую встречается этот вид апраксии в том случае, если была поражена премоторная зона коры головного мозга или цитоархитектоническое поле Бодмана.
  4. Кортикальная форма возникает в результате поражения коры доминирующего полушария головного мозга. При этом происходит преобразование моторной области коры мозга на той стороне, которая была повреждена.
  5. Билатеральная форма представляет собой форму заболевания, которая поражает с двух сторон и возникает при очагах патологии локализующихся в нижней теменной доле доминирующего полушария головного мозга. В результате развития этой формы могут возникнуть нарушения взаимодействия двух полушарий.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия классифицируется следующим образом:

  1. Акинетическая или психомоторная апраксия – расстройство, при котором отсутствуют побуждения к выполнению тех или иных движений.
  2. Амнестическая форма нарушения подразумевает отклонения в системе произвольных движений, но при этом остаются подражательные. При этом у пациента теряются воспоминания о том, каким должно быть следующее движение.
  3. При идеаторной форме у пациента возникают проблемы с составлением плана последовательных движений, которые требуются для того, чтобы иметь возможность осуществлять сложные действия.
  4. При идеокинетической форме теряются навыки выполнения целенаправленных элементарных движений, хотя остаются способности к выполнению случайных действий.
  5. Кинестическая или афферентная апраксия характеризуется расстройствами кинестетической афферентации, а вследствие этого нарушениями при выполнении произвольных движений и их поиске. Таким образом, человек, страдающий от патологии, не может придать конечности желанную форму и невозможно выполнять такие движения, как расчесывание, поглаживание и прочее.
  6. При конструктивной апраксии теряется навык составления из частей целого предмета.
  7. При апраксии одевания возникают проблемы при надевании наряда, в частности из-за того, что человек путает, как должна сидеть одежда, и на какую ногу обувать левый и правый ботинок. Такая патология возникает при поражении правого полушария головного мозга.
  8. При оральной апраксии теряются навыки выполнения сложных движений губами и языком, а вследствие этого появляются проблемы с речью.
  9. И наконец, стоит отметить, что афферентная форма нарушения может привести к проблемам с речью.
Читайте также:  Как определить инсульт у человека, признаки и первая помощь

Выделяются следующие типы кинестической моторной афазии:

  • пространственная форма, при которой у человека появляются проблемы с ориентацией в пространстве, а также появляются трудности при желании принять определенную позу;
  • апраксия ходьбы характеризуется нарушением при выполнении передвижений, хотя отсутствуют двигательные, вестибулярные и прочие нарушения.

Как вылечить недуг?

Что нужно делать, чтобы вылечить заболевание? Прежде всего, регулярно посещать офтальмолога, чтобы выявить его как можно раньше. Ведь тогда терапия будет максимально эффективной. Также стоит понимать, что за два месяца с таким недугом не справиться, понадобится не меньше двух лет.

От всех типов косоглазия можно избавиться лишь поэтапно, но методы могут различаться.

Так, содружественное заболевание предполагает такие этапы консервативной терапии, как:

  • постановка диагноза с выявлением причины недуга;
  • подбор корректирующих очков либо линз (особые очки из пластика можно надевать даже полугодовалым крохам);
  • увеличение остроты зрения (борьба с амблиопией);
  • установление бинокулярного зрения (диплоптическая и ортоптическая терапия);
  • развитие стереоскопического зрения.

После трехнедельного ношения очков в домашних условиях начинается амбулаторное лечение косоглазия у детей. В первую очередь это плеоптическая терапия, направленная на повышение зоркости ребенка и включение в процесс видение обоих глаз.

Основные методы такого лечения:

Вид терапии В чем заключается В каком возрасте можно начинать
Пенализация Зрение лучше видящего глаза снижают специально, чтобы худший начал напрягаться. Этот метод возможен лишь для такого типа косоглазия, как сходящееся, при нормальной либо дальнозоркой рефракции. От года до четырех лет.
Прямая окклюзия Слабый глаз заставляют работать, полностью закрывая сильной повязкой или особым окклюдором для очков. Чаще применяется непостоянное лечение: ребенок носит повязку в домашних условиях либо в периоды зрительной нагрузки. С четырех лет.
Локальный засвет сетчатки Терапия ведется с помощью импульсных ламп или лазерных устройств для стимуляции центральных отделов сетчатки. С двух лет.

Дополнительно используют упражнения с применением отрицательного последовательного образа, рефлексотерапию, общий засвет сетчатки, разнообразные компьютерные методики. Во время прямой окклюзии можно в домашних условиях выполнять плеоптические упражнения. Например, собирать вместе с малышом паззлы или красочный конструктор, раскрашивать книжки-раскраски и т. п.

К ортолептическому лечению относятся упражнения на синоптофоре для развития бинокулярного зрения. Этот прибор «учит» глазки ребенка слиянию изображений с каждого из них. Для подобных целей сейчас существуют особые компьютерные программы.

Иногда консервативная терапия не приносит успеха, и приходится прибегать к операции. Современная медицина предлагает бескровные варианты вмешательства. После операции необходимо будет носить очки и делать особые ортоптические упражнения. Хирургия возможна для детей с четырех лет, но в особо тяжелых случаях ее применяют и для более юных пациентов.

Как лечится паралитическое косоглазие:

  • Если у малыша паралитическое косоглазие, в первую очередь нужно лечить фактор, поспособствовавший его возникновению.
  • После того как удалось избавиться от причины болезни, назначаются плеоптические и ортоптические упражнения, коррекция зрения очками и линзами.
  • Можно применять физиотерапию и фармакологические препараты по рекомендации врача.
  • Иногда, если консервативное лечение не приводит к положительным результатам, проводят хирургическое вмешательство.

Улучшить зрение помогает специальная гимнастика для укрепления глазных мышц. Упражнения можно выполнять в домашних условиях. К ним относятся всевозможные круги и восьмерки, которые ребенок может делать глазами, быстрые переводы взгляда из угла в угол, резкое сжатие век, сведение глаз к носу. Такая гимнастика выступает и как профилактика многих заболеваний органов зрения.

Врачи рекомендуют родителям дошколят с подобными проблемами зрения направлять в специализированный детский сад

Почему это важно? Ребенок чувствует себя комфортнее среди деток с похожими недугами, ему проще заниматься в небольшой группе. Занятия в подобном садике могут выступать как профилактика психологических проблем во время лечения косоглазия

В целом же профилактика недуга заключается в своевременной его терапии, регулярном обследовании офтальмолога, соблюдении режима зрительных нагрузок. Полезны будут регулярные упражнения для глаз, выполняемые в игровой форме.

Диагностика апраксий

Справочно. Диагностировать апраксию достаточно сложно. Необходимо исключить другие возможные причины нарушения движений (связанные с нарушением тонуса мышц, ограничением подвижности в суставе).

Обследование пациента с подозрением на апраксию должно включать:

  • осмотр у невролога;
  • проведение нейропсихологических проб (пациента просят совершать определенные действия, манипуляции с воображаемыми и реальными предметами, проверяют автоматизм движений);
  • нейровизуализацию головного мозга при помощи КТ, МРТ, МСКТ.

Также выполняется дифференциальная диагностика с пирамидной недостаточностью, сенсорной атаксией, мозжечковыми нарушениями, агнозиями.