Амнестическая афазия: причины, симптомы, лечение, коррекция

, MD, PhD, Memory Impairment and Neurodegenerative Dementia (MIND) Center, University of Mississippi Medical Center

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Что такое афазия, почему она возникает

Термин афазия определяет расстройство речи после ее формирования, которое чаще развивается у взрослого человека. Оно развивается вследствие значительного количества различных причин и требует длительного лечения и реабилитации, так как приводят к нарушению социальной адаптации и снижению качества жизни.

Афазия является достаточно распространенным явлением, которое более часто регистрируется у пожилых людей после перенесенного инсульта головного мозга.

Механизм развития

Центры речи представлены определенными участками головного мозга, которые локализуются в лобных (центры Брока, отвечают за моторную речь), височных (центры Вернике, отвечают за сенсорную речь), теменных (мнестическая речь) долях.

Вследствие воздействия различных причин происходит разрушение нейроцитов (клетки нервной системы) и их отростков, по которым происходит передача нервных импульсов, что приводит к нарушению или полному исчезновению возможности говорить. Выраженность нарушений зависит от степени повреждения тканей головного мозга.

С течением времени возможность говорить частично восстанавливается благодаря тому, что определенную долю функций берут на себя нейроциты близлежащих участков головного мозга.

Важно различать то, что при афазии нарушается уже сформированная речь, а при алалии она не формируется изначально (человек никогда не говорил).

Современная классификация, предложенная А.Р. Лури (советский нейропсихолог), включает критерии локализации повреждения, а также характера нарушений, она включает несколько основных видов афазии:

  • Акустико-мнестическая – следствие поражения средней части височной доли, сопровождается нарушением слухоречевой памяти.
  • Эфферентная моторная – результат изменений нижних отделов лобной области (центры Брока), основным патогенетическим механизмом выступает невозможность артикуляции.
  • Акустико-гностическая – повреждение затрагивает височную долю (центры Вернике), характер изменений включает утрату понимания обращенной речи.
  • Афферентная моторная – изменения происходят в тканях области роландовой борозды, сопровождается нарушением произнесения определенных звуков.
  • Амнестико-семантическая – состояние сопровождается тем, что человек «забывает» названия большинства явлений или предметов, поэтому не в состоянии построить правильную речь.
  • Динамическая – нарушение внутренней программы построения речи, которое имеет место при повреждении заднелобных отделов.
Что такое афазия, почему она возникает

Афазия может быть смешанной или представлять собой только один патогенетический вид согласно данной классификации. При тяжелом обширном повреждении тканей головного мозга различной локализации развивается афазия, затрагивающая все механизмы формирования речи у человека.

Симптомы

Клинические особенности нарушения речи зависят от патогенетического механизма развития патологического состояния и вида афазии:

  • Эфферентная моторная – во время произношения слов человека переставляет звуки, речь становится монотонной с длительными паузами («телеграфное произношение»). При этом произношении отдельных звуков без складывания в слова заметно не нарушается.
  • Афферентная моторная – может происходить речевая эмболия с полной утратой возможности произношения звуков. Чаще она проявляется сохранением ситуативной речи в целом с грубым нарушением повторений, а также произношения названий предметов.
  • Акустико-гностическая или сенсорная – нарушается слуховое восприятие речи, человек слышит собеседника, но не может понять, о чем он говорит, что затем влияет на ответы.
  • Акустико-мнестическая – больной не может запомнить слов и удержать в памяти смысл сказанного собеседником. Из всех видов афазий развивается в течение более длительного времени.
  • Амнестико-семантическая – основным проявлением является забывание слов, названий и предметов, которыми необходимо оперировать при построении речи.
  • Динамическая – характер нарушений включает невозможность длительного пространственного повествования с сохранным произношением отдельных слов и словосочетаний.
Читайте также:  Субкомпенсированная гидроцефалия головного мозга

В большинстве случаев афазия имеет острое начало, она обычно сопровождается резкой утратой речи, особенно если это происходит на фоне инсульта или после травмы головы. В случае дегенеративной патологии нервной системы или формировании опухоли речевые нарушения развиваются постепенно.

Диагностика

Факт афазии устанавливается на основании клинической картины патологического процесса.

Для выяснения причины врач невролог проводит клиническое обследование и назначает дополнительное объективное исследование с применением различных методик, к которым относится рентгенография головы, магнитно-резонансная, компьютерная томография.

При подозрении на наличие опухоли кроме визуализации образования также может назначаться лабораторное определение специфических антигенов в крови. На основании проведенного дополнительного обследования определяется дальнейшая терапевтическая тактика.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Сенсомоторная афазия, которая часто называется афазия Брока, является тяжелым неврологическим расстройством, проявляющимся выраженными нарушениями речи. Болезнь имеет несколько форм, которые сопровождаются различными симптомами.

Клинические формы моторной афазии

Отдельно выделяют два вида:

  • эфферентная моторная афазия;
  • афферентная моторная афазия.

Эфферентная сопровождается возможностью произношения слогов, однако полной неспособностью пациента складывать из них слова.

Характерной особенностью такой клинической формы заболевания является своеобразная зацикленность больного на определенных звуках, которые у него хорошо выходят.

При этом переключение с одной группы звуков на другую очень затруднены, что является главным препятствием нормальной связной речи больного.

Афферентная моторная афазия характеризуется невозможностью специально произнести определенные звуки.

Тем не менее для этой формы патологии характерно произвольное произношение определенных слогов и звуков, без непосредственного усилия со стороны пациента.

Если такого пациента попросить сказать какое-либо сочетание звуков, он не сможет этого сделать, однако спустя время требуемый звук будет произнесен произвольно.

Другие формы патологии

Афазия Брока делится на следующие виды:

  • амнестическая;
  • семантическое заболевание;
  • тотальное нарушение.

Амнестическая афазия приводит к тому, что теряется номинативный смысл слов. При этой форме пациент не способен назвать определенные предметы. Вызывает нарушения памяти, при которых больной забывает название предмета, но не его функцию.

Для таких пациентов свойственно называть предметы по их функции, например, шариковую ручку больной назовет «предметом который пишет».

Болезнь также характеризуется способностью вспомнить название предмета, если пациенту подскажут первые буквы или первый слог.

Как следует из названия, семантическая форма патологии сопровождается невозможностью понимания семантики определенных слов или фраз. Эта форма часто сопровождается нарушением понимания именно словосочетаний. Нередко семантическая и амнестическая формы патологии диагностируются одновременно у одного пациента.

Моторная афазия после инсульта: сенсомоторная, амнестическая, сенсорная

Тотальная афазия – это сложная форма патологии, которая развивается из-за обильного поражения мозга. При этом заболевании больной не может воспринимать речь и говорить, а кроме того теряет навыки письма и чтения.

Как проявляется болезнь

Афазия возникает при поражении участка головного мозга, отвечающий за речь и ее восприятие. Особенностью болезни является то, что она неуклонно прогрессирует.

Характерные симптомы расстройства:

  • произвольная перестановка звуков в словах;
  • тенденция к пропускам букв при письме и разговоре;
  • нарушение произношения слов;
  • сложности с подбором правильного слова в речи;
  • увеличенные паузы в разговоре;
  • отсутствие эмоций при разговоре;
  • увеличение числа ошибок при письме и чтении;
  • нарушения памяти и анализа разговорной речи;
  • внезапное заикание.

Речь пациента сильно меняется. При адекватной оценке собственных возможностей, больные становятся замкнутыми и молчаливыми. Эмоциональная окраска речи теряется, увеличиваются паузы между словами, во время которых больной пытается вспомнить слово или произнести определенный звук.

Диагностика патологии

Диагностика проводится на основании обследования мозга (МРТ) и анализа количества поврежденных участков.

Также пациентам назначают допплерографию сосудов и люмбальную пункцию. Врач проводит оценку речи больного, для чего пациента просят прочитать отрывок из книги и написать несколько предложений.

В зависимости от степени поражения лобной доли мозга подбирается медикаментозное лечение и упражнения.

Особенности терапии

Лечение патологии проводится с помощью медикаментозных препаратов и логопедических упражнений. Из препаратов применяют:

  • вазоактивные средства;
  • антидепрессанты и седативные препараты;
  • препараты для нормализации тонуса мышц (миорелаксанты);
  • ноотропные средства.

Особое внимание в медикаментозном лечении уделяется ноотропным препаратам, которые улучшают когнитивную функцию и нормализуют метаболические процессы в головном мозге.

Наравне с медикаментозным лечением, больному показана коррекция речи у логопеда, а также физиотерапевтические процедуры для нормализации обменных процессов и улучшения кровообращения.

Своевременно начатое лечение поможет восстановить речевые способности, однако для этого потребуется не менее двух лет. В запущенных случаях без квалифицированного лечения возможна полная утрата речи и способности ее воспринимать.

Диагностика

Семантическая дисфазия диагностируется при клинической беседе и с помощью патопсихологического обследования.

В ходе клинической беседы врач говорит с пациентом, задает вопросы и просит рассказать о себе. Для семантической афазии характерно нарушение понимания сложных оборотов, поэтому врач просит объяснить смысл устойчивого предложения или известной поговорки. Например, врач говорит: «Ручка короче карандаша. Что длиннее: ручка или карандаш?», или «Брат отца, значит ли это, что отец брата – одно и то же понятие?». Для пациента с афазией нет различия между ними, и он ответит утвердительно, что отец брата и брат отца – понятия аналогичные.

Читайте также:  Болит голова сзади справа: причины головной боли в затылочной части

Смотрите также: Лечение Афазии

Патопсихологическое обследование представляет собой тестирование. Медицинский психолог просит выполнить больного такие задания:

  1. Нарисовать часы, стрелки которых указывают на 13:45. Оценивается пространственное восприятие и взаимоотношение объектов.
  2. Решить арифметическую задачу: 100+21-11. Оценивается способность считать.
  3. Нарисовать следующие предметы: круг, справа от него квадрат, а сверху круга – треугольник. Оценивается зрительно-пространственное восприятие.
  4. Врач показывает схематическое изображение человека и просит показать где у него левая нога и правая рука. Оценивается нарушение ориентации в системе «право-лево».

Способы диагностики речевого нарушения

Диагностирование заболевания, восстановительный курс лечения и практическое обучение пациентов с таким недугом проводится целой командой специалистов – афазиологом, невропатологом, нейропсихологом, логопедом.

Диагностическое обследование речевой деятельности включает:

  • Оценку устной речи – чтение и понимание прочитанного.
  • Письменной речи, для этого проверяются навыки списывания, написание текста под диктовку.
  • Оценку зрительной, слухоречевой памяти и других форм модально-специфической памяти.
  • Способность совершать последовательные сознательные произвольные движения и выполнять целенаправленные действия – динамические, кистевые, мимические, пальцевые, сомато-пространственные.
  • Способность узнавать предметы.
  • Интеллектуальные процессы.

Для установления непосредственных причин болезни и локализации очага развития поражения проводят дополнительные методы обследования:

  • Дуплексное сканирование сосудов ГМ и шейного отдела.
  • КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) головы.
  • Магнитно-резонансная ангиография.
  • Люмбальная пункция.
  • Энцефалограмма (ЭЭГ) мозга.
  • Ультразвуковая допплерография (УЗДГ) сосудов головы и шейного отдела.

Комплексная диагностика позволяет отличить афазию от других заболеваний — алалии, дизартрии, тугоухости, умственной результатам таких обследований специалист устанавливает правильный диагноз, подбирает способы лечения и восстановления.

Афазию следует отличать от алалии, при которой речевая функция не сформирована изначально. При афазии утрата речевой функции нарушается уже после её формирования в детском возрасте. Именно по этому данный диагноз можно с уверенностью выставить только у детей достигших трёхлетнего и более старшего возраста.

Как правило афазия бывает комбинированной и затрагивает различные формы речевой деятельности, что требует детального изучения симптоматики каждого конкретно взятого больного. Динамическая афазия может быть установлена в результате составления рассказа по какому-либо определённому сюжетному ходу или по серии последовательных картин.

Способы диагностики речевого нарушения

Для того чтобы определить причину афазии и точную локализацию зоны повреждения речевого центра специалист обязательно назначает одно из следующих исследований:

  • Томографические исследования – компьютерная или магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • Ультразвуковое доплеровское картирование сосудов головного мозга, головы и шеи;
  • Магнитно-резонансная ангиография;
  • Люмбальная пункция.

Диагностикой и установлением клинического диагноза динамическая афазия занимаются специалисты смежных направлений, а именно: невропатолог, нейрохирург, логопед, психотерапевт. 

Диагностика детских афазий включает в себя сбор анамнестических данных, объективный осмотр и общение с ребенком, лабораторные и инструментальные методы исследования. При выяснении анамнеза у родителей устанавливают этиологические факторы (травмы, сопутствующие заболевания), а также динамику симптомов от возникновения до момента обследования. При объективном осмотре ребенка обращают внимание на возможные неврологические расстройства, которые могут указывать на характер поражения головного мозга. При общении с ребенком педиатр или детский психиатр оценивают способность пациента к устной речи, письму, чтению и счету, другие речевые и неречевые функции, что позволяет определить форму детской афазии.

Лабораторные анализы, как правило, малоинформативны. В некоторых случаях они могут указывать на возможную этиологию (лейкоцитоз со сдвигом формулы влево при абсцессе и т. д.). Среди инструментальных методов применяются ЭЭГ, рентгенография черепа, КТ и МРТ. ЭЭГ используется для оценки активности того или иного участка коры головного мозга, а при синдроме Ландау-Клеффнера – для выявления эпилептиформных припадков. Рентгенография и КТ черепа показаны при травмах головы, поскольку позволяют определить состояние костей черепа, диагностировать их переломы. МРТ головного мозга – наиболее информативный метод оценки структуры ЦНС. Она почти всегда дает возможность установить этиологический фактор детской афазии и распространенность патологического процесса и определить дальнейшею терапевтическую тактику.

Прежде всего, для диагностики вида и степени тяжести заболевания используются такие методы:

  • проверка устной речи. Внимание обращается на богатый или бедный лексикон, повторения, связность рассказа, грамматическое построение предложений и фраз, автоматическую речь – названия чисел, дней недели, декламирование стихов и т.д.;
  • проверка письменной речи – обязательный диктант, переписывание текста, пересказ текста своими словами;
  • восприятие устной речи – понимание простых и сложных слов и фраз, выделение бессмысленных выражений;
  • чтение – скорость и качество чтение, способность как таковая, понимание прочитанного.

Для диагностики основной причины афазии – повреждений коры или сосудов головного мозга и пр. – проводится компьютерная томография, ультразвуковое исследование, МРТ.

Причины и профилактика афазии

Нарушение всегда возникает в результате изменений, происходящих в центрах коры головного мозга. Явления происходят уже после того, как речь полностью сформировалась. Причин, которые способствуют развитию патологии очень много. Нередко явление наблюдается из-за сосудистых заболеваний головного мозга. Сюда относят геморрагический или ишемический инсульт. Аналогичное явление способно вызвать черепно-мозговые травмы или воспаление головного мозга. Опухоли, патологии ЦНС, ранее перенесенные хирургические вмешательства также способны спровоцировать появление патологии. Специалисты выделили ряд факторов, повышающих вероятность возникновения отклонения. В перечень входят:

  • преклонный возраст;
  • гипертония;
  • ранее перенесенная ишемическая атака;
  • ревматические пороки миокарда;
  • присутствие заболевания в анамнезе семьи;
  • повреждение тканей головы и костей черепа;
  • атеросклероз сосудов головного мозга.

То, как будет развиваться заболевание, во многом зависит от степени поражения мозга. Профилактические меры борьбы с заболеванием заключаются в предупреждении сосудисто-мозговых катастроф и черепно-мозговых травм. Необходимо своевременно проходить диагностику. Это позволит вовремя выявить начавшееся развитие опухолевых поражений головного мозга.

Как проявляется

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности:

  • множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи;
  • затрудненный поиск нужного названия предмета или события;
  • замена слова описанием его внешнего вида и функций;
  • отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция;
  • сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение);
  • есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении.
Как проявляется

Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез.

Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как:

  • локализация очага поражения и его размеры;
  • причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов);
  • возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи);
  • наличие сопутствующих тяжелых заболеваний;
  • особенности компенсаторных возможностей организма.

Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Инсульт: восстановление речи. Упражнения

Пациентов с диагнозом афазия и нарушениями речи волнуют вопросы: возможно ли ее восстановление после инсульта в полном объеме и сколько на это потребуется времени?

Прежде всего, необходимо принимать во внимание необратимость процесса разрушения клеток мозга. Чтобы вернуть пациенту способность говорить, специалистам потребуется подобрать такие средства восстановления после инсульта, которые помогут переключить речевые функции на ближайшие не затронутые болезнью участки мозга. А сроки зависят, в том числе, и от высокой инертности клеток мозга – ведь необходимо переключить их на несвойственные им функции

Разработано множество методик восстановления речи после инсульта, которые могут ускорить этот процесс — речевая, мелодичная, визуальная, художественная и т.д. Эти логопедические методы применяются наряду с медикаментозной терапией – пациенту назначают препараты, способные подтолкнуть процессы образования новых нейронных связей.

Метод интонационной (мелодичной) терапии основан на «пении». Пациенту предлагается петь слова, которые не удается отчетливо произнести. Визуальная терапия использует возможность формирования ассоциаций между словами, обозначающими предмет, и их визуальным изображением.

Самая распространенная методика лечения афазии — речевая (логопедическая) терапия. Занятия по методике проводятся с логопедом-афазиологом и включаются в курс интенсивной реабилитации больных после инсульта в той мере, в которой это необходимо конкретному пациенту.

Упражнения для восстановления речи после инсульта начинаются с комплекса, который призван постепенно восстановить у пациента навыки владения артикуляционным аппаратом. Это может быть произнесение отдельных звуков, слогов или слов, проговаривание скороговорок. Упражнения выполняются с логопедом, а результаты закрепляются самостоятельно в свободное от занятий время. Чем интенсивнее занятия, тем больше вероятность восстановления.

Диагностика

Диагностика проводится в стационарных условиях. На начальном этапе показан первичный осмотр невролога. Поскольку пациент не может ответить на вопросы, желательно присутствие родственника или человека, который способен ответить на некоторые вопросы за больного, однако это не обязательно. Типичные первичные признаки заметны и так: тревожность, возбудимость, непонимание речи, трудности с говорением.

В обязательном порядке показано проведение рутинного неврологического исследования. Проверяются простейшие базовые рефлексы.

В рамках оценки общего состояния, тяжести поражения церебральных структур, характера таковых назначается группа инструментальных мероприятий.

МРТ – основа и золотой стандарт диагностики. Направлена на визуализацию нервных тканей. Позволяет диагностировать все структурные нарушения. При необходимости назначается прицельная томография отдельных участков головного мозга. Особенно височных долей. Нередко прибегают к контрастному усилению гадолинием. Препарат копится в измененных тканях и усиливает рисунок. Без контраста не обойтись в рамках диагностики опухолей. Нечасто, но сенсорная афазия возможна и при рассеянном склерозе, который также будет хорошо виден на постконтрастных изображениях во всех деталях. Для качественной диагностики нужен высокопольный аппарат с мощностью в 1,5 Тл. По возможности. Низкопольные дадут меньше данных.

МРТ головного мозга

При обнаружении сосудистых новообразований дополнительно проводится ангиография, чтобы лучше визуализировать нарушение.

В обязательном порядке проводится допплерография сосудов шеи, дуплексное сканирование головного мозга, чтобы оценить степень кровотока в церебральных структурах. Это позволит обнаружить цереброваскулярную недостаточность, оценить степень тяжести таковой.

Профильные специалисты, чья помощь также потребуется — нейрохирург, сосудистый хирург. Характеристика сенсорной афазии в рамках конкретной истории болезни должна быть максимально подробной, чтобы определиться с типом патологического процесса и его особенностями. Без этого не может быть эффективного лечения.