Афазия — все подробности об опасном нарушении речи

Речь — специфическая человеческая форма деятельности, служащая общению между людьми. Выделяют 2 основных вида речи:

Классификация

Чтобы правильно подобрать тактику лечения и сформировать адекватный прогноз, очень важно определить тип афазии. Существует несколько классификаций этого заболевания, однако при проведении диагностики наиболее значимым считается следующее деление афазий:

  1. Сенсорная или афазия Вернике. При этой форме болезни поражается верхняя часть височной доли коры мозга. В данном случае происходит нарушение фонетического слуха, при котором человек путает звуки. В результате он слышит слова, но они остаются для него непонятными. Если заболевание имеет выраженный характер, страдает импрессивная и экспрессивная речь. Также нередко человек теряет способность читать слова вслух или записывать предложение.
  2. Акустико-мнестическая афазия. В этом случае страдает средняя треть височной извилины, что влечет проблемы со слухоречевой памятью. Человек понимает речь окружающих, однако быстро забывает полученную информацию. Способности к чтению сохраняются, больные могут переписывать предоставленные данные. При этом устная речь отличается скудным словарным запасом, человек может пропускать существенные слова или менять их на другие определения.
  3. Афферентная моторная афазия. Данное заболевание возникает при нарушении нижней части постцентральной коры. Человек теряет способность к управлению артикуляционными движениями. Если возникают серьезные проблемы, то больной способен издавать лишь определенные звуки. Нередко человек может говорить лишь некоторые слова, которые часто произносил до развития болезни. Врачебный осмотр показывает изменения в управлении языком. Так, больной не может прикоснуться им к губам или теряет способность надувать щеки.
  4. Эфферентная моторная афазия. Развивается при повреждении зоны Брока, которая находится в нижней области премоторного участка. В этом случае человек старается переключиться с одной формы на другую. При легкой степени заболевания пациент пытается подбирать слова с похожими слогами или пользуется расхожими выражениями для построения своей речи. Во время разговора человек все время делает паузы, пропускает глаголы. В сложных случаях он может издавать только отдельные звуки. Если нарушение сохраняется длительное время, возникают проблемы с чтением и письменной речью.
  5. Оптико-мнестическая афазия. Появляется при нарушении височно-затылочной области, расположенной в левом полушарии мозга. При этом человек теряет связь между словом и его значением. Потому больные вынуждены долго подбирать обозначения явлений или предметов, что негативно отражается на скорости их речи.
  6. Динамическая афазия. Этот вид болезни характеризуется нарушением премоторных областей, которые прилегают к зоне Брока. В результате у человека страдает целостность высказывания, ему сложно самостоятельно построить речь. Люди с таким нарушением дают односложные ответы на вопросы, нередко повторяют последние слова.

В иностранной литературе можно отыскать более простую классификацию этой болезни:

Классификация
  1. Задняя афазия – под этим термином понимают органические поражения заднего отдела одного из полушарий. Речь при таком диагнозе остается достаточно понятной и сохраняет свою плавность.
  2. Неплавная афазия – характеризуется нарушением передней доли определенного полушария. В данном случае страдает произношение слов и предложений.

В зависимости от интенсивности проявлений заболевания выделяют такие виды:

  • тотальная афазия – в этом случае речь пациента полностью нарушена;
  • частичная афазия – присутствуют лишь некоторые элементы нарушений, когда нормальная речь сменяется патологической.

История вопроса

Проблема афатических нарушений до настоящего времени является объектом споров неврологов, психологов и лингвистов. Еще в XIX веке выдающиеся ученые установили анатомические зоны, при поражении которых формировались различные афазии. Так, в 1861 году Полем Брока открыта моторная форма патологии речи. Спустя 13 лет Карл Вернике впервые описал сенсорный вариант расстройств фазиса.

В начале ХХ века сформировались понятия о семантической и динамической формах афазий. Семантическую афазию в 1926 году описал английский невролог Генри Хед, термин «динамическая афазия» введен чуть позже немецким психиатром Карлом Клейстом.

Учение об афатических расстройствах (афазиология) имеет достаточно длительную историю. Оно связано с двумя противоположными научными направлениями – теорией отрицания локализованности функций фазиса (речи) в коре и теорией «эквипотенциальности» (равнозначности) корковых полей. До настоящего времени нет точного подтверждения, как и опровержения ни одной из этих концепций. Эквипотенциальность коры противопоставляется огромному фактическому материалу, который был накоплен анатомами, физиологами и клиницистами, однако на практике существуют четкие зависимости определенных речевых расстройств и локализации патологического очага. С другой стороны, не стоит умалять важность подкорковых структур в формировании фазиса.

Читайте также:  Методы эндоваскулярной хирургии аневризмы артерий головного мозга

В целом становление учения об афатических расстройствах, приходящееся на XIX – начало XX веков, характеризуется описательным подходом. Позже в неврологии и психологии назрела необходимость в аналитическом изучении проблемы. Этот этап учения о речевых нарушениях с именем выдающегося отечественного ученого Александра Романовича Лурия. На основе его трудов удалось сформулировать концепцию динамической локализации высших психических функций. Данные представления о механизмах формирования фазиса остаются главенствующими по сей день.

Локализация центров речи

В осуществлении речевой активности ведущую роль играют не ограниченные зоны, а функциональные системы, покрывающие обширные области коры. Однако различные корковые отделы все же не равнозначны для формирования речевых функций. Повреждение отдельных зон способно вызвать определенные афатические синдромы. Общепринятым считается, что центры речи заложены в доминантном полушарии. Доминантность определяется деятельностью ведущей руки, однако точная оценка охватывает и другие моменты. Доминирующим является левое полушарие для правшей и правое – для левшей. Другими словами, афазия у левшей чаще всего диагностируется при разрушении фазисных центров правого полушария, а у правшей – левого. В последнее время появились труды, посвященные изучению афазий у лиц с повреждением субдоминантного полушария.

В задних отделах верхней височной извилины расположен аналитико-синтетический центр звуковой активности и наложения ее отдельных аспектов на имеющиеся гностические понятия. По автору его называют центр Вернике. За счет него человек понимает обращенную (импрессивную) речь.

В нижней лобной извилине (ее задних отделах) располагается центр Брока. Благодаря нему обеспечивается непосредственное воспроизведение речи (ее моторная функция).

В нижнезадних отделах теменно-височной области расположен центр памятной (мнестической) речи. За счет него мы можем назвать знакомые нам предметы, людей, животных.

Способность понимать значения сложносочиненных грамматических предложений и словосочетаний локализована в зоне семантической речи. Она располагается на месте перекрытия ассоциативных волокон теменной, затылочной и височной долей.

Также к функциям фазиса относят чтение и письмо. Центр письменной (графической) речи локализован в заднем отделе средней лобной извилины. Чтение (лексия) страдает при нахождении очагового поражения в теменной доле, в ее угловой извилине.

При раздражении этих центров у больного проявляются речевые или афатические приступы (припадки).

АФАЗИЯ

– расстройство уже сформировавшейся речи, возникающее у людей с сохраненным артикуляционным аппаратом и достаточным слухом, при котором частично или полностью утрачивается возможность активно пользоваться речью для выражения мыслей и чувств и понимать услышанную речь. Нарушение процесса произнесения слов называется моторной, экспрессивной афазией, нарушения восприятия речи — импрессивной сенсорной афазией. Центр моторной речи располагается в задних отделах нижней лобной извилины доминантного полушария, а центр импрессивной сенсорной речи — в задних отделах верхней височной извилины того же полушария (доминантного).

Различают три формы нарушений экспрессивной речи: афферентная, эфферентная и динамическая моторная афазия.

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении постцентральных отделов доминантного полушария большого мозга, обеспечивающих кинестетическую основу движений артикуляторного аппарата. Нарушено произнесение отдельных  звуков. Больной затрудняется в артикуляции, особенно так называемых гоморганных звуков, сходных по месту (например, переднеязычные: «т», «д», «л», «н») либо по способу (щелевые: «ш», «з», «щ», «х») образования. Нарушаются все виды устной речи (автоматизированная, спонтанная, повторная, называние), а также письменная речь (чтение и письмо). Нередко афферентная моторная афазия сочетается с оральной апраксией.

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при повреждении нижних отделов премоторной зоны, области Брока. В отличие от афферентной моторной афазии артикуляция отдельных звуков не нарушена. Дефект касается процессов переключения с одной речевой единицы (звук, слово) на другую. Произнося хорошо отдельные речевые звуки, больной затрудняется в произнесении серии звуков либо фразы. Продуктивная речь заменяется персеверациями, а в тяжелых случаях представлена речевым эмболом.

Читайте также:  Плексит плечевого сустава: почему появляется? Симптомы, лечение

Другой особенностью речи является так называемый телеграфный стиль: речь состоит, в основном, из существительных, содержит очень мало глаголов. Возможна сохранность непроизвольной, автоматизированной речи, пения. Нарушаются чтение, письмо и называние предметов.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ возникает при поражении префронтальных отделов, области, находящейся кпереди от зоны Брока. Центральный дефект этой формы афазии — нарушение активной произвольной продуктивной речи. При этом репродуктивная речь (повторная, автоматизированная) сохранена. Больной не может активно высказать мысль, задать вопрос. При этом он хорошо артикулирует все звуки, повторяя отдельные слова и предложения, правильно отвечает на вопросы.

При  всех видах моторной  афазии больной понимает обращенную к нему речь, выполняет все задания, но сам говорить не может или говорит с резким дефектом.

Нарушения импрессивной речи проявляются двумя основными формами: сенсорной и семантической афазией.

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ (ВЕРНИКЕ) возникает при поражении коры левой височной доли (средние и задние отделы верхней височной извилины — зоны Вернике). Больной воспринимает речь как шум или разговор на неизвестном ему языке. Он не понимает обращенной к нему речи, не выполняет заданий (закрой глаза, покажи язык и т.д.). Больной говорит много и быстро (логорея), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазий (искаженное, неточное употребление слов). Часты повторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Расстраивается письмо, например написание таких слов, как «забор», «собор», «запор».

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ — возникает при поражении левой теменно — височной области у правшей, при которой нарушено понимание смысла — предложений, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает речевых формулировок, отражающих пространственные отношения, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом). Для него недоступен смысл сравнительных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела курицу, курица съела лису), атрибутивных конструкций («брат отца», «отец брата»).

АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ -развивается при поражении нижних и задних отделов теменной и височной областей. Характеризуется забыванием названия предметов, имен. Речь больного насыщена глаголами, но в ней мало имен существительных. Больной  объясняет, что делают показываемым предметом, но не может его назвать.

ТОТАЛЬНАЯ АФАЗИЯ — утрачивается речь во всех ее проявлениях. Это наблюдается при обширном поражении левого полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

Проводниковая афазия возникает при крупных очагах поражения в белом веществе полушарий коры головного мозга. Причинами афазии являются сосудистые поражения мозга, энцефалиты, травмы, опухоли головного мозга. Лечение направлено на заболевание, вызвавшее афазию.

Симптомы

Не важно, какой образуется тип афазии, в результате любого появляется общее речевое нарушение. Происходит это из-за выпадения любой речевой стороны, которая впоследствии вызывает вторичный распад всей речевой системы.

Люди, которые страдают афазией, обладают «телеграфным стилем» речи, то есть в произношении слышатся долговременные паузы, гипофония. Также начинается развитие алексии, аграфии.

Афферентная моторная афазия может проявляться в двух вариантах.

  1. При первом виде наблюдается формирование артикуляционной апраксии, абсолютное исчезновение спонтанной речи, а также появление речевого повторения.
  2. При втором типе происходит развитие проводниковой афазии, присутствие ситуативной речи, нарушения в повторениях и произвольных названиях.
Симптомы

Акустико-гностическая (сенсорная) афазия сопровождается поражением восприятия слуховой информации, когда слуховой аппарат находится в полностью здоровом состоянии. Пациент не способен воспринимать речь других людей, а также наблюдается отсутствие контроля над словесным потоком.

Развитие акустико-мнестической афазии характеризуется неспособностью удерживать в памяти информацию, которая была услышана. При занятиях с логопедом пациент не может повторить следом за специалистом связку, которая состоит из трех-четырех слов.

Амнестико-семантическая афазия проявляется в виде потери памяти на название элементарных предметов. Данная афазия у детей встречается редко, чаще всего наблюдается среди людей пожилого возраста. Нарушается восприятие сложного оборота речи, в том числе отсутствует понимание пословиц или метафор, а также крылатых выражений. Возникает неспособность в понимании текста, который был прочитан.

Читайте также:  Ночное апноэ: лечение, симптомы и причины заболевания

При развитии динамического типа пациент способен верно произносить только отдельные звуки, короткие фразы и слова.

Причины

Мнестическая афазия является серьёзным отклонением, которое появляется из-за различных заболеваний. При диагностике врач обязательно определяет, что в конкретной ситуации привело к возникновению расстройства памяти и речи. Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, которые способны спровоцировать появление неприятного заболевания.

Причины

Возможные провоцирующие факторы:

Причины
  • Инсульт. Во время него происходит острое нарушение кровотока или возникает кровоизлияние в головной мозг. Значительно страдает функция органа, из-за чего человек сталкивается с осложнениями. Даже при своевременном лечении пациент начинает страдать от негативных последствий заболевания. Например, при ишемическом инсульте афазия появляется из-за того, что был недостаток кровоснабжения, и возникло кислородное голодание определённой коры головного мозга. Если пациенту пришлось столкнуться с геморрагическим инсультом, тогда нарушения появились из-за сдавления височной доли излившейся кровью.
Причины

Причины
  • Внутримозговые опухоли. Новообразования в височных отделах приводят к речевым расстройствам. Опухоли способны по мере роста оказывать сдавливающее воздействие на церебральные структуры и питающие их сосуды. Как итог, человек не может полноценно запоминать слова, которые были недавно сказаны.
  • Черепно-мозговые травмы. Достаточно распространенная причина, которая приводит к возникновению мнестической афазии. Это может быть ушиб, появление внутримозговой гематомы, которые приводят к гибели нейронов, отвечающих за слухоречевую память. Патологическая зона разрастается из-за того, что начинается воспалительный процесс и появляется отёк после травмы. Состояние требует незамедлительного обследования и лечения, потому как могут возникнуть крайне негативные последствия для человека вплоть до летального исхода.
Причины

Причины
  • Инфекционные и воспалительные патологии. Ими могут выступить такие болезни, как энцефалит, церебральный абсцесс и менингит. При этом очаги воспалений находятся в мозговой области, отвечающей за речь. К негативным изменениям приводит компрессия, отёк и десметаболизм в области поражения. Из-за этого происходит апоптоз нервных клеток, приводящий к нарушению межнейрональных связей.
  • Прогрессирующие дегенеративные процессы. Проблемы с памятью и речью могут быть вызваны болезнью Альцгеймера, Пика, а также лейкоэнцефалитом Шильдера.
Причины

Причины

Мнестическая афазия будет проявляться конкретными симптомами, при обнаружении которых человеку следует обратиться к врачу. Важно своевременно начать лечение для того, чтобы можно было приостановить развитие заболевания и улучшить речь.

В иной ситуации болезнь будет прогрессировать, из-за чего человеку придётся столкнуться со значительным ухудшением памяти.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.