10 ранних признаков деменции, которые легко пропустить

Олигофрения (или умственная отсталость у детей) – стойкие нарушения в умственной (интеллектуальной) и психической деятельности ребенка. Такие нарушения составляют самую многочисленную группу заболеваний, приводящую к необратимой, органически обусловленной, умственной отсталости у детей, причиной которых можно считать внутриутробное повреждение структур головного мозга плода.

Подробный обзор

Немного статистики

  1. По данным, опубликованным в зарубежных источниках, около 1% мирового населения имеет различную степень олигофрении. Британские же ученые склоняются к цифре 3% и говорят о том, что в некоторых случаях проявления заболевания настолько слабо выражены, что официально не диагностируются.
  2. У женского населения диагноз «олигофрения» встречается в 1,5-2 раза реже, чем у мужского.
  3. В подавляющем большинстве случае, легкая умственная отсталость у детей диагностируется в возрасте 6-7 лет, на момент начала школьного обучения. Тяжелая степень олигофрении диагностируется уже в первые годы жизни ребенка.
  4. 85% детей имеют легкую степень олигофрении, 10% – умеренную, 4% – тяжелую и 1% – очень тяжелую.

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дебильность.

Когда болезнь обусловлена генетическим фактором, врачи определяются с диагнозом еще до рождения ребенка и сообщают о нем родителям. Врожденное слабоумие может являться не отдельным синдромом, а идти в комплексе других психоневрологических патологий.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.

Умственная отсталость легкой степени

Умственная отсталость легкой степени (дебильность) – наиболее распространенная форма интеллектуальной недостаточности (70-85% всех случаев психического недоразвития). В Международной классификации болезней МКБ-10 это расстройство обозначается шифром F 70.

Ранее выделялось несколько степеней дебильности – легкая, выраженная, глубокая, что позволяло более точно подходить к вопросам обучения, трудоустройства и обоснования признаков инвалидности у таких больных.

Основные признаки умственной отсталости легкой степени

  • Коэффициент интеллекта IQ – 50-69
  • По Бине и Симону дебильность устанавливается у  ребенка, который общается с окружающими, используя устную и письменную речь, но отстает в развитии от сверстников на 2-3 года и это не связано с неправильным посещением школы
  • Психомоторное развитие нарушено с раннего детства – позже начинают ползать, сидеть, ходить, говорить
  • Обычно отмечаются дефекты физического развития, неврологическая микросимптоматика, моторная неловкость, косноязычие, бедность и невыразительность мимики
  • Фразовая речь – с 3-4 лет
  • Различают основные и часть дополнительных цветов, выделяют предметы по форме, размеру, весу
  • При легкой умственной отсталости отмечается слабость абстрактного мышления, неспособность к сложным суждениям, отвлечению и обобщению, выделению существенных признаков предметов и явлений, полная беспомощность в заданиях на сообразительность
  • Ребенок, у которого имеется дебильность, может формировать хорошо известные ему группы: «животные», «фрукты», а иногда и «транспорт», «инструменты», «люди», но делает это по конкретно-ситуационным признакам
  • Если имеется умственная отсталость легкой степени, недоступно понимание переносного смысла пословиц, метафор, характерно буквальное их толкование
  • Выявляется бедность словарного запаса, склонность к употреблению слов без точного знания их смысла. Выражение своих мыслей вызывает большие затруднения, часто ребенок с легкой умственной отсталостью не может дать определение тому или иному предмету, заменяя слова междометиями и жестами
  • Пересказ однократно прочитанного текста обычно затруднен, при повторном прочтении ситуация улучшается, но скрытый смысл, подтекст обычно остается нераспознанным
  • Решение арифметических задач в два и более действия недоступно, причем помощь педагога обычно не воспринимается
  • Память снижена, хотя механическое запоминание дат, имен может быть хорошим
  • Отсутствует фантазия, воображение, чувство юмора
  • Интересы – сказки, телевизор, иногда – компьютерные игры
  • Поступки непоследовательны, характерно подражательство, внушаемость, подверженность чужому влиянию, раздражительность или апатичность

Принципы лечения и реабилитации при умственной отсталости легкой степени

Умственная отсталость легкой степени
  • Чем раньше начато лечебно-педагогическое воздействие, тем лучше результат коррекции нарушений при дебильности
  • В первые годы жизни эффективны повторные курсы рефлексотерапии, в том числе сегментарного и точечного массажа, позволяющие стимулировать кровообращение и обменные процессы в коре головного мозга
  • Большое значение имеет правильное питание, игры на свежем воздухе, регулярные занятия лечебной физкультурой, плавание, иппотерапия, музыкотерапия, постоянное общение со здоровыми сверстниками
  • Необходимы ежедневные развивающие занятия, периодические консультации дефектолога, психолога и выполнение полученных рекомендаций, посещение детского сада, школьные занятия
  • У взрослых, у которых с детства диагностирована умственная отсталость легкой степени, в коррекции на первый план выходит регулярная физическая активность, работа по дому и на производстве, социальная адаптация

При правильном воспитании и обучении, своевременной коррекции сопутствующих неврологических и психических расстройств, лица с легкой интеллектуальной недостаточностью могут повысить свой IQ на 10-15 единиц, научиться читать и писать, общаться с окружающими, закончить 4-5 классов общеобразовательной школы или вспомогательную школу, приобрести профессию, успешно работать, создать семью и самостоятельно жить. Конечно, таких результатов достигают далеко не все, но потенциал для этого есть практически у каждого, особенно при легкой степени дебильности (IQ 65-69).

При более выраженном снижении уровня интеллекта дети могут учиться по специальной программе, приобретая преимущественно бытовые навыки и возможность заниматься простым неквалифицированным трудом (подсобный рабочий, уборщица, полевод).

Читайте также:  Как предупредить передачу митохондриальных болезней?

При наличии сопутствующих соматических заболеваний, патологии нервной системы, выраженных психических нарушений больные  умственной отсталостью легкой степени (обычно это выраженная и глубокая дебильность) нетрудоспособны и нуждаются в назначении пособия по инвалидности.

Тяжелая умственная отсталость — что это такое?

Тяжелая степень умственной отсталости принадлежит к регистру психических заболеваний, имеет номер Ф 72. Умственная отсталость формирует несколько форм: дифференцированную, которая имеет свои причины, и недифференцированную, происхождение которой не выяснено.

Распространение столь тяжелой формы умственной отсталости менее выразительно, нежели легкой, но насчитывается немалое ее число. Причины сильно варьируют зависимо от индивида, их огромное множество. Во время доказательной медицины их поиск очень актуален, но не всегда нахождение причины увеличивает количество шансов для подбора адекватного лечения.

Направление поиска причин подбирается индивидуально из-за разных клинических случаев, поскольку невозможно предсказать исход всех ситуаций. Факторы появления тяжелой умственной отсталости вызваны в разнообразных источниках, ребенок может быть поддан им еще в утробе, находясь под защитой, при родах с тяжелым исходом, при инфекциях, травмах и множестве иных причин.

Интоксикации занимают одно из лидирующих причин, поскольку их может быть множество. Многие лекарства, влияющие внутриутробно, такие как Эмбриотоксин или Фетотоксин с оказанием тератогенного действия, могут привести к тяжелой умственной отсталости. Согласно данным американкой ассоциации проверки лекарств и еды беременным, к безвредным можно лишь солевые растворы и то достаточно выборочно. А никакие не витамины, полезные таблетки, поддерживающие плод, а про антибиотики, гормоны, цитостатики и антигельминтные вообще нет речи. Но, сейчас выражена полипрагмазия со значительным приемом лишних препаратов, поэтому многие пары, не зная о своем новоиспеченном положении, принимают токсичные тератогенны. Также опасны снотворные, транквилизаторные препараты и нейролептики, многие анестетики, препараты для наркоза, а также наркотики и алкоголь.

Алкоголизм у матери может принести немало опасностей и спровоцировать появление тяжелой умственной отсталости. Влияниями со сферы экзогений также являются интоксикации у матери при болезнях соматического происхождения и токсикомании. Особенно опасные группы торч-инфекций, к ним принадлежат токсоплазмоз, который у взрослых практически инертен, краснуха, детская болезнь, имеющая непоправимое тератогенное влияние на плод, с глухотой и слепотой, также очень опасен цитомегаловирус и герпесвирус. Особенно опасна эта патология в остром течении при беременности в силу непоправимого влияния на плод с их способностью проходить через плаценту.

Влияние абсолютно всех вирусов на плод медицине неизвестно, но даже элементарная простуда способна иногда сильно навредить умственному развитию, а грипп, краснуха, ветряная оспа, скарлатина и подавно.

Многие хронические хвори, а также токсичные работы весьма вредны для не рожденного малыша. Ведь в организме матери накапливаются вредные метаболиты и нарушается нормальный обмен. Это нередко вынуждает кроху перебирать на свой хрупкий организм функции детоксикации, что ведет к формированию декомпенсаций с тяжелой умственной отсталостью.

Многие акушерские патологии также приведут к умственной отсталости: хроническая и острая гипоксия плода, отслойка плаценты, низкое расположение ее, многоплодие, особенно с однояйцевыми близнецами и мало- и многоводие при беременности. Травмы в любой период вынашивания и при родах могут стать фатальными для нормального развития головного мозга. Особенно опасны травматические способы родовспоможения, а также гипоксические страдания плода.

Сейчас с появлением генетики начали выявляться генетические синдромы, ведущие к тяжелой умственной отсталости.

Тяжелая умственная отсталость у детей появляется при синдроме Ретта, генетической мутации, которая в возрасте шести месяцев ведет к регрессу ребенка, до того нормально формировавшегося умственно. Тяжелая умственная отсталость у детей бывает при травмах или болезнях в раннем — до 3- летнего возраста.

Общее описание олигофрении

До появления названного термина похожие заболевания носили общее название – слабоумие.

«Олигофрения – что это за болезнь{q}» – подобные вопросы часто задаются психиатрам, которые занимаются обследованием детей.

Патологию следует рассматривать отдельно от приобретенной формы слабоумия (деменции). При такой патологии интеллект человека снижается по нескольким причинам, среди которых и поражения головного мозга.

При деменции интеллект снижен по сравнению с интеллектом здорового человека. Если же человек страдает олигофренией, его интеллект не развивается.

Это отклонение было выделено в качестве отдельного заболевания в начале 20 века. При этом не разделялись врожденные и приобретенные патологии.

Олигофрения возникает вследствие внутриутробного недоразвития мозга. Также патология может появиться вследствие различных повреждающих факторов окружающей среды.

При таком заболевании все психические функции являются недоразвитыми. Человек не способен абстрактно мыслить и имеет нарушения речи, моторики, а также восприятия и памяти.

При тяжелых формах, заболевание может быть выявлено уже на первом году жизни. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев читайте в нашей следующей статье.

Медицина определяет данное заболевание следующим образом: олигофрения — это врождённая (чаще всего) или приобретённая умственная задержка, неполноценное развитие психики.

Она проявляется нарушением интеллекта, вызвана патологиями головного мозга и ведёт к социальной дезадаптации. У детей с таким диагнозом страдает не только разум, но и эмоции, воля, речь, моторика.

Несмотря на то, что термин «олигофрения» употребляют как синоним умственной отсталости, последнее понятие гораздо шире. УО включает в себя не только задержку в развитии психики, которая вызвана органическими патологиями, но и социально-педагогическую запущенность.

Необходимо также иметь в виду отличие олигофрении от деменции — приобретённого слабоумия:

  • при деменции структуры мозга у ребёнка формируются нормально и психика достигает какого-то уровня развития до определённого момента, а нарушения интеллекта обнаруживают себя позднее, под влиянием внешних факторов; при олигофрении все эти показатели изначально не могут развиваться нормально;
  • олигофрения не прогрессирует, уровень УО остаётся прежним; при деменции интеллектуальный дефект со временем обычно увеличивается;
  • деменция наделяет познавательные функции неравномерностью: некоторые из них ярко нарушены, а другие остаются в норме; при олигофрении все функции (речь, восприятие, моторика, мышление, память, эмоции) у ребёнка недоразвиты одинаковы.

Ещё один очень важный вопрос — передаётся ли олигофрения по наследству — волнует многих родителей, страдающих от этого заболевания в той или иной степени.

Если форма приобретённая, то бояться нечего: малыш будет здоровым. Если врождённая, есть риск появления на свет умственно отсталого, но он не 100%-ный.

Читайте также:  Энцефалопатия сложного генеза как вылечить

Учёные сейчас изучают данную проблему более детально, чтобы в будущем как можно точнее высчитывать шансы на рождение больных детей. Ну а чтобы их снизить, нужно знать точные причины возникновения УО.

Происхождение названия. Медицинский термин «олигофрения» восходит к двум греческим словам: «oligos», что значит «малый» и «phrēn» — переводится как «ум».

Зачем нужны корректирующие игры

Ребенку трудно или совсем не дается обучение в общеобразовательных заведениях, он не способен адаптироваться в социуме. По этой причине, разработаны программы, называемые коррекционно-развивающими, так как болезнь не лечится, а только поддается корректировке интеллектуальная, умственная составляющая.

Игры помогают детям адаптироваться в социуме

Важно: не стоит ожидать мгновенных результатов от занятий, родителям придется набраться терпения и мудрости, чтобы добиться прогресса в развитии малыша.

Подвижные игры для детей с умственной отсталостью

Игры на развитие двигательных способностей отлично развивают мелкую моторику, координацию, равновесие, позволяют концентрировать внимание на определенном объекте. Малыш осваивает простое представление о расстоянии, величине, весе предмета.

Водители

Встать рядом с малышом и повторять: Мы едем, едем на машинке, нажимаем ножками на педали, включаем газ, потом выключаем. Смотрим внимательно вперед. Идет дождь и дворники стирают капельки — то вправо, то влево. Теперь стекла без воды! Водители мы хоть куда! Во время инсценировки, детишки должны повторять за преподавателем движения ножками и ручками.

Мой танец

Детей нужно собрать в хоровод и напевать: Детки, нам навстречу летят красивые бабочки, они танцуют и кружат под музыку. Давайте повторим за ними и будем также кружиться. Под звуки ритма, учитель делает разные движения руками, ногами, а дети повторяют за ним. В определенный момент, преподаватель должен коснуться одного из ребятишек, он выходит в центр круга и танцует по своему, затем в игру вступает следующий участник.

Что там летает?

Учитель называет предмет, летающий в воздухе. Ребенок должен ответить, что это летает и махать руками как крыльями. Если преподаватель произносит слово, принадлежащее нелетающему объекту, малыш сидит спокойно.

Найди ухо и нос

Учитель должен дать команду — произнести слово «нос» и дотронуться до носа, затем «ухо» — прикоснутся к уху. Первая попытка должна совершаться вместе с ребенком, вторую малыш должен сделать сам.

Запрещенные движения

Учитель совершает движение, которое нельзя повторять детям, затем дополняет действия взмахами рук и ног, которые также нельзя воспроизводить. Тот, кто «ослушался» и повторил действия, выбывает из игры.

Есть или не есть

С произнесением слов, учитель бросает детям мяч. Слово может означать съедобный или несъедобный предмет. Если кто-то поймал мяч при «несъедобном» — выбывает из игры.

Игры, направленные на развитие речи у детей с умственным отставанием

Витрина магазина

Учитель ведет малышей к небольшой витрине, называя ее Лавкой Сказочника. Там расставлена яркая посуда, а дети становятся в очередь. Когда малыш подходит, учитель спрашивает, что ему продать и отпускает товар только тогда, когда «покупатель» назовет предмет, его цвет. Игру можно закончить с полной реализацией представленного товара.

Некоторые игры помогают развивать у детей речь

За что меня любят

Вместе с учителем, детки идут по дороге в Страну Сказок, на их пути встречается волк. Пока малыши не расскажут, за что его можно полюбить, прохода нет.

Выбери себе имя

Чтобы продолжить путь по дороге Сказок, малышам нужно придумать себе имя, которое им нравится. Преподавателю нужно задать вопрос — почему именно это имя выбрал тот или иной ребенок.

Разработка зрительной внимательности

Найди лишнее

На карточке нарисовано 6-10 объектов, из которых 2 совершенно одинаковых рисунка. Ребенку нужно найти их и озвучить.

Укажи лишнее

На картинке 5 одинаковых рисунков и один отличающийся. Малыш должен указать на лишний предмет.

Ищем отличия

На карточке нарисованы две картинки, у них есть несколько отличий, которые должен найти ребенок.

Строим узоры

Малышу нужно дать цветные палочки, мозаику, чтоб он выложил букву, узор, цифру и т.д.

Мастерим бусы

Нужно взять два цвета (или вида) бус и показать схему, по которой ребенку нужно их нанизать на нить.

Выходим из лабиринта

Представить карточку, на которой нарисован лабиринт. Дитя должно взглядом показать пути и выход. Если сложно сделать это только глазами, дать карандаш, палочку.

Есть игры, которые помогают развивать внимание

Симптомы

В соответствии с классификацией Е. И. Богдановой, принятой в 2010 году, для данной группы состояний характерны такие проявления:

  • снижение интеллекта;
  • общее системное недоразвитие речи;
  • нарушение внимания, сопровождающееся неусидчивостью, переключаемостью, трудностью распределения внимания;
  • нарушенное восприятие – снижение объема восприятия, замедленность, фрагментарность;
  • некритичность мышления, конкретность;
  • познавательные интересы недоразвиты;
  • нарушена эмоционально-волевая сфера, что проявляется в неустойчивости эмоций, их неадекватности.

Развитие детей с умственной отсталостью происходит со значительным опозданием, что становится особенно заметно, когда обычный ребенок приобретает первые речевые и двигательные навыки – приблизительно к третьему году отсталые дети начинают позже держать голову, сидеть, ползать, лепетать, произносить первые звуки, слова, фразы. Для эмоциональных реакций свойственна импульсивность, отсутствие полутонов. Побуждения таких детей примитивны или обнаруживается слабость мышления. Конкретное мышление всегда довлеет над абстрактным.

Когнитивные тесты

Вопросы теста

  1. Каков ваш возраст?
  2. Сколько сейчас времени с точностью до часа?
  3. Повторите адрес, который я сейчас вам покажу.
  4. Какой сейчас год?
  5. В какой больнице и в каком городе мы сейчас находимся?
  6. Сможете ли вы сейчас узнать двух людей, которых видели ранее (например, врача, медсестру)?
  7. Назовите дату вашего рождения.
  8. В каком году началась Великая Отечественная Война (можно спросить о любой другой общеизвестной дате)?
  9. Как зовут нашего нынешнего президента (или другую известную личность)?
  10. Посчитайте в обратном порядке от 20 до 1.

Тест GPCOGВрач задает 6 вопросов о том, как изменилось состояние пациента за последние 5-10 лет, на которые можно ответить «да», «нет» или «не знаю

  1. Возникает ли больше проблем с запоминанием недавно произошедших событий, вещей, которыми пользуется больной?
  2. Стало ли сложнее вспоминать разговоры, происходившие несколько дней назад?
  3. Стало ли сложнее находить нужные слова во время общения?
  4. Стало ли сложнее распоряжаться деньгами, управлять личным или семейным бюджетом?
  5. Стало ли сложнее самостоятельно вовремя и правильно принимать лекарства?
  6. Стало ли для пациента сложнее пользоваться общественным или личным транспортом (тут не имеются в виду проблемы, возникшие из-за других причин, например, из-за травм)?
Читайте также:  Аутизм у детей: признаки заболевания и причины возникновения

Характеристика больного ребенка

Дефекты развития умственно отсталого ребенка затрагивают все параметры личности и человека в целом. Органические дефекты выливаются в такие заболевания как гидроцефалия и ДЦП. Интеллектуальные отклонения связаны с повреждением некоторых корковых процессов мозга. Трудности с познавательной деятельностью приобретают разную форму, приводя к невозможности обучения умственно отсталых детей. Физиологические нарушения приводят к снижению зрения, слуха, недоразвитости речи.

Психология определяет три критерия:

  1. клинический – связан с органическим поражением мозга;
  2. психологический – выражается в нарушениях познавательной деятельности;
  3. педагогический – свидетельствует о низком уровне обучаемости.

Проблемы восприятия

Восприятие получаемой информации происходит в неполном объеме. Малышам сложно провести анализ и описать увиденное изображение. Запомнив один предмет, они не стремятся самостоятельно познавать другие вещи, их необходимо подталкивать к действию. Заниматься обучением умственно отсталых детей в обычной школе невозможно.

Ребенок с подобным отклонением не ориентируется в простейших вещах и не может посещать обычную школу

Познание мира должно происходить поэтапно, но у больных детей этот механизм нарушен. Отсутствует системный анализ предметов, малыш с трудом способен заметить связь между частями целого. Такая рассеянность приводит к потере первоначального представления об изучаемой им вещи. Слабая мыслительная активность мешает правильно оценивать свои поступки и действия.

Отставание в речи и мыслительных функциях представляет серьезные отличия больных малышей от обычных. Больные дети с большим трудом осваивают письменность и чтение, они невнимательны, не могут довести начатое до требуемого грамотного завершения.

Недоразвитость, как свидетельствует психология, заметна и в эмоциональном плане. Малыши внешне не проявляют своих переживаний, у них плохо работают волевые механизмы, слабо развита активность. Отстают в физическом развитии, запаздывая с освоением основных навыков: плохо и поздно начинают ползать, держать голову, ходить.

Игры таких деток даже в школьном возрасте остаются очень примитивными

Признаки слабоумия у детей: симптомы детской деменции у дошкольников и подростков в 11-лет

Слабоумие у детей и подростков – это глубокое необратимое расстройство психики, связанное с распадом интеллекта, нарушением познавательных процессов и обеднением эмоциональной сферы в целом.

Для выявления умственной отсталости используются психологическое тестирование, лабораторные и инструментальные исследования.

Это состояние не поддается лечению, поэтому для детей, страдающих снижением интеллекта, используют симптоматическое лечение.

Виды умственной отсталости

Термином «умственная отсталость» у детей принято обозначать группу наследственных, врожденных или приобретенных в раннем возрасте нарушений общего психического развития. Данное состояние характеризуется нарушением способностей, которые проявляются в период созревания личности. При этом страдают общий интеллект, речевые, моторные и социальные способности.

В качестве дифференцирующего фактора при построении классификации умственной отсталости применяется степень выраженности, глубины интеллектуального дефекта. В зависимости от этого выделяют следующие степени слабоумия:

  • легкую степень;
  • умеренную;
  • тяжелую;
  • глубокую.

При постановке диагноза и разработке индивидуального плана лечения медики руководствуются данной классификацией. Однако при проведении научных исследований использовать данную градацию не всегда правильно, поэтому нередко учитывают непосредственно причину, приведшую к развитию умственной отсталости.

Группы риска

У каждого человека (молодого и среднего возраста) существует довольно высокий риск заболеть этим страшным недугом.

Серьезную угрозу представляют следующие факторы:

  • курение;
  • чрезмерное употребление алкоголя;
  • повышенный холестерин;
  • ожирение;
  • тяжелая депрессия;
  • атеросклероз;
  • сахарный диабет;
  • гипертония или гипотония;
  • высокий уровень в крови эстрогена и гомоцистеина.

Любой из этих факторов, способен привести к появлению ранней деменции, поэтому необходимо заранее сдать все анализы и изменить привычный образ жизни.

Причины умственной отсталости у детей

После того как выявлено отклонение, врачи назначают комплексное обследование пациента с целью установления причины умственной отсталости.

Выявить провоцирующий фактор удается не всегда, кроме того, в отдельных случаях выявляется одновременное наличие нескольких причин.

В зависимости от их типа и происхождения выделяют две большие группы факторов, которые способны спровоцировать умственную отсталость у ребенка:

  • внешние, экзогенные;
  • внутренние, эндогенные.

Эндогенные причины умственной отсталости

Среди основных эндогенных факторов, обуславливающих отставание в умственном развитии, выделяют следующие причины:

  1. Наследственность. Врожденное слабоумие в 75% случаев является результатом генетических аномалий. Так, наследственный фактор может проявляться в несовместимости резус-фактора у матери и будущего ребенка, хромосомных заболеваниях (синдром Дауна).
  2. Нарушение белкового обмена – фенилкетонурия сопровождается нарушением умственной деятельности.
  3. Воспалительные процессы в головном мозге и его оболочках – менингит, менингоэнцефалит, возникшие у малыша, вызывают умственную отсталость.
  4. Родовые травмы – сдавления черепа, гипоксия могут вызвать нарушения в развитии головного мозга, что выражается в умственной отсталости.

Экзогенные причины умственной отсталости

Умственная отсталость длительное время изучалась учеными как заболевание. В результате был выделен ряд экзогенных факторов, способных спровоцировать приобретенное слабоумие. Среди основных:

  1. Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, вирусный гепатит, корь).
  2. Интоксикации материнского организма во время беременности – любые состояния материнского организма, возникающие под действием ядовитых веществ: длительный прием лекарственных средств, алкоголя.
  3. Дистрофии беременной женщины – нарушения обмена веществ в тканях, вызывающие сбои в их работе.
  4. Заражение плода паразитами из материнского организма (токсоплазмоз).
  5. Сифилис у матери способен спровоцировать инфицирование спирохетой, которая повреждает головной мозг плода.
  6. Травмы плода при родах – наложение щипцов, сдавливание головки плода при затяжных родах.
  7. Длительная асфиксия плода во время родов.
  8. Факторы внешней среды – термин цифровое слабоумие звучит все чаще. Современные дети не стремятся к обучению, познанию и приобретению новых навыков.

Можно ли вылечить в молодом возрасте

Полностью излечить больного, страдающего слабоумием, невозможно.

Вовремя проведенная диагностика позволяет назначить лечение, тормозящее развитие патологии.

Человек, получающий правильную терапию, может полноценно прожить с таким диагнозом длительное время, не ощущая дискомфорта.

На поздних этапах развития лечение бессмысленно. Кроме медикаментов, назначается также психологическая реабилитация и ЛФК.

Препараты, используемые в лечении:

  • антидепрессанты;
  • психостимуляторы;
  • нейролептики;
  • ноотропы.

Хорошо зарекомендовали себя дополнительные интеллектуальные и физические нагрузки, лечебная гимнастика, занятия творчеством, беседы с психологом.