Нулевой травматизм в охране труда: прежде всего отношение

специалист в области развития культуры безопасности, управления изменениями, эмоционального интеллекта

Концепция нулевого травматизма. Как это работает?

Представьте ситуацию: родитель впервые берет своего ребенка на руки. Вряд ли в вопросе безопасности его цель «запланировать снижение уровня рисков травматизма ребенка при играх на площадке на 82% и снизить количество ссадин и ушибов на 56% по сравнению с остальными одноклассниками в средней школе».

Цель — абсолютная безопасность ребенка. И вот это есть отношение! Это то, как мы можем относиться к безопасности другого человека. Даже иррациональность такого посыла совершенно не мешает вам опять и опять не отступать и не менять цель — ноль травматизма.

Именно так большинство родителей на всех уровнях сознания и подсознания строят стратегию безопасности ребенка в семье.

Почему же, когда мы переходим в промышленную среду, мы снижаем цель до какого-то процента? Если руководитель изначально считает нулевой травматизм утопией, то именно этот руководитель никогда не достигнет осознанной безопасности для сотрудников. Сам-то он осознает, что травматизм допустим, естественен и ничего с этими «работягами» поделать невозможно, все равно будут «лезть» куда не надо.

Приведу пример из опыта нефтяной компании.

  • До шестидесятых годов XX века нефть в Советском Союзе в основном добывали на Каспии и на Северном Кавказе. Месторождения в этих регионах разработали еще в царской России. За многие годы добычи там сложились нефтяные рабочие династии — традиции преемственности, семейные догмы безопасности.
  • После 60-х начали открывать первые нефтяные месторождения в Западной Сибири. Естественно, для начала добычи приглашали семейные династии из регионов Каспия и Кавказа. Вахтовым методом в западной Сибири с первых дней освоения нефтяных месторождений работали семейные бригады, в которых за многие годы были свои непреложные правила и уважение младших к старшим.
  • Через несколько лет количество месторождений выросло. Опытных бригад стало не хватать. Появились сборные бригады со всего Советского Союза.
  • Через три года, когда начали свою работу сборные бригады, кто-то из западных специалистов по охране труда, проведя наблюдения, сделал вывод о том, что травматизм у семейных бригад был в три раза меньше, чем у сборных. Почему? Потому что, например, если дядя увидел, что племянник работает в перчатках, из которых вылезли нитки, и отправил его сменить их, племянник сменит перчатки без лишних слов. Это отношение старшего опытного мастера к младшему. Младший же беспрекословно слушается.

Ключевой фактор рисков травматизма на производстве — отношение к своей жизни, к обязанностям и коллективу. Давайте разберемся, почему в разное время один и тот же работник может быть в разной степени подвержен риску травматизма, и ответим на вопрос, можно ли этим управлять?

Читайте также:  Методы детоксикации и эстракорпоральной оксигенации крови

Понятие травмы

Травма – это результат воздействия на организм в целом или на его какую-либо часть механических или термических факторов внешней среды. Это физическое повреждение, имеющее место, когда человек внезапно подвергается такому воздействию энергии, которое превышает физиологическую сопротивляемость организма; или когда организм страдает от дефицита одного или нескольких жизненно важных элементов. Согласно традиции травмы классифицируют по такому фактору, как намеренность.

Основными причинами непреднамеренных травм являются дорожно-транспортные происшествия, отравления, утопления, падения и ожоги.

Это могут быть: ушибы, раны, переломы костей, вывихи в суставах, различной степени ожоги, отморожения, а также электротравмы.

Причиной преднамеренных травм является насилие. Насилие определяется как преднамеренное применение физической силы или власти – или угроза их применения – в отношении самого себя, другого человека, группы или сообщества людей, что приводит к физической или психологической травме, смерти, отклонениям в развитии или депривации.

Насилие можно подразделить на следующие категории: направленное на самого себя (самоубийства или самоповреждения), коллективное (войны или деятельность бандитских группировок) и межличностное (совершаемое детьми, партнерами, более взрослыми людьми, знакомыми и незнакомыми людьми).

Детская травма – это повреждение развивающегося организма ребенка, в результате воздействия на него в целом или на какую-либо его часть тела механических или термических факторов внешней среды. Ребенок неспособен избежать несчастных случаев в связи с отсутствием жизненного опыта, наличием неэффективных механизмов взаимодействия с окружающей средой из-за незрелости координационных механизмов и двигательных программ центральной нервной системы.

Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения, занимая значительный (до 25%) удельный вес в общей заболеваемости детей.

Значительная травма с момента своего возникновения становится травматической болезнью. Травматизм делится на две группы. Первую группу составляет производственный травматизм (промышленный, сельскохозяйственный). Ко второй группе относят непроизводственный (транспортный, уличный, бытовой, спортивный) травматизм.

Способы контроля за состоянием ОТ

Методы анализа производственного травматизма

Контролировать процесс должен специальный отдел. Если организация большая, то это должен быть целый штат сотрудников. Ниже указан перечень обязанностей службы безопасности, участников профилактики травматизма:

  • контроль за сотрудниками и их руководителями;
  • проверка соблюдения требований и следование нормативным актам и уставу фирмы;
  • соблюдение коллективного договора и должностной инструкции;
  • предоставление и использование средств индивидуальной защиты;
  • предотвращение несчастных случаев;
  • расследования опасных ситуаций, которые уже произошли;
  • планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
  • исследование возможных причин травматизма;
  • выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля;
  • соблюдение требований охраны труда.

Важно! В каждой организации должна быть подробная инструкция каждого мероприятия и организационного процесса.

Читайте также:  Болевые точки желчного пузыря и поджелудочной железы

Чаще всего причиной производственного травматизма является плохая осведомленность сотрудников. Именно поэтому важна грамотная организация профилактических мероприятий. Основная работа службы безопасности не только в том, чтобы инструктировать и контролировать работу, но и в устранении факторов, которые могут спровоцировать несчастный случай.

Профилактика травматизма

Предупреждение гибели и травматизма начинается с личной культуры участников движения, применения технических средств, предназначенных для обеспечения безопасности водителя, пассажиров, пешеходов. Для снижения количества раненых и погибших во время автокатастроф применяют:

  1. Детские автокресла. Родители должны проявлять заботу и обеспечивать защиту ребенка.
  2. Светоотражающие материалы. В сумерки и ночное время недопустимо идти вдоль дороги, переходить трассу в темной одежде. Водитель не сможет своевременно увидеть человека и уйти от столкновения с ним.
  3. Обучающие центры. Сегодня повсеместно создаются курсы и группы юных помощников полиции, где детей обучают, как избегать проблем во время движения по улицам города.
  4. Интернет-игры, позволяющие ребенку изучить знаки, понять специфику движения на дорогах.

Наибольшее количество случаев, результатом которых становится получение тяжелых травм и гибель людей, происходит по причине:

Профилактика травматизма
  • лихачества на красный свет светофора;
  • движения авто на высокой скорости по населенному пункту, во время гололеда, по трассе с плохим покрытием;
  • управление машиной после употребления спиртных напитков;
  • общение автомобилиста по телефону;
  • неисправность тормозной системы, подушек безопасности.

Совет! Чтобы снизить риск травматизма, пассажиры должны вести себя спокойно и не отвлекать водителя от процесса вождения. Пешеходы обязаны переходить дорогу только в положенных местах.

БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ – СОХРАНЕНИЕ ДЕТСКИХ ЖИЗНЕЙ

Дорожно-транспортный травматизм (далее ДТТ) в Европейском регионе по данным ВОЗ – одна из ведущих причин детской смертности в результате непреднамеренных травм и инвалидности в связи с повреждениями головного мозга и конечностей, длительным ухудшением состояния здоровья от основных травм. В России уровень детской смертности от внешних причин один из самых высоких в мире.

Главной причиной практически всех несчастных случаев с детьми на дороге является несоблюдение участниками правил дорожного движения, а также отсутствие культуры поведения на дороге. Частота гибели детей – участников дорожного движения изменяется в зависимости от возраста. Дети от 0 до 14 лет в основном погибают как пешеходы (48%), как пассажиры в автомобилях (32%), как велосипедисты (9%), как мотоциклисты (6%). Смертность на дорогах детей в категории от 15 до 17 лет по способам перемещения иная: как пешеходы (21%), как автомобилисты (40%), с использованием моторных двухколесных транспортных средств (31%), как велосипедисты (9%), как мотоциклисты (6%). Таким образом, дети старшего возраста больше подвержены риску, связанному с автомобилями и моторными двухколесными транспортными средствами, чем с ходьбой пешком или ездой на велосипеде.

Факторы риска ДТТ у детей: опасная конструкция дорог, несоблюдение правил дорожного движения, нарушение скоростного режима — высокие скорости транспортных средств, неиспользование защитных устройств, употребление алкоголя и психоактивных веществ; погодные условия, темное время суток, оставление детей без присмотра.

Читайте также:  23.2. Хирургическое лечение туберкулеза легких

Чаще всего дети и подростки совершают следующие нарушения: — переходят дорогу не в установленных для этого местах; — не замечают запрещающий сигнал светофора; — перебегают дорогу перед приблизившейся автомашиной; — нарушают правила управления велосипедами, мопедами, мотоциклами.

Защитные факторы:

— наличие безопасных зон для игр и ходьбы, придорожных барьеров, пешеходных переходов, велосипедных дорожек;

— недопущение езды детей на велосипедах по проезжей части;

— регулирование скоростного режима;

— использование ремней и систем безопасности;

— средства ограничения подвижности детей в автомобиле, в т.ч. детских кресел;

— размещение детей на задних сидениях автомобилей;

— использование шлемов и светоотражателей на одежде и колесах при передвижении на мотоциклах и велосипедах;

— наличие и доступность защитных устройств;

— соблюдение правил езды на велосипеде и мотоцикле;

  • Предупреждение детского дорожно — транспортного травматизма
  • ­ Разъяснение важности правил дорожной безопасности.
  • ­ Формирование навыков соблюдения правил дорожного движения.
  • ­ Непрерывное обучение правильному поведению на дороге, начиная с дошкольного возраста посредством интерактивного обучения, показа видеофильмов, разработки, публикации и изучения материалов по безопасности дорожного движения.
  • ­ Привитие детям знаний о дорожных значениях: дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, пешеходный переход, перекресток и др. элементах дороги); грузовая и легковая машина, автобус, троллейбус, мотоцикл, велосипед и другие транспортны средства; значение сигналов светофора и дорожных знаков.
  • Формирование навыков поведения родителей на улице:
  • Переходить дорогу размеренным шагом, без спешки.
  • ­ Переходя дорогу прекратить все разговоры, давая понять ребенку всю серьезность ситуации.
  • Всегда соблюдать правила дорожного движения.
  • Обращать внимание на нарушителей правил дорожного движения и объяснять ребенку, что так делать нельзя
  • ­ Переходить дорогу только в положенном месте.
  • ­ Закреплять с детьми знания правил дорожного движения при переходе дороги

Правила дорожного движения – детям!

  1. Ознакомиться с дорожной обстановкой: при переходе дороги посмотреть, нет ли опасности, нет ли рядом машин.
  2. Переходить улицу по пешеходному переходу, зебре.
  3. Переходить улицу на зеленый сигнал светофора.
  4. Запрещается переходить улицу на красный и желтый сигнал светофора.
  5. Ходить по придорожным тротуарам только с правой стороны.
  6. Обходить стоящий автобус опасно. Нужно подождать пока автобус отъедет от остановки.
  7. При переходе улицы посмотреть сначала налево, дойти до середины, потом посмотреть направо и продолжить путь.
  8. Никогда не перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем.
  9. За городом нужно идти по обочине, навстречу транспортному потоку.
  10. Быть более внимательными при следующих погодных условиях: сильный дождь, гололед, заснеженные дороги, туман.

Помните! Знания о правилах поведения на дорогах и их выполнение являются залогом сохранения жизни детей!